Характеристика модели формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Для систематизации материала, полученного в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, мы разработали структурно-функциональную модель формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Наше обращение к моделированию исследуемого процесса обусловлено тем, что данный метод исследования соответствует его предмету, отвечает требованиям современной педагогической науки.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [21].
Модель рассматривается как целостная система, которая включает ряд взаимосвязанных элементов, которые образуют внутреннюю структуру системы, а характер ее взаимодействия с окружающими условиями – ее функционирование [5]. В структуру модели можно выделить взаимосвязанные блоки:
– целевой – цель, задачи и принципы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
– содержательный: организационно-педагогические условия, содержание формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;
– процессуальный: этапы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, используемые формы, методы и средства обучения;
– оценочно-результативный: результат формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, критерии оценки, уровни.
Целевой блок модели ориентирован на формирование готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Цель заключается в максимальном личностном и профессиональном развитии педагогов, формирование готовности к реализации здоровьесберегающих технологий. Цель раскрывается через образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Целевой блок также включает принципы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. К таким принципам относятся принципы целостности, гуманизма, принцип непрерывности и др.
Содержательный блок модели включает в себя условия, содержание формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
К организационно-педагогическим условиям процесса формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе относятся:
– организация методической работы с педагогами на основе модели формирования готовности педагогов;
– организация систематического мониторинга утомляемости детей на уроках и обсуждение его результатов.
Процессуальный блок охватывает формы, используемые методы и приемы обучения. Этапы работы включают:
– предварительный: определение состояния готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, подбор форм, методов и средств обучения;
– формирующий: осуществление теоретической и практической подготовки учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на основе различных форм, методов и средств обучения;
– итоговый: оценка и интерпретация результатов формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, подведение итогов предшествующих этапов и обобщение материалов.
Оценочно-результативный блок представляет собой способ оценки уровня готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Рисунок 1. Модель формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Таким образом, под моделью формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе понимается система взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Целевой компонент задает целевые ориентиры формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Содержательный компонент отражает содержание работы по формированию готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе с учетом организационно-педагогических условий.
Процессуальный компонент включает этапы формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, используемые формы, методы и средства.
Оценочно-результативный компонент фиксирует результаты реализации предлагаемого содержания формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, используемые формы, методы и средства, инструментарий для оценки уровня готовности педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.