ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.7

ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.7
docx
12.12.2022
ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.docx

ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности. В дошкольном возрасте используют следующие виды наблюдения: сплошное, выборочное, периодическое, однократное и т.д. Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно: - Наблюдают отношения – не действия; - Наблюдают в ситуации свободного проявления – без давления со стороны; - Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение; - Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики, а если предоставляется возможность, производит так называемый «поведенческий срез», отмечая совершенный детьми поведенческий выбор в его количественных показателях и наглядной, удобной для анализа форме; - Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского образовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом [7, 22]: - наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности; - наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности; - наблюдение за ребенком в условиях специально организованной деятельности. Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т.д. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком дошкольного возраста и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования. Наблюдение в условиях направленной деятельности, напротив, построено на пробах совместной деятельности психолога с ребенком дошкольного возраста. В процессе данного вида наблюдения фиксируются особенности поведения ребенка в контексте взаимодействия со взрослым. Наблюдение в условиях специально организованной деятельности осуществляется на занятиях познавательного цикла (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, ознакомление с окружающим), эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство), оздоровительного цикла (физкультура, плавание). Диагностическая направленность этого наблюдения обозначается особенностями поведения ребенка в контексте (пространстве) различного рода воздействий (объективных и предметных). В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный (вспомогательный) метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования) [14, 97]. Наблюдение за ребенком проводится в разных условиях: в свободной деятельности, на занятиях, на прогулке, при выполнении режимных моментов. При необходимости следует пользоваться экспериментальными приемами (организация подвижных, сюжетных, дидактических игр, отдельные поручения ребенку и т.д.). Записывая свои наблюдения, взрослый, во-первых, выбирает такие выражения, которые позволяют продемонстрировать записи родителям ребенка или воспитателю. Вовторых, он должен избегать оценочных суждений — не «наклеивать ярлык» на ребенка, а объективно описывать факты его достижений и неудач как в деятельности, так и в поведении, соблюдая правило: отделять действительные проявления ребенка от собственного истолкования. И последнее. В описаниях не должно быть прожектов, а лишь конкретные меры, которые были или будут предприняты по отношению к ребенку. Для обеспечения объективности метода используются специальные методические средства. Они представляют собой бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений. В первом случае — это матрицы с пересечением единиц наблюдения (поведенческие реакции, акты взаимодействий, вид деятельности), параметров наблюдения (пространственных, временных, содержательных), а также количественной и качественной динамикой наблюдаемых психических явлений (феноменов). Во втором случае — это альбомы и таблицы с фиксированными средствами оценки диагностических данных. Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений. Таким образом, был сделан вывод о том, что наблюдение — метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». Использование в психологической практике метода наблюдения дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. Психодиагностика на основе наблюдения – обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. Выделяют несколько вариантов наблюдения применимых в дошкольном возрасте. Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным. Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. В-третьих, наблюдение может быть одноразовым и длительным. Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет ряд недостатков, главный из которых - его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления не возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Список используемой литературы: 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. – 320с. 2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Когито-Центр, 2009. – 192с. 3. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб: Речь. 2006. – 440с. 4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64с. 5. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2004. № 1. С. 10. 6. Виноградова Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. 2003. №2. С. 45. 7. Детская психодиагностика: Практические занятия. Методические указания / Под ред. Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое Общество», 2003. - 39с. 8. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - 224с. 9. Дошкольное образованиевРоссии / Под ред. Р.Б. Стеркина. –М.: Академия, 1996. –155с. 10. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. – Самара: Универс-Групп, 2009. – 208с.


 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДЕНИЯ КАК ОДНОГО

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов, связанных с приемами пищи, дневного и вечернего сна, прогулок и т

Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений

Средства оценки могут быть представлены характеристиками или эталонами различных психических явлений

Просвещение, 1993. - 224с. 9. Дошкольное образованиевРоссии /

Просвещение, 1993. - 224с. 9. Дошкольное образованиевРоссии /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022