Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"
Оценка 4.9

Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"

Оценка 4.9
docx
18.09.2022
Групповое занятие по дефектологии  "Чудесное имя моё"
Чудесное имя моё.docx

Групповое занятие по дефектологии  "Чудесное имя моё"

 

 

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Участники проекта:  дети подготовительной группы (4-6 человек), учитель.

ПРОБЛЕМА:

С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуще одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя?

О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.

Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развитие познавательной активности через положительное отношение к значению и происхождению своего имени и имени других людей

ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
• познакомить детей со статьёй Конвенции «Каждый имеет право на имя»;
• учить называть полным именем своих родителей, друзей;
• познакомить с понятием отчество;
• дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;
• воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Сформировать положительное отношение к своему имени, знать что оно обозначает.

2. Учиться представлять себя коллективу сверстников.

3. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество понятие «Тёзка»

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

5. Познакомиться со словами "МОНОГРАММА", "Вензель", изготовление своей монограммы.

6. Музей монограмм, украшение своей заглавной буквы Имени.

 
   ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Изучение методической литературы, информации в Интернете, изучение статей «Конвенции ООН о правах ребенка»;
  • Подбор книг для чтения, подбор стихов, логопедических игр отвечающих теме проекта и игр на эмоционально – личностное развитие, знакомство с литературой о знаменитых людях, беседа с родителями о целях проекта их роли в успехе;
  • Выставки работ по теме проекта;
  • Беседа детей с родителями «Почему меня так назвали?», оформление на листе А4 короткого рассказа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Познавательное развитие

  • Беседа «Права ребенка в современном мире».
  • Рассматривание иллюстраций, характеризующих права детей. Все имеют право на имя.
  • Беседа: Разнообразие имен. Мужские и женские имена, имена в разных странах. 
  • Беседа «Имя, фамилия, отчество»
  • Беседа о знаменитых людях по теме "Не имя красит человека. " 
  • Беседа «Тайна моего имени».

Речевое развитие

  • Конспект НОД «Наши имена»
  • Дидактические игры: «Скажи имя ласково», «Я знаю 5 имен…»,  «Образуй фамилию по слову», «Назови отчество, если имя папы… » « 4 лишний», «Запомни ряд слов» , «Имя перепуталось»

 

  • Подбор стихов,  поговорок , загадок об именах
  • Заучивание стихов об именах

Чтение художественной литературы: 

·       Рассказ Бориса Житкова «Чудесное имя»

·       Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», 

·       Э.Успенский «Ты и твоё имя», 

·       А.Барто «Я расту»;

В рамках проекта мы решили создать Мини музей МОНОГРАММ

Для реализации с детьми была проведена беседа «Что такое монограмма?»

Дети  рассмотрели различные варианты монограмм.

При помощи пластилина и цветных пайеток ребята создавали свои личные монограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности в подготовительной группе «Наши имена»

 Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.

Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)

 - Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.

Елена – древнегреческое имя – свет,

Галина – др. греч., - покой, тишина.

А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?

- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.

Скажите нам, как вас называют дома?

 

1.      Послушайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Что это ребята? Имя.

  1. Давайте поиграем в игру «Имена». С помощью стульев составим кружок и сядем. Игровое правило: хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем своё полное имя.
  2. На столах разложены буквы, надо найти первую букву вашего имени.
  3. У каждого человека есть имя и отчество. Отчество присваивается ребёнку при регистрации рождения по имени отца. Ваше право носить имя закреплено в документе – Свидетельстве о рождении. Оно есть у каждого, там написано Ваше имя, отчество, фамилия, имена, отчества и фамилии родителей, место и число вашего рождения(рассматривание документа).
  4. Поиграем в игру «Назови Отчество» ( у Ивана сын – Иванович, у Андрея сын – Андреевич, у Петра – Петрович, У Михаила … и т.д.)
  5. А теперь, представьте себя взрослыми, мы находимся на конференции, где каждый представляет себя по имени отчеству.
  6. Вы были очень серьёзные и самостоятельные. Каждому человеку приятно, когда его называют ласковым именем. У меня есть «капелька доброты», мы будем её передавать, называя друг друга ласково и говоря приятные слова.
  7. - Посмотрите, какие ласковые имена у нас получились. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята,  необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

·        Не дразниться;

·        Не придумывать клички;

·        Обращаться друг к другу вежливо, ласково;

·        К взрослым обращаться по имени отчеству;

·        Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

  1. К имени человека всегда относились с уважением, если он того заслуживал. Вот  какие пословицы  есть об этом:
  •  Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
  • Доброе имя лучше богатства.
  • Имя хорошего человека не забывается.
  • Доброе имя лучше сокровищ.
  • Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.
  • Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит.
  1. Отгадайте загадки про имена.

На окошко Карлсон сел
И варенье тут же съел,
Просит: "Дай мне шоколад,
Станем мы друзьями... 
(Влад)"

На ходу решит задачу,    
Съездит к бабушке на дачу, 
В классе нет его мудрей –
Помогает всем... 
(Андрей)

Приготовила обед:                  

Щи, котлеты, винегрет.                  

А для братишки - кашу.

Всё умеет...

(Даша).

-Краска есть и есть мелок -

Буду красить потолок!

Все жильцы в квартире

Спасибо скажут...

(Ире)

Шить умеет и поёт,

Помощь бабушке растёт,

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей...

(Оля)        

На ходу решит задачу,    

Съездит к бабушке на дачу,

В группе нет его мудрей –

Помогает всем...

(Андрей)

На виду у детворы                  

Лихо мчится он с горы.

- Я могу ещё быстрей!

Будешь гонщиком...

(Сергей)

  1. Попробуйте отгадать, как зовут этих ребят, составив их имена по первым звукам предметов.

Например: самолёт, автобус, шкаф, ананас – Саша.

  1. А теперь, разгадаем кроссворд.

- Как звали царевича, которому служил серый волк?

-Имя девочки, уговорившей медведя отнести пирожки её бабушке с дедушкой?

- Кому повезло поймать волшебную щуку?

                             

И

В

А

Н

М

А

Ш

А

Е

М

Е

Л

Я

Прочитайте слово, которое получилось.

  1. Мы сегодня с вами говорили об именах, «Имя человека – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке» (Д. Корнеги). Однако люди оценивают Вас не по Вашему имени, а по Вашим делам и поступкам.

Знакомство : « Кто такой «Тёзка». Назвать писателя, героя. Художника, космонавта с именем как у тебя (

работа с родителями )

 

 

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. 

Загадки про имя

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

Без чего не может жить человек? (Имя)

Что у всех есть? (Имя)

И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в лесу. (Имя)

Стихи об именах

Как у нашей Машеньки
Длинные реснички.
Заплетает Машенька
Бантики в косички.
Голосок у Машеньки
Радостный и звонкий.
Все же знают: Машенька -
Славная девчонка!

Я сегодня невидимка, -
Говорит друзьям Максимка. -
Влезу в папино пальто,
Не найдёт меня никто.»
Спросят все: «Здесь мальчик был?»
А меня и след простыл.
Не теряйте время зря:
Не отыщете меня!

В детском садике сегодня
Воспитатели свободны,
Потому что наш Андрюша
Сам сегодня будет кушать

Аленушка, Алёнка — Красивая девчонка.

Дмитрий, Митя, Дима
Не бросит мячик мимо.

Екатерина, Катенька, Катюша — Любимый фрукт у Кати — груша.

Егор, Егорушка, Егорка
Сидит у папы на закорках.

Мария, Машенька, Маруся,
Нигде она у нас не трусит.

Пословицы и поговорки про имя

·         Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

·         Доброе имя лучше богатства.

·         Золото не останется в земле, доброе имя не померкнет в народе. (ба

·         Имя хорошего человека не забывается. (кирг)

·         Доброе имя лучше сокровищ. (даргинск)

·         Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.

·         Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит. (лат)

·         Не о лице думай, думай об имени. (тувинск)

·         От хорошего человека остается имя, от плохого — дурной пример. (туркм)

От мертвого коня подкова останется, от храбреца — славное имя. (азерб, татар)

 Рассказы:

«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ»

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста —  черный.

 Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, —  Нини!

  Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? -  спросила кошка Фея.

  Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.

Фея обиделась.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного,— сказал котенок.— Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея...

 

«Петя»

Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.

Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.

      Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.

Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.

- «Уууу…,- гудел один, я иду вверх по реке, везу топливо на север, чтобы дети не мерзли зимой».

- «Дудуду.., - отвечал другой, я везу фрукты и овощи, быстрее пропустите меня, дети ждут бананы».

      Скоро Петина группа пошла на долгожданную экскурсию в порт. В порту было очень шумно. Подъемные краны поднимали связки бревен, контейнеры с грузом и укладывали их в трюмы. В ожидании погрузки стояло множество кораблей с разными названиями: «Смелый», «Чайка», «Лагуна» - папа Миши Иванова прочитал их детям.

      Вдруг ребята увидели, как вдали показался еще один корабль. Он медленно шел посередине реки и тащил за собой баржу, груженую лесом. Когда он поравнялся с причалом, Петя увидел на борту надпись. Но прочитать ее не смог. «Как называется этот корабль?» - спросили дети у воспитателя.

«Петр Смирнов»,- ответила Марина Николаевна. «Так нашего Петю зовут»,

-возразили дети.- Разве может корабль называться именем мальчика?».

«Был на реке такой капитан, - сказал папа Миши Иванова, - звали его Петр Сергеевич Смирнов, хороший был человек. Много добра он сделал за свою жизнь. Вот и назвали корабль именем хорошего человека». – «Так моего дедушку звали, - сказал Петя. – Мне бабушка рассказывала. И меня так назвали – Петр Смирнов».

 Корабли, как люди, имеют свои имена. Гордись, Петя, своим именем».    

         

Игра-викторина «Имена»:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН:

 

(Использование художественной литературы : "Имени тайная власть " В.А.Миронов, "Тайна имени" Д. Н. Зима; "Энциклопедия имён "Б. Хигер



Что такое монограмма?

Моногра́мма  -  знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.

Слово «монограмма» греческое, в дословном переводе оно означает «простая линия». Самые первые монограммы действительно писались как одна непрерывная и сплошная линия. Однако с течением времени простота сменилась большим количеством деталей, украшений и разнообразных дополнений. В первоначальном виде монограмма состояла всего из одной начальной буквы имени. Затем в этот символ стала добавляться и первая буква фамилии. Таким образом, сегодня монограмма — это декоративный узор из инициалов человека или начальных букв названия компании, фирмы. Важно отметить, что просто инициалы (к примеру, Б.П.) – это не монограмма. Для того чтобы ею стать, буквы должны быть выполнены в виде единого рисунка, красиво переплетены между собой и помещены в какую-либо фигуру (например, овал или квадрат).  

Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же относятся вензеля и марки, которыми вСредние века, начиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, помещались на монетах, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари. С XVI в.используются для торговых, фабричных и издательских марок. Иногда монограммы применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме.

Большое распространение монограммы получили в частном быту как метка владельца на экслибрисахювелирных изделияхбельепосуде и др.

·         Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.[4]

Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короной, венком и т. п. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"

Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"

Изучение методической литературы, информации в

Изучение методической литературы, информации в

Елена – древнегреческое имя – свет,

Елена – древнегреческое имя – свет,

Станем мы друзьями... (Влад)"

Станем мы друзьями... (Влад)"

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый

У белой кошки Феи родился котенок

У белой кошки Феи родился котенок

Петя увидел на борту надпись.

Петя увидел на борту надпись.

Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде

Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2022