Групповое родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр».
Оценка 4.6

Групповое родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр».

Оценка 4.6
docx
06.06.2020
Групповое родительское собрание  «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр».
Групповое род. собрание ТРИЗ.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 8 «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповое родительское собрание

«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Гусейнова Умукусум  

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Повышение уровня компетентности   родителей в вопросах речевого  развитии детей.

Задачи:

- повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;

 - ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей;

 - обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок».

Подготовительная работа:

- оформление приглашений для  родителей;

- анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей»;

- создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;

- оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;

- памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей»;

- индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией».

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». 

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

5. Памятка для родителей  «Факторы успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию». 

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий - это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

2. Проводится анализ результатов  анкетирования родителей «Речевое развитие детей». 

3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

Ø Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в  ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).  

Ø Круги Луллия. 

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.                     

Цель данного пособия:  уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.             

"Составь слово" - используется для составления слов.           

 "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.     

"Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

Пособие «Гусеничка» 

формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

«Волшебная дорожка». 

В основе сюжета многих сказок - действия какого - либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

                            http://pandia.ru/text/78/269/images/image004_10.jpg

«Дидактический мяч»  

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.     Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.    Задания для детей 4-х лет.   Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

                              http://pandia.ru/text/78/269/images/image005_7.jpg

Пособие «Часы» 

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.  

                               http://pandia.ru/text/78/269/images/image006_6.jpg

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

·  Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

  Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

  Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

  Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.  

Содержание: Мама  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

·  Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

·  Игра «Исправь ошибку»

 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

Ø внучка маленькая, а бабушка старенькая;

Ø Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

Ø Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

Ø Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

Ø Заяц серый, а петушок смелый;

Ø Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

Ø Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

Ø У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.

5. Подведение итога мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология,  позволит воспитывать и обучать ребёнка  под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв на родительское собрание

«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

 

 

Получила огромное удовольствие от родительского собрания и восхищена таким высоким уровнем донесения информации, творческим подходом. Оно было очень интересным, многогранным.

Мне понравилось, как необычно прошло наше собрание. До собрания с нами провели анкетирование «Речевое развитие детей». Оказывается, что не так все плохо, кое-что я знаю.

На собрании мы узнали, что такое ТРИЗ. Никогда раньше не думала, что в детском саду такой научный подход. С первой минуты рассказ заинтересовывает, хочется узнать, что будет дальше.

Потом нам показали презентацию «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».

В конце собрания мы обменялись опытом игр. Одну из них, «Превращения», показала я.

Собрание  вызвало неподдельный интерес нас, родителей. Большое спасибо! Так держать!

 

 

Родительница  группы                                                      Магомедова П.Р.

Заведующая МКДОУ № 8                                              Абдулаева П.М.         


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей

Занятия по развитию речи с использованием

Занятия по развитию речи с использованием

Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов

Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов

Пособие «Часы» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т

Пособие «Часы» Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т

Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола

Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка

Отзыв на родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью

Отзыв на родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2020