Групповая работа на уроках математики

  • Научные работы
  • Педсоветы
  • docx
  • 13.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные  слова: “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов  ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит  человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной  сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли”  Эти слова очень актуальны и в наше время. Не секрет, что в последние годы все  заметнее спад интереса учащихся к знаниям. И поднять интерес к обучению ­ наша  задача. На своих уроках я большое внимание уделяется групповой работе как одной из форм взаимодействия студентов на уроке.  Групповая технология ­ это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно­ познавательной деятельности учащихся является групповая.    При групповой форме деятельности группа делится на подгруппы для  решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное  задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его  сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Групповая технология является наиболее приемлемой среди всех технологий.  1.Во­первых , потому, что в условиях классно­ урочной системы этот тип занятий  наиболее легко вписывается в учебный процесс.  2. Во­вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение  материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие  учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу,  коммуникабельность, желание помочь другим. Так, на уроке геометрии при изучении темы «Многогранники» группа делится по  желанию на 5 подгрупп, каждая из групп готовит свою тему (презентацию, макет)и  каждая группа защищает свою тему.На 2 курсе группа делится на 3 подгруппы и каждая подгруппа решает одну и ту же  систему линейных уравнений разными методами. Вот несколько общих рекомендаций по организации групповой работы на занятиях. 1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко Ясные формулировки задания — залог  успешной работы. Перед началом работы  следует   объяснить ученикам, что именно от них  требуется, т. е. дается небольшая  инструкция.  Зная особенности своих учеников, преподаватель может зачитать  инструкции, а потом можно использовать разминки или подготовительные  упражнения. Так, можно предложить ученикам взглянуть на предмет обсуждения  с разных точек зрения(работа на проективную подструктуру мышления); записать  на доске список ключевых слов и выражений к обсуждаемой теме (работа  на топологическую и порядковую подструктуры мышления), можно предложить  ученикам составить такой список самостоятельно; зачитать несколько коротких  отрывков по изучаемой теме, которые могут натолкнуть участников на интересные  мысли (работа на алгебраическую подструктуру мышления). Таким образом, ученик пойдет своим путем к выполнению задания. 2. Нужно распределить роли внутри группы Например, при групповом обсуждении можно предложить распределить роли  в группе: генератор идей (разработчик идей), конструктор, оформитель, расчетчик . Можно самому определить роли каждому .Распределение ролей в группе  преподавателем на первых этапах формирования групп нужно, т. к. ученики только  учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики  работы в группе, преподаватель делегирует право распределения ролей самим  ученикам. Ученики могут предложить назначить ведущего, секретаря и докладчика  (участники могут меняться ролями). Ведущий руководит обсуждением и следит  за тем, чтобы все говорили только о данном вопросе. Секретарь записывает реплики участников, а потом на основе своих записей составляет тезисы (один или вместе  с докладчиком). После окончания обсуждения докладчик «отчитывается» о работе  группы. Все остальные активно участвуют в обсуждении. Таким образом, каждый  член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои  обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу. 3. Поведение преподавателя во время групповой работы Преподаватель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по­ разному: 1. он может контролировать, 2. организовывать,3. оценивать работу учеников, 4. участвовать в работе группы  5. предлагать участникам разные варианты решений, 6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. А вот чего не следует делать преподавателю, который хочет организовать  эффективную групповую работу: ∙ сидеть за своим столом, проверяя тетрадки; ∙ воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно  позволить себе выйти из класса; ∙ уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных; ∙ исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами); ∙ оказывать давление на участников или мешать им высказываться; ∙ нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат  грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной  форме; ∙ нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников  подавляюще; ∙  не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто­то из учеников; ∙ не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой  работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя.  Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования  групп и организации работы в них;  включение сразу всех учеников в работу,  рабочий шум на уроке.  С другой стороны Групповая работа способствует более прочному и глубокому  усвоению знаний,  развитию индивидуальных способностей,  развитию самостоятельного творческого мышления.  Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом  при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества  личности.Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет  преимущество в  сравнении с традиционной методикой обучения.