Характеристика проблем педагогической науки, определяющей актуальность активного формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе
Оценка 4.7

Характеристика проблем педагогической науки, определяющей актуальность активного формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе

Оценка 4.7
docx
04.03.2020
Характеристика проблем педагогической науки, определяющей актуальность активного формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе
Характеристика проблем пед.науки.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

 

Характеристика проблем педагогической науки, определяющей актуальность активного формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе

 

Изучение проблемы формирования профессиональных интересов (ФПИ) у детей с интеллектуальной недостаточностью связано с рядом трудностей, заключающихся в тесной взаимосвязи социальных и личностных особенностей всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя и семьи), а также способов организации последнего.

ФПИ – длительный процесс, который должен начинаться как можно раньше, учитывать современные условия рынка труда, возможности здоровья ребенка и социальный «заказ» родителей. Кроме того, это целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию ребенка, которую возглавляет учитель, происходящая не только на уроке, но и вне урока и вне школы. Вероятно, это должно сопровождаться определенными изменениями в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Например, высокий уровень мотивации на приобретение желаемой профессии будет способствовать нормализации физического развития, показателей физической подготовленности, активному лечению при имеющихся заболеваниях, стремлению к улучшению интеллектуального и духовного уровня. Следовательно, одна из проблем педагогической науки, касающаяся изучения закономерностей развития личности в условиях обучения и воспитания, неотъемлемо связана с процессом ФПИ у детей.

Другая проблема педагогики – определение целей обучения и воспитания – также находит отражение при проведении исследования по изучению ФПИ у детей. Возможно, они связана с созданием идеального образа представителя будущей профессии, к которому будет стремиться ребенок. Кроме того, здесь важно помочь ребенку определиться с осознанным выбором предполагаемой сферы профессиональных интересов, учитывая его возможности здоровья, психологические особенности, а также реальные перспективы трудоустройства.

Проблема разработки содержания обучения и воспитания в свете ФПИ также является крайне актуальной. Она предполагает, как повышение уровня информированности учащихся о разноплановых профессиях, создание достаточной теоретической базы для дальнейшего послешкольного обучения, так и максимальную практическую ориентированность учащихся, которая может быть достигнута разными средствами: демонстрация производства (экскурсии, видеофильмы, презентации, «встречи с интересными людьми» и т.д.), привлечение детей к общественно-полезному труду в рамках школы, возобновление трудовых практик на производствах и др.

 Выбор методов обучения и воспитания при изучении проблемы ФПИ у детей с интеллектуальной недостаточностью должен, прежде всего, учитывать их психосоциальные особенности, а также применимость в коррекционной школе. Отсюда вытекает еще одна взаимосвязь изучаемой темы с проблемой современной педагогической науки, заключающейся в разработке способов организации обучения и воспитания в различных учебно-воспитательных учреждениях, причем здесь, вероятно, на первый план выйдет особенности личности учителя, его инновационный потенциал, а также возможности применения разных организационных методик в специальных школах.

Ранняя профориентация – как основа рационального подхода

к выбору образования

Актуальность. Система образования является одним из направлений социальной политики государства, направленная не только на социализацию, но и способствующая равенству в выборе профессиональной сферы.

Цель. Повысить способность ребенка в выборе будущего направления профессиональной деятельности.

Содержание. На протяжении всего периода обучения ребенка проводится постоянная профориентация. С одной стороны, она будет способствовать осознанному самоопределению ребенка в современном мире, поможет взвешенно выбрать будущую профессию. С другой стороны, в свете уменьшения доли бюджетного образования, позволит родителям правильно инвестировать материальные средства семьи.

Средства.

1.       Разработка и внедрение карты учета индивидуальных особенностей ребенка, начиная с дошкольного возраста. Путем наблюдения за поведением ребенка, объективных данных психологического тестирования выделяются «сильные» и «слабые» стороны психологического портрета ребенка, родителям выдаются персонифицированные рекомендации по развитию «слабых» качеств. Кроме этого, учитывается состояние здоровья ребенка, и при наличии серьезных нарушений уже с дошкольного возраста родителям сообщается об ограничениях в выборе определенных профессий, даются рекомендации по улучшению состояния здоровья. Эта работа проводится педагогами ДОУ, дополнительного образования, медицинскими работниками. Уже с дошкольного возраста следует рекомендовать родителям посещать «Города мастеров», «Кидбурги», где ребенок сможет познакомиться с разными профессиями.

2.       Ознакомление ребенка во время обучения в начальной школе с разными видами профессиональной деятельности, путем проведения экскурсий в различные организации, приглашение представителей разных профессий, демонстрации учебных фильмов. Как правило, среди родителей учащихся есть представители разных профессий, которые могут помочь учителю в проведении этой работы.

3. Ранняя профориентация (с 5 класса) и профконсультация (с 7 класса) учащихся (согласно Приказа МО м МЗ № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 1992 г.). Эта работа проводится в основном врачом образовательного учреждения и направлена на определение перечня противопоказаний по здоровью к выбору определенных профессий. Нередко это для подростка является мощным фактором мотивации к улучшению состояния своего здоровья. Также это будет способствовать выбору профильного образования в старших классах.

4. Индивидуальная работа с семьей ребенка, направленная на выяснение социального запроса родителей, реальных перспектив с учетом его индивидуальных особенностей. К этой работе, которая может проводиться в среднем школьном звене, необходимо привлечение психолога для проведения тестирования и оценки личностных и характерологических качеств ученика, его способностей участвовать в разных видах профессиональной деятельности.

5. Привлечение потенциальных работодателей к организации профессиональных экскурсий, проведению круглых столов со старшеклассниками, на которых ребята не только смогут приблизиться к пониманию профессий, но и, возможно, заинтересовать руководителя своими способностями, получить обоснованное (а не «по знакомству») целевое направление на дальнейшее обучение. Возобновление летних производственных практик учащихся на производствах.

Результат. Повышение мотивации современных детей на получение качественного образования, поступление в ВУЗы нацеленных на результат молодых людей, вложение материальных затрат семьи в востребованное профессиональное образование ребенка.


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Кроме того, здесь важно помочь ребенку определиться с осознанным выбором предполагаемой сферы профессиональных интересов, учитывая его возможности здоровья, психологические особенности, а также реальные перспективы трудоустройства

Кроме того, здесь важно помочь ребенку определиться с осознанным выбором предполагаемой сферы профессиональных интересов, учитывая его возможности здоровья, психологические особенности, а также реальные перспективы трудоустройства

Цель. Повысить способность ребенка в выборе будущего направления профессиональной деятельности

Цель. Повысить способность ребенка в выборе будущего направления профессиональной деятельности

Эта работа проводится в основном врачом образовательного учреждения и направлена на определение перечня противопоказаний по здоровью к выбору определенных профессий

Эта работа проводится в основном врачом образовательного учреждения и направлена на определение перечня противопоказаний по здоровью к выбору определенных профессий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020