Групповое занятие по дефектологии "Чудесное имя моё"
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы (4-6 человек), учитель.
ПРОБЛЕМА:
С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуще одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя?
О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди ровесников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь, являясь своеобразной карточкой его носителя.
Детям в следующем году предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Развитие познавательной активности через положительное отношение к значению и происхождению своего имени и имени других людей
ЦЕЛИ ПРОЕКТА :
• познакомить детей со статьёй Конвенции «Каждый имеет право на имя»;
• учить называть полным именем своих родителей, друзей;
• познакомить с понятием отчество;
• дать представление о документе «Свидетельство о рождении»;
• воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Сформировать положительное отношение к своему имени, знать что оно обозначает.
2. Учиться представлять себя коллективу сверстников.
3. Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество понятие «Тёзка»
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
5. Познакомиться со словами "МОНОГРАММА", "Вензель", изготовление своей монограммы.
6. Музей монограмм, украшение своей заглавной буквы Имени.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
· Рассказ Бориса Житкова «Чудесное имя»
· Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»,
· Э.Успенский «Ты и твоё имя»,
· А.Барто «Я расту»;
В рамках проекта мы решили создать Мини музей МОНОГРАММ
Для реализации с детьми была проведена беседа «Что такое монограмма?»
Дети рассмотрели различные варианты монограмм.
При помощи пластилина и цветных пайеток ребята создавали свои личные монограммы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Наши имена»
Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.
Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)
- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.
Добрыня – делающий добро,
Любомир – любящий мир, людей,
Людмила – милая людям.
Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.
Елена – древнегреческое имя – свет,
Галина – др. греч., - покой, тишина.
А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?
- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.
Скажите нам, как вас называют дома?
1. Послушайте загадку:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть.
Что это ребята? Имя.
· Не дразниться;
· Не придумывать клички;
· Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
· К взрослым обращаться по имени отчеству;
· Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
На
окошко Карлсон сел
И варенье тут же съел,
Просит: "Дай мне шоколад,
Станем мы друзьями...
(Влад)"
На
ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В классе нет его мудрей –
Помогает всем...
(Андрей)
Приготовила обед:
Щи, котлеты, винегрет.
А для братишки - кашу.
Всё умеет...
(Даша).
-Краска есть и есть мелок -
Буду красить потолок!
Все жильцы в квартире
Спасибо скажут...
(Ире)
Шить умеет и поёт,
Помощь бабушке растёт,
Учится отлично в школе,
Хочет быть певицей...
(Оля)
На ходу решит задачу,
Съездит к бабушке на дачу,
В группе нет его мудрей –
Помогает всем...
(Андрей)
На виду у детворы
Лихо мчится он с горы.
- Я могу ещё быстрей!
Будешь гонщиком...
(Сергей)
Например: самолёт, автобус, шкаф, ананас – Саша.
- Как звали царевича, которому служил серый волк?
-Имя девочки, уговорившей медведя отнести пирожки её бабушке с дедушкой?
- Кому повезло поймать волшебную щуку?
И |
В |
А |
Н |
||||
М |
А |
Ш |
А |
||||
Е |
М |
Е |
Л |
Я |
Прочитайте слово, которое получилось.
Знакомство : « Кто такой «Тёзка». Назвать писателя, героя. Художника, космонавта с именем как у тебя (
работа с родителями )
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Загадки про имя
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Без чего не может жить человек? (Имя)
Что у всех есть? (Имя)
И у тебя, и у меня, и у попа, и у кота, и у щуки в море, и у дуба в лесу. (Имя)
Стихи об именах
Как у нашей Машеньки
Длинные реснички.
Заплетает Машенька
Бантики в косички.
Голосок у Машеньки
Радостный и звонкий.
Все же знают: Машенька -
Славная девчонка!
Я сегодня невидимка, -
Говорит друзьям Максимка. -
Влезу в папино пальто,
Не найдёт меня никто.»
Спросят все: «Здесь мальчик был?»
А меня и след простыл.
Не теряйте время зря:
Не отыщете меня!
В детском садике сегодня
Воспитатели свободны,
Потому что наш Андрюша
Сам сегодня будет кушать
Аленушка, Алёнка — Красивая девчонка.
Дмитрий, Митя, Дима
Не бросит мячик мимо.
Екатерина, Катенька, Катюша — Любимый фрукт у Кати — груша.
Егор, Егорушка, Егорка
Сидит у папы на закорках.
Мария, Машенька, Маруся,
Нигде она у нас не трусит.
Пословицы и поговорки про имя
· Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
· Доброе имя лучше богатства.
· Золото не останется в земле, доброе имя не померкнет в народе. (ба
· Имя хорошего человека не забывается. (кирг)
· Доброе имя лучше сокровищ. (даргинск)
· Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.
· Имя какое бы ни было — был бы хорош, кто его носит. (лат)
· Не о лице думай, думай об имени. (тувинск)
· От хорошего человека остается имя, от плохого — дурной пример. (туркм)
От мертвого коня подкова останется, от храбреца — славное имя. (азерб, татар)
Рассказы:
«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ»
У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.
Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.
Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.
Имя тоже мое! — заявил черный кот.
Котенка будут звать, как и меня, — Нини!
Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.
Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!
А что ты собственно имеешь против Феи!
Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини.
Фея обиделась.
Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.
— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!
Видно? — удивились Нини и Фея.
Яснее ясного,— сказал котенок.— Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея...
«Петя»
Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.
Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.
Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.
Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.
- «Уууу…,- гудел один, я иду вверх по реке, везу топливо на север, чтобы дети не мерзли зимой».
- «Дудуду.., - отвечал другой, я везу фрукты и овощи, быстрее пропустите меня, дети ждут бананы».
Скоро Петина группа пошла на долгожданную экскурсию в порт. В порту было очень шумно. Подъемные краны поднимали связки бревен, контейнеры с грузом и укладывали их в трюмы. В ожидании погрузки стояло множество кораблей с разными названиями: «Смелый», «Чайка», «Лагуна» - папа Миши Иванова прочитал их детям.
Вдруг ребята увидели, как вдали показался еще один корабль. Он медленно шел посередине реки и тащил за собой баржу, груженую лесом. Когда он поравнялся с причалом, Петя увидел на борту надпись. Но прочитать ее не смог. «Как называется этот корабль?» - спросили дети у воспитателя.
«Петр Смирнов»,- ответила Марина Николаевна. «Так нашего Петю зовут»,
-возразили дети.- Разве может корабль называться именем мальчика?».
«Был на реке такой капитан, - сказал папа Миши Иванова, - звали его Петр Сергеевич Смирнов, хороший был человек. Много добра он сделал за свою жизнь. Вот и назвали корабль именем хорошего человека». – «Так моего дедушку звали, - сказал Петя. – Мне бабушка рассказывала. И меня так назвали – Петр Смирнов».
Корабли, как люди, имеют свои имена. Гордись, Петя, своим именем».
Игра-викторина «Имена»:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).
ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕН:
(Использование художественной литературы : "Имени тайная власть " В.А.Миронов, "Тайна имени" Д. Н. Зима; "Энциклопедия имён "Б. Хигер
Что такое монограмма?
Моногра́мма - знак, составленный из соединённых между собой, поставленных рядом или переплетённых одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени.
Слово «монограмма» греческое, в дословном переводе оно означает «простая линия». Самые первые монограммы действительно писались как одна непрерывная и сплошная линия. Однако с течением времени простота сменилась большим количеством деталей, украшений и разнообразных дополнений. В первоначальном виде монограмма состояла всего из одной начальной буквы имени. Затем в этот символ стала добавляться и первая буква фамилии. Таким образом, сегодня монограмма — это декоративный узор из инициалов человека или начальных букв названия компании, фирмы. Важно отметить, что просто инициалы (к примеру, Б.П.) – это не монограмма. Для того чтобы ею стать, буквы должны быть выполнены в виде единого рисунка, красиво переплетены между собой и помещены в какую-либо фигуру (например, овал или квадрат).
Однако монограммой, кроме того, называется начертание вообще всякого имени в сокращённом виде. Сюда же относятся вензеля и марки, которыми вСредние века, начиная с VII века, папы, короли и важные особы скрепляли свои грамоты и которые приказывали вырезать на своих печатях, помещались на монетах, а также сокращённые надписи, исстари помещаемые на иконах и некоторых предметах церковной утвари. С XVI в.используются для торговых, фабричных и издательских марок. Иногда монограммы применялись для знаков отличия, в военной и придворной форме.
Большое распространение монограммы получили в частном быту как метка владельца на экслибрисах, ювелирных изделиях, белье, посуде и др.
· Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.[4]
Фактически, вензель — это усложнённая монограмма с более замысловатым переплетением инициалов и добавлением к ним различных украшений, узоров и витиеватостей. Если буквы принадлежат одному лицу, то вензель считается простым, если нескольким — то сложным. Он может быть украшен короной, венком и т. п.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.