Групповая работа на уроке литературы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Групповая работа на уроке литературы Опережающее домашнее задание: 1. Прочитать рассказ. 2. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение. Деревенская изба. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят. 3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка) I. Вступительное слово. 1. Чтение эпиграфа Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и чувствовать доброту. (В.П.Астафьев.) - Эти слова правды принадлежат замечательному писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе.( “Васюткино озеро”).
Иконка файла материала Групповая работа на уроке.doc
Групповая работа на уроке литературы Опережающее домашнее задание: 1. Прочитать рассказ. 2. Найти и выделить в тексте материал по темам: Приезд фотографа в село. Простуда и ее лечение.  Деревенская изба. Школьный учитель. Старая деревенская школа. Жизнь деревенских ребят. 3. Индивидуальное сообщение об авторе (карточка) I. Вступительное слово. 1. Чтение эпиграфа Если бы мне дано было повторить жизнь,  я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную  событиями, радостями, победами и поражениями,  восторгами и горестями утрат, которые, кстати,  помогают обостренней видеть мир и чувствовать доброту. (В.П.Астафьев.) ­ Эти слова правды принадлежат замечательному писателю ХХ века­ Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую  известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы  читали в 5 классе.( “Васюткино озеро”). 2. Сообщение ученика об авторе (демонстрация слайдов с фотографиями писателя, его родных мест, книг) ­ “Фотография, на которой меня нет” ­ глава из повести “Последний поклон”. Эта глава рисует жизнь и события  далеких 30­х годов ХХ века. 3. Предварительная беседа, определение задач и направлений работы с текстом. ­ Прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со слов “Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до конца) и  соотнесите с названием. Чтение вслух текста. ­Какие вопросы возникают? (запись всех вопросов, которые назовут ученики, на доске. Например: ­ Почему автору так дороги деревенские фотографии? ­ Чем дороги деревенские фотографии? ­ Почему автор называет деревенскую фотографию “настенной историей”, “своеобычной летописью”? ­ Какую память хранит деревенская фотография? Работа с текстом рассказа в группах и коллективно поможет нам ответить на вопросы и разобраться в  прочитанном. II. Групповая работа с текстом по плану и карточкам­заданиям. Память о прошлом в рассказе. План. Основной вопрос: Как и какими деталями быта и человеческих отношений запечатлел  писатель деревенскую жизнь 30­х годов в рассказе? 1. Приезд фотографа в село. 2. Лечение болезни. Бабушка  Катерина Петровна. 3. Быт деревенской избы. 4. Школьные учителя 5. Старая деревенская школа6. Практические знания  деревенских ребят. Задания группам I 1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Приезд фотографа в село”. 2. Подготовьте краткий пересказ­анализ эпизода по вопросам: ­ Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители? ­ Как принимали фотографа? ­ Как школьники готовились к предстоящему событию­ фотографированию? II 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает, как он простудился, а бабушка его  лечила. 2. Подготовьте краткий пересказ­анализ по вопросам: ­ Почему и как герой простудился? ­ Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила? ­ Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)? III 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и соседние  избы. 2. Подготовьте пересказ­анализ по вопросам: ­ Какими были окна в доме бабушки? ­ Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала? ­ Какими запомнились герою окна соседних домов? IV 1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей. 2. Подготовьте краткий пересказ­анализ по вопросам: ­ Какими вспоминаются первые учителя: как выглядели, кем были на селе? ­ Как относились деревенские жители к учителям? ­ Как бабушка принимала учителя у себя дома? ­ С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей? V 1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Старая деревенская школа” 2. Подготовьте пересказ­анализ по вопросам: ­ Какой была школа? Как в ней учились? ­ Как появились учебники у ребят? ­ С каким чувством вспоминает автор старую школу? VI1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их  занятия, умения, случаи из школьной жизни. 2. Подготовьте краткий пересказ­анализ по вопросам: ­ Как были одеты деревенские ребятишки? ­ Что знали и умели “по­своему, по­деревенски” сельские ребята? ­ Как в случае со змеей раскрываются ребята и учитель? III. Представление ответов группами. Коллективные выводы. Краткие примеры ответов ребят. I Известие о приезде фотографа “взбудоражило” школу: занятия в школе были прерваны, учителя стали думать,  где разместить фотографа. Неподходяще было оставить его у себя, решили в заезжий дом определить, но  тетка Авдотья отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить будут и некультурно себя вести. Пристроили  на ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи Ивановича Чехова: “там его и разговором умным займут,  и угостят, и книжку почитать дадут”. В селе все переживали и хотели угодить фотографу. Ученики весь вечер  гужом ходили гадали и распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было решено, что прилежные ученики  сядут впереди, средние­ в середине, Плохие – назад. ­ Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым как очень значительное, “неслыханно важное” событие для деревни в 30­е годы. II Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели занять достойное место на снимке, но решение вопроса о месте  вышло не в их пользу. Несмотря даже на драку, которой они хотели доказать, что “люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда мальчики, ругаясь, с остервенением пошли кататься на увал с крутого обрыва на санках и  начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь “рематизм”.  Она сначала по­своему, по­деревенски, ворчала, даже передразнивала ответы внука (примеры). Но делала это  как­то заботливо и ласково (примеры). Стала натирать ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и заставила деда топить баню. Утром унесла в баню, растирала ноги березовым веником, грела над паром от каленых  камней, дома дала ложку настойки водки на борце, брусники и молока, кипяченного с маковыми головками. А  потом им с Санькой даже обещала свозить их к “самолучшему” фотографу в городе. ­ Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой народными выражениями и словами, умениями, заботой и  неиссякаемой любовью является олицетворением Семейного Лада. III Находясь больше недели дома, герой целыми днями глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в дом,  можно определить, какая живет хозяйка, каков у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы вставлялись на  зиму с толком и неброской красотой: в горнице клала между рам вату и на нее розетки рябины с листиками; в  “середней” и в кути – мох вперемежку с брусничником, на мох­ несколько березовых углей и ворохом рябину без  листьев. Мох­ от сырости, уголь­ окнам замерзнуть не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия промеж рам  ничего не лежит, даже стекла не все целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего навалено: и ваты, и моху,  и калины, главное украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая­ всего в ней навалом: и легкомыслие ,и  доброта, и сварливость. У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два фикуса,  которые она “стережет пуще глаза”. Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все горшки с геранями,  сережками, розочкой, луковицами находятся в подполье, но как наступает весна, она их достает и ставит на  теплое место, а потом наблюдает, как появляются цветы, “живунчики”, по­бабушкиному. ­ Т.о., деревенская изба с ее бытом является олицетворением Дома. IVЛицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, прическа­ волосы назад,  добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень солидным человеком. Ничего особенного: чуть виноватая улыбка,  вежливый, застенчивый, всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников. Учителя были  заводилами в сельском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы, на свадьбах бывали почетными  гостями. Жили они в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям  было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно деревенские бабы приносили и оставляли молоко, сметану,  творог, бруснику; помогали глядеть за ребенком, один раз даже незаметно отдали подшивать валенки  сапожнику, а он денег не взял; воз дров привезли. Когда появился учитель в доме, бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в горницу, пригласила проходить, поставила самовар. А потом вместе пили чай с вареньем,  сушками, пряниками, молоком. Это было большой честью и радостью. После ухода учителя бабушка в тот день  даже не ругалась и хвасталась всем, что заходил учитель. Только после прошествия многих лет писатель узнал  имена учителей, но сохранил в памяти образ человека, связанный со словом “учитель”. ­ Т.о, деревенский учитель становится олицетворением Учителя, человека, растворив­ шегося в памяти людей. V Школа размещалась в старом деревенском доме с угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников,  тетрадей, карандашей. Один букварь и красный карандаш. Писали поочередно, счету учились на спичках и  палочках. Потом собрали всем селом ненужные вещи, сдали в “Утильсырье”,и появились карандаши, тетради,  краски. Учитель привез учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские  мужики. ­ Т.о., школа тех лет хранит память о трудной деревенской жизни. VI Деревенские ребята были одеты бедно, “шибко бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на фотографии), кто с  оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл.. По­деревенски они знали лес, умели копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по  голосам птичек, зверьков, как спастись от пожара и выйти из леса, если заблудишься. Во время похода на  Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора ребята увидели змею. Учитель начал отчаянно бить  ее через плечо, пока та не перестала шевелиться. Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут вокруг  палки обвиться, это они объясняли учителю и были удивлены, что он, не видя раньше никогда змей, так  бесстрашно бросился оборонять их. IV. Подведение итогов урока (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о  прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого­то отрезка времени в истории жизни человека и народа. V Домашнее задание. Презентация проекта (3 ­ 5мин) Проект “Как много желтых снимков на Руси…” Аннотация После работы в группах по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет” проходит подведение  итогов. (Ответы на поставленные вопросы) Обобщение: ­Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого­ то отрезка времени в истории жизни  человека и народа. Домашнее задание. Презентация проекта для учащихся (3 ­ 5мин) Краткое описание проекта Цель: Способствовать присоединению учащихся к социокультурным ценностям категории “память о людях” Задачи: 1. Развивать познавательную самостоятельную поисковую деятельность, критическое и творческое  мышление, коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группе.2. Учить учащихся использовать различные источники информации для восстановления событий прошлого,  интерпретировать факты на основе фотографий, опроса, предъявлять результаты в различных формах. 3. Воспитывать гражданскую позицию, гордость за место, где живешь и учишься, за людей, которые  учились и работали в школе Проект охватит несколько учебных тем по разным предметам: Литература ­ Память о людях в произведениях писателей ХХ века. Связь поколений в русской литературе. Развитие речи ­ Сочинение на основе личных впечатлений. Сочинение­рассуждение. Речь и культура общения ­ Подготовка выступления. Публичное выступление. Основополагающий вопрос: о чем рассказали старые фотографии? Темы проекта 1. Древо семьи/школы в фотографиях. 2. История семьи/школы в фотографиях родителей/выпускников. 3. Жизнь школы в фотографиях учеников. 4. История одной старой школьной фотографии из семейного альбома. Формы представления результатов (продукты деятельности) по выбору учащихся: 1. Сообщение­доклад с мультимедийным сопровождением 2. Мини ­ альбом. Альбом 3. Книжка­малышка. Книжка ­ раскладка. 4. Сочинение­открытка 5. Буклет/плакат Этапы и сроки: 1. Презентация проекта. Выбор темы. (Д/З на уроке литературы) 2. Составление плана работы. (Внеурочное время в день дачи Д/З) 3. Самостоятельная работа над проектом (В течение недели ­ трех) 4. Подготовка презентации. Самооценка. (Урок риторики) 5. Защита проекта. (Урок литературы) Критерии оценивания разрабатываются в зависимости от выбранных учащимися форм. Общие требования К содержанию: ­ наличие и мотивация выбора темы, целей ­ отражение хода и результатов работы ­ выводы К оформлению: ­ эстетичность, грамотность ­ структурирование материала ­ использование иллюстративного материала (фотографий) ­ культура речи Информационные источники: семейные и музейные альбомы, архивы; беседы и интервью с родителями,  учителями, учениками. Проверка домашнего задания (защита проекта) через 1 ­ 3недели. Рефлексия: Самооценка Продолжи предложения1. На занятии для меня было важно 2. Занятие помогло задуматься о  ___________________________________________ ____________________________________________ 3. Я научился _____________________________________________ 4. У меня возникли трудности 5. К моим достижениям можно отнести