локализация и тяжесть поражения мозга
особенности нарушений речи и степень их выраженности
В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности
Произносительная речь характеризуется недостаточной силой и звонкостью голоса, снижением амплитуды языковых модуляций. В силу паретичности мышц голосовых складок, они смыкаются не полностью, неравномерно, колебания редкие и аритмичные. Такая работа голосовых складок ведет к тому, что звонкие согласные частично или полностью оглушаются. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный. При воспроизведении голоса следует напряжение мышц гортани, голосовых складок, иногда корня языка, в силу чего гласные звуки приобретают дополнительные, не свойственные им шумовые призвуки, поэтому в речи стирается различие между гласными и согласными звуками.
Просодическая сторона речи характеризуется выраженными темпо-ритмическими нарушениями. Темп речи, как правило, замедлен. Вдох неглубокий, речевой выдох истощаемый, в силу чего нарушается ритмическая структура высказывания, появляются паузы.
При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков - звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения.
Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.
Лексика увеличивается медленно, искажённо, используется в речевой практике неправильно, не соответствует возрасту. Словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Слабо развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.
Дети с церебральным параличом с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи и встречаются при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки.
Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи и лучше результаты логопедической работы.
Бадалян Л. О., Журба Л. Г. Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье. 1998.
Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. М., 2004.
Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
Полушкина Н.Н., "Диагностический справочник логопеда", М. изд. "Арстель; Волкова Л.С., "Логопедия", М. "Просвещение".
Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2020. – 608 с.
Список использованной литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.