Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"

  • docx
  • 18.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чудесное имя моё.docx

Групповое занятие по дефектологии  "Чудесное имя моё"

 

 

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Участники проекта:  дети подготовительной группы (4-6 человек), учитель.

ПРОБЛЕМА:

С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуще одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя?

О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развитие познавательной активности через положительное отношение к значению и происхождению своего имени и имени других людей

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
• познакомить детей со статьёй Конвенции «Каждый имеет право на имя»;
• учить называть полным именем своих родителей, друзей;
• познакомить с понятием отчество;
• дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;
• воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Сформировать положительное отношение к своему имени, знать что оно обозначает.

2. Учиться представлять себя коллективу сверстников.

3. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество понятие «Тёзка»

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

5. Познакомиться со словами "МОНОГРАММА", "Вензель", изготовление своей монограммы.

6. Музей монограмм, украшение своей заглавной буквы Имени.

 
   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Изучение методической литературы, информации в Интернете, изучение статей «Конвенции ООН о правах ребенка»;
  • Подбор книг для чтения, подбор стихов, логопедических игр отвечающих теме проекта и игр на эмоционально – личностное развитие, знакомство с литературой о знаменитых людях, беседа с родителями о целях проекта их роли в успехе;
  • Выставки работ по теме проекта;
  • Беседа детей с родителями «Почему меня так назвали?», оформление на листе А4 короткого рассказа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Познавательное развитие

  • Беседа «Права ребенка в современном мире».
  • Рассматривание иллюстраций, характеризующих права детей. Все имеют право на имя.
  • Беседа: Разнообразие имен. Мужские и женские имена, имена в разных странах. 
  • Беседа «Имя, фамилия, отчество»
  • Беседа о знаменитых людях по теме "Не имя красит человека. " 
  • Беседа «Тайна моего имени».

Речевое развитие

  • Конспект НОД «Наши имена»
  • Дидактические игры: «Скажи имя ласково», «Я знаю 5 имен…»,  «Образуй фамилию по слову», «Назови отчество, если имя папы… » « 4 лишний», «Запомни ряд слов» , «Имя перепуталось»

 

  • Подбор стихов,  поговорок , загадок об именах
  • Заучивание стихов об именах

Чтение художественной литературы: 

·       Рассказ Бориса Житкова «Чудесное имя»

·       Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», 

·       Э.Успенский «Ты и твоё имя», 

·       А.Барто «Я расту»;

В рамках проекта мы решили создать Мини музей МОНОГРАММ

Для реализации с детьми была проведена беседа «Что такое монограмма?»

Дети  рассмотрели различные варианты монограмм.

При помощи пластилина и цветных пайеток ребята создавали свои личные монограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности в подготовительной группе «Наши имена»

 Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.

Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)

 - Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.

Елена – древнегреческое имя – свет,

Галина – др. греч., - покой, тишина.

А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.

Скажите нам, как вас называют дома?

 

1.      Послушайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Что это ребята? Имя.

  1. Давайте поиграем в игру «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило: хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем своё полное имя.
  2. На столах разложены буквы, надо найти первую букву вашего имени.
  3. У каждого человека есть имя и отчество. Отчество присваивается ребёнку при регистрации рождения по имени отца. Ваше право носить имя закреплено в документе – Свидетельстве о рождении. Оно есть у каждого, там написано Ваше имя, отчество, фамилия, имена, отчества и фамилии родителей, место и число вашего рождения(рассматривание документа).
  4. Поиграем в игру «Назови Отчество» ( у Ивана сын – Иванович, у Андрея сын – Андреевич, у Петра – Петрович, У Михаила … и т.д.)
  5. А теперь, представьте себя взрослыми, мы находимся на конференции, где каждый представляет себя по имени отчеству.
  6. Вы были очень серьёзные и самостоятельные. Каждому человеку приятно, когда его называют ласковым именем. У меня есть «капелька доброты», мы будем её передавать, называя друг друга ласково и говоря приятные слова.
  7. - Посмотрите, какие ласковые имена у нас получились. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята,  необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

·        Не дразниться;

·        Не придумывать клички;

·        Обращаться друг к другу вежливо, ласково;

·        К взрослым обращаться по имени отчеству;

·        Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

  1. К имени человека всегда относились с уважением, если он того заслуживал. Вот  какие пословицы  есть об этом:
  •  Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
  • Доброе имя лучше богатства.
  • Имя хорошего человека не забывается.
  • Доброе имя лучше сокровищ.
  • Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.
  • Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит.
  1. Отгадайте загадки про имена.

На окошко Карлсон сел
И варенье тут же съел,
Просит: "Дай мне шоколад,
Станем мы друзьями... 
(Влад)"

На ходу решит задачу,    
Съездит к бабушке на дачу, 
В классе нет его мудрей –
Помогает всем... 
(Андрей)

Приготовила обед:                  

Щи, котлеты, винегрет.                  

А для братишки - кашу.

Всё умеет...

(Даша).

-Краска есть и есть мелок -

Буду красить потолок!

Все жильцы в квартире

Спасибо скажут...

(Ире)

Шить умеет и поёт,

Помощь бабушке растёт,

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей...

(Оля)        

На ходу решит задачу,    

Съездит к бабушке на дачу,

В группе нет его мудрей –

Помогает всем...

(Андрей)

На виду у детворы                  

Лихо мчится он с горы.

- Я могу ещё быстрей!

Будешь гонщиком...

(Сергей)

  1. Попробуйте отгадать, как зовут этих ребят, составив их имена по первым звукам предметов.

Например: самолёт, автобус, шкаф, ананас – Саша.

  1. А теперь, разгадаем кроссворд.

- Как звали царевича, которому служил серый волк?

-Имя девочки, уговорившей медведя отнести пирожки её бабушке с дедушкой?

- Кому повезло поймать волшебную щуку?

                             

И

В

А

Н

М

А

Ш

А

Е

М

Е

Л

Я

Прочитайте слово, которое получилось.

  1. Мы сегодня с вами говорили об именах, «Имя человека – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке» (Д. Корнеги). Однако люди оценивают Вас не по Вашему имени, а по Вашим делам и поступкам.

Знакомство : « Кто такой «Тёзка». Назвать писателя, героя. Художника, космонавта с именем как у тебя (

работа с родителями )

 

 

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. 

Загадки про имя

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

Без чего не может жить человек? (Имя)

Что у всех есть? (Имя)

И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в лесу. (Имя)

Стихи об именах

Как у нашей Машеньки
Длинные реснички.
Заплетает Машенька
Бантики в косички.
Голосок у Машеньки
Радостный и звонкий.
Все же знают: Машенька -
Славная девчонка!

Я сегодня невидимка, -
Говорит друзьям Максимка. -
Влезу в папино пальто,
Не найдёт меня никто.»
Спросят все: «Здесь мальчик был?»
А меня и след простыл.
Не теряйте время зря:
Не отыщете меня!

В детском садике сегодня
Воспитатели свободны,
Потому что наш Андрюша
Сам сегодня будет кушать

Аленушка, Алёнка — Красивая девчонка.

Дмитрий, Митя, Дима
Не бросит мячик мимо.

Екатерина, Катенька, Катюша — Любимый фрукт у Кати — груша.

Егор, Егорушка, Егорка
Сидит у папы на закорках.

Мария, Машенька, Маруся,
Нигде она у нас не трусит.

Пословицы и поговорки про имя

·         Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

·         Доброе имя лучше богатства.

·         Золото не останется в земле, доброе имя не померкнет в народе. (ба

·         Имя хорошего человека не забывается. (кирг)

·         Доброе имя лучше сокровищ. (даргинск)

·         Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.

·         Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит. (лат)

·         Не о лице думай, думай об имени. (тувинск)

·         От хорошего человека остается имя, от плохого — дурной пример. (туркм)

От мертвого коня подкова останется, от храбреца — славное имя. (азерб, татар)

 Рассказы:

«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ»

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста —  черный.

 Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, —  Нини!

  Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? -  спросила кошка Фея.

  Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.

Фея обиделась.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного,— сказал котенок.— Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея...

 

«Петя»

Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.

Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.

      Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.

Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.

- «Уууу…,- гудел один, я иду вверх по реке, везу топливо на север, чтобы дети не мерзли зимой».

- «Дудуду.., - отвечал другой, я везу фрукты и овощи, быстрее пропустите меня, дети ждут бананы».

      Скоро Петина группа пошла на долгожданную экскурсию в порт. В порту было очень шумно. Подъемные краны поднимали связки бревен, контейнеры с грузом и укладывали их в трюмы. В ожидании погрузки стояло множество кораблей с разными названиями: «Смелый», «Чайка», «Лагуна» - папа Миши Иванова прочитал их детям.

      Вдруг ребята увидели, как вдали показался еще один корабль. Он медленно шел посередине реки и тащил за собой баржу, груженую лесом. Когда он поравнялся с причалом, Петя увидел на борту надпись. Но прочитать ее не смог. «Как называется этот корабль?» - спросили дети у воспитателя.

«Петр Смирнов»,- ответила Марина Николаевна. «Так нашего Петю зовут»,

-возразили дети.- Разве может корабль называться именем мальчика?».

«Был на реке такой капитан, - сказал папа Миши Иванова, - звали его Петр Сергеевич Смирнов, хороший был человек. Много добра он сделал за свою жизнь. Вот и назвали корабль именем хорошего человека». – «Так моего дедушку звали, - сказал Петя. – Мне бабушка рассказывала. И меня так назвали – Петр Смирнов».

 Корабли, как люди, имеют свои имена. Гордись, Петя, своим именем».    

         

Игра-викторина «Имена»:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН:

 

(Использование художественной литературы : "Имени тайная власть " В.А.Миронов, "Тайна имени" Д. Н. Зима; "Энциклопедия имён "Б. Хигер



Что такое монограмма?

Моногра́мма  -  знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.

Слово «монограмма» греческое, в дословном переводе оно означает «простая линия». Самые первые монограммы действительно писались как одна непрерывная и сплошная линия. Однако с течением времени простота сменилась большим количеством деталей, украшений и разнообразных дополнений. В первоначальном виде монограмма состояла всего из одной начальной буквы имени. Затем в этот символ стала добавляться и первая буква фамилии. Таким образом, сегодня монограмма — это декоративный узор из инициалов человека или начальных букв названия компании, фирмы. Важно отметить, что просто инициалы (к примеру, Б.П.) – это не монограмма. Для того чтобы ею стать, буквы должны быть выполнены в виде единого рисунка, красиво переплетены между собой и помещены в какую-либо фигуру (например, овал или квадрат).  

Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же относятся вензеля и марки, которыми вСредние века, начиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, помещались на монетах, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари. С XVI в.используются для торговых, фабричных и издательских марок. Иногда монограммы применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме.

Большое распространение монограммы получили в частном быту как метка владельца на экслибрисахювелирных изделияхбельепосуде и др.

·         Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.[4]

Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короной, венком и т. п. 


 

Скачано с www.znanio.ru