Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Оценка 4.7

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
27.05.2017
Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Характер и судьба Григория Мелехова в романе урок на пятницу.doc
Тема: Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Цели: 1. Образовательные: формирование   у   учащихся   целостного   представления   об   особенностях   характера   и перипетиях судьбы главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»; показ   взаимосвязи   жизни   и   творчества   писателя,   обусловленность   авторских   позиций историческим контекстом; закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме; 2. Развивающие: способствование   развитию   памяти,   мышления,   познавательной   самостоятельности, грамотной речи учащихся; развитие у учащихся умений работы с художественным текстом; развитие   у   учащихся   навыков   совместной   научно­исследовательской   и   эвристической деятельности; активизация познавательного интереса к изучению литературы. 3. Воспитательные: формирование   представлений   о   русской   литературе   как   духовной,   нравственной   и культурной системе; воспитание у учащихся любви к отечественной литературе; приобщение учащихся к общечеловеческим духовно­нравственным ценностям. осознание национального своеобразия русской классической литературы; воспитание культуры умственного труда. Задачи: показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя; оценить  результаты  усвоения  данной темы не только  классом,  но и каждым  учащимся (знание текста, умение анализировать и т.д.). Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­беседа. Межпредметные связи: с историей (информация о биографии писателя, о некоторых фактах из истории России); с   этикой   (формирование   устойчивой   морально­нравственной   позиции   учащихся   через приобщение к этическим константам художественного текста). Закрепление: роман­эпопея, образ героя, характер, внутренний монолог. Опережающее домашнее задание Ответить на следующие вопросы: Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответ с использованием цитат из текста). «Добрый   казак».   Какой   смысл   вкладывает   Шолохов   в   эти   слова,   говоря   о   Григории Мелехове? В   каких   эпизодах   полнее   всего   раскрывается   яркая,   незаурядная   личность   Григория Мелехова? 1. Организационный момент. Ход урока Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради. 2.   Проверка   домашнего   задания   с   актуализацией   знаний   учащихся,   повторением   и введением теоретических понятий. Учитель:   Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   разговор   о   художественном   своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной   жизни,   на   примере   изображения   писателем   отдельных   личностей,   в   частности главного героя Григория Мелехова. Наша задача – в ходе урок проследить и прийти к выводу, в чем же все­таки заключается трагедия Григория Мелехова.  На   предыдущем   уроке   мы   знакомились   с   тем,   как   писатель   работал   над   своим произведением,   выяснили,   что   произведение   Шолохова   –   роман­эпопея   (ученики повторяют значение ранее изученного термина, акцентируя внимание на следующей части определения  – «эпическое произведение,  в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи»). Сейчас   обратимся   к   образу   главного   героя.   Начнем   с   проверки   домашнего   задания. Ответьте   на   первый  вопрос:   Каким   предстает   перед   читателями   романа   Григорий Мелехов?   (Ответ   с   использованием   цитат   из   текста)   (Ключевые   слова   записываются учениками на доске, составляя кластер «Характерные черты образа Григория Мелехова»). Ученик   1:   «Молодой,   чернявый,   турок,   как   и   все   Мелеховы»,   гордый,   независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие. Ученик 2: Вот как отзываются о нем другие герои: «В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов). «Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи). Учитель: Верно. А как вы ответили на второй и третий вопросы: «Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря о Григории Мелехове?  (Образ Григория Мелехова)  В   каких   эпизодах   полнее   всего   раскрывается   яркая,   незаурядная   личность Григория Мелехова? (Ключевые слова продолжают записываться на доске). Ученик   3:   Григорий   Мелехов   самая   яркая   личность   среди   героев   «Тихого   Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе. Ученик 4: Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11). Ученик 5: Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана Алексеевича Котлярова (часть шестая). Ученик   6:   Глубокая   привязанность   Григория   к   дому,   к   земле   остается   одним   из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть   есть   чем…».   Это   признание   Аксинье   перекликается   с   другим:   «Моим   рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение   не   одного   только   Григория   Мелехова,   но   и   других   казаков.   Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…». Ученик 7: Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество». Учитель: Молодцы! Итак, у нас с вами получился кластер, отражающий основные черты характера Григория:  Учитель: Однако можем ли мы назвать Григория Мелехова положительным героем? И. Сухих   в   своей   статье   «Одиссея   казачьего   Гамлета»   назвал   Григория   выразителем гамлетовских сомнений. Действительно, сколько крови он пролил, как страдали из­за него Наталья и Аксинья? Ученик   8:   Григория   Мелехова   нельзя   назвать   ни   положительным,   ни   отрицательным героем.   Он   очень   противоречивая   личность.   Во   многом   это   влияние   его   судьбы, обстоятельств жизни, которые порой определяют многие его поступки. В этом отношении он близок таким героям русской литературы, как Евгений Базаров, Родион Раскольников, Андрей Болконский. Учитель: Молодец, хорошие параллели! Григорий Мелехов вызывает глубокое сочувствие, сострадание как герой трагической судьбы. Выделим эпизоды, которые рассказывают нам о наиболее важных для героя событиях. Ученик 9: Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок. Примером могут служить такие эпизоды: «Драка со Степаном Астаховым из­за Аксиньи» (часть первая, гл. 12), «Уход с Аксиньей в Ягодное» (часть вторая, гл. 11­12). Ученик 10: «Решение вернуться на хутор, не дожидаясь амнистии» (часть восьмая, гл. 18). Ученик 11: Я выделил другие сцены: «Последняя встреча с Натальей» (часть седьмая, гл. 7),   «Смерть   Натальи»   и   связанные   с   этим   переживания   (часть   седьмая,   гл.   16—18), «Смерть   Аксиньи»   (часть   восьмая,   гл.   17).   Любой   из   этих   эпизодов   выявляет многогранность   характера   и   высокую   человечность,   присущие   Григорию.   Это   моменты наиболее сильного душевного переживания. Учитель:  Итак,   ребята,   вы   верно   и   достаточно   полно   проанализировали   характер   Григория Мелехова.  Взглянем на записанные  нами основные  черты  характера героя. Именно эти черты   героя,   нравственные   ценности,   которые   он   исповедует,   особенности   его эмоционально­психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем. Заметили ли вы, что он единственный персонаж, которому дано право на монологи­«мысли», выявляющие его духовное начало. Давайте подумаем, какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи? Ученик 12:  Сокровенные мысли героя Шолохов передает в его внутренних монологах. Особенно   их   много   в   третьем   томе.   Монологи   героя   разноплановы.   Чаще   всего   автор вводит   в   текст   романа   эти   внутренние   размышления   как   раз   в   переломные,   ключевые моменты жизни Григория. Учитель: Правильно, а кто может привести пример? Ученик 13: Во время боев с красноармейцами, Григорий думает: «А что за люди? А какие они?» Ему и любопытно, хочется узнать этих людей, по сути таких же, как и он, и также он не хочет воевать с ними, не понимает, зачем проливать кровь. Ученик 14: Те же мысли посещают его, когда он берет командование сотней на себя: «А главное, против кого веду? Против народа…Кто же прав?» Это показывает нам Мелехова и как храброго воина, и как очень гуманного, живо мыслящего, разумного человека. Ученик   15:   Еще   одно   размышление   Мелехова   о   войне,   революции:   «Пути   казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть! Рвать у них из­под ног донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир!.. А теперь – за шашку!» В этих мыслях видна бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Она не имела ничего общего с политическими исканиями. Ученик 16: Мелехов тоскует по такой правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал.   Душой   болел,   туда­сюда   качался…»   Эти   искания,   по   его   признанию,   оказались «зряшными и пустыми». И это тоже определило трагичность его судьбы. Учитель:   Отметьте   для   себя,   ребята,   что   подобные   мысли,   похожие   искания   были характерны   для   многих   людей   во   время   гражданской   войны.   Кровопролитная, разрушительная,   братоубийственная,   долгая   война…   Она   опустошала   души   людей, вынуждала   нести   смерть,   а   не   созидать   жизнь   –   заводить   семьи,   пахать   землю,   вести хозяйство. Шолохов говорит нам, что человек создан для жизни, а не для войны. К какому выводу подводит нас писатель? Ученик 17: Что трагедия Григория Мелехова – это трагедия всего народа, целой эпохи. Учитель:   Молодец!   Теперь   обратимся   к   финалу   романа.   А.К.   Толстой   назвал   финал романа Шолохова «ошибкой». Что же происходит с героем в конце книги? Ученик 18: В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать. Учитель: Отчаивается ли герой или же у него есть на что­то надежды? Ученик 19: У героя есть надежда – его дети. Он не знает еще о смерти Полюшки. Но Григорий уже чувствует, что обретет наконец покой, счастье, что не будет больше жить, как загнанный зверь. Еще издали Григорий увидел Мишатку – и, наконец, сбылось то, о чем мечтал он так долго: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Учитель: О чем нам говорит такой финал книги? Закончен ли «путь исканий» главного героя? Ученик 20: Я думаю, да, закончен. Потому, что Григорий Мелехов на протяжении всего романа постоянно вынужден делать выбор между страстями и покоем. Самый страшный, поворотный этап – смерть Аксиньи – вновь ставит его перед необходимостью выбора, на этот   раз   решающего.   Трудный,   насыщенный   трагическими   событиями   путь   его   судьбы определяет   этот   выбор:   постоянно   переживая   душевные   потрясения,   катарсис,   герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно. Учитель: Верно, ребята, молодцы! Скажите,   а   как   вы   думаете,   образ   Григория   Мелехова   собирательный   или   это   образ конкретного человека?  Прототипом является Харлампий Ермаков.  3. Формулировка выводов урока. Учитель: Теперь давайте сделаем вывод – о чем же роман Шолохова? Какова главная идея романа? Ученик 21: Главная идея Шолохова, на мой взгляд, была показать человека в конкретный период истории. В основе романа – настоящие, документальные события: Первая мировая война, революции, гражданская война. Ученик   22:   Шолохов   хотел   показать   трагедию   одного   русского   характера.   Трагедия Григория   Мелехова   –   это  трагедия   человека,   которого  время   и   обстоятельства   ставят перед необходимостью резкого поворота в своей судьбе. Ученик 23: Шолохов на примере судьбы Григория Мелехова говорит нам, что человек создан для жизни, для семьи, а не для войны. Ученик 24: Смысл жизни, согласно автору, в труде, в любви, в детях. Лишь только пройдя противоречивый, запутанный, непростой жизненный путь, Григорий наконец осознает эту простую истину. Ученик 25: Я думаю, Шолохов своим романом и главным его героем показал нам, каким должен   быть   человек   –   искренним,   честным,   решительным,   способным   на   поступок   и сильным, не ломающимся под гнетом обстоятельств. Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте теперь определим важнейшие качества характера Мелехова, отмеченные нами в кластере, которые должны определять и качества любого из нас. Ученик  26:   Мне   кажется,   все   выделенные   нами   понятия   важны   с   нравственной   точки зрения. Потому вычленить какое­либо одно сложно. Ученик   27:   А   я   думаю,   что   Григорию   Мелехову   сохранить   свой   человеческий   облик помогла именно цельность и гармоничность его натуры, которая, несмотря на натиск столь серьезных и разрушительных событий, не сломила сам характер главного героя. Ученик 28: Нельзя не отметить и способность к состраданию, которая присуща герою. Только проникнувшись чувством сопереживания и сострадания к судьбе другого человека, можно понять и прочувствовать значимость самого себя в этом мире, понять, что имеешь право называться человеком! Учитель:   Действительно,   образ   Григория   Мелехова   –   своеобразное   художественное открытие   Шолохова.   Это   целостный,   живой   и   яркий   характер,   неотделимый   от   своей эпохи. «Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности – вечная тема искусства   стала   главной   и   в   «Тихом   Доне».   В   этом   поиске   –   смысл   существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», ­ говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым. Вывод Путь Григория  Мелехова к идеалу  истинной жизни – это трагический  путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв. Ребята, а к чему пришел Григория в результате своих метаний?  Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что  ему самому   нужно  – ДВИЖЕНИЕ  ДУШИ  человека...  Я  хотел  рассказать  об  этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…». Он не принял этого враждебного к нему мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа…… 4. Домашнее задание с комментированием к нему. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)  Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10) Дарья Мелехова. Драматичность судьбы. Материнская любовь Ильиничны. Трагедия Натальи. 5. Подведение итогов. Спасибо   всем  за  хорошую,  активную  работу  на  уроке.  Молодцы!   (Учитель  выставляет оценки всему классу).

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Характер и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017