«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Оценка 4.8

«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Оценка 4.8
pptx
15.01.2023
«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.pptx

Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по

Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по

Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому  

Лебединский Виктор Васильевич (19

Лебединский Виктор Васильевич (19

Лебединский Виктор Васильевич (19.06.1927-25.08.2008, Москва) - доцент кафедры нейро - и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития

В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза

В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза

В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Причем в детской психиатрии основной упор делался на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).
В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:
I — недоразвитие;
II — задержанное развитие;
III — поврежденное развитие;
IV — дефицитарное развитие;
V — искаженное развитие;
VI — дисгармоничное развитие.

психический дизонтогенез психическое недоразвитие задержанное психическое развитие поврежденное психическое развитие дефицитарное психическое развитие искаженное психическое развитие дисгармони- ческое психическое развитие

психический дизонтогенез психическое недоразвитие задержанное психическое развитие поврежденное психическое развитие дефицитарное психическое развитие искаженное психическое развитие дисгармони- ческое психическое развитие

психический дизонтогенез

психическое
недоразвитие

задержанное
психическое
развитие

поврежденное
психическое
развитие

дефицитарное
психическое
развитие

искаженное
психическое
развитие

дисгармони-
ческое
психическое
развитие

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития

Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития

Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний:
- наиболее тяжелая - идиотия
- менее тяжелая - имбецильность
- относительно легкая - дебильность

Идиотия Имбецильность Дебильность

Идиотия Имбецильность Дебильность

3 степени олигофрении

Идиотия

Имбецильность

Дебильность

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах

Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

Задержанное психическое развитие

Задержанное психическое развитие

Задержанное психическое развитие

ЗПР

4 основных варианта ЗПР
(по К.С.Лебединской)

ЗПР
конституционального
происхождения

ЗПР
соматогенного
происхождения

ЗПР
психогенного
происхождения

ЗПР
церебрально-органического
происхождения

Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с

Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с

Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Поврежденное психическое развитие органическая деменция резидуальная органическая деменция прогрессирующая (прогредиентная) деменция

Поврежденное психическое развитие органическая деменция резидуальная органическая деменция прогрессирующая (прогредиентная) деменция

Поврежденное психическое развитие

органическая деменция

резидуальная
органическая
деменция

прогрессирующая
(прогредиентная)
деменция

Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи

Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи

Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

Первичная недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний…

Первичная недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний…

Первичная недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.

Дефицитарное психическое развитие первичная недостаточность отдельных сенсомоторных систем

Дефицитарное психическое развитие первичная недостаточность отдельных сенсомоторных систем

Дефицитарное психическое развитие

первичная недостаточность отдельных сенсомоторных систем

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

Этиология дефектов слуха и зрения

Эндогенные факторы

Экзогенные факторы

Дети с недостаточностью слуха глухие - рано оглохшие - поздно оглохшие слабослышащие - с относительно сохранной речью - с глубоким недоразвитием речи

Дети с недостаточностью слуха глухие - рано оглохшие - поздно оглохшие слабослышащие - с относительно сохранной речью - с глубоким недоразвитием речи

Дети с недостаточностью слуха

глухие
- рано оглохшие
- поздно оглохшие

слабослышащие
- с относительно сохранной речью
- с глубоким недоразвитием речи

Дети с недостаточностью зрения тотально слепых частично видящих слабовидящих

Дети с недостаточностью зрения тотально слепых частично видящих слабовидящих

Дети с недостаточностью зрения

тотально слепых

частично видящих

слабовидящих

Закономерности отклоняющегося развития при патологии сенсорной сферы: - недоразвитие по сравнению с нормой способности к приему, переработке и хранению информации; - недостаточность словесного опосредования; -…

Закономерности отклоняющегося развития при патологии сенсорной сферы: - недоразвитие по сравнению с нормой способности к приему, переработке и хранению информации; - недостаточность словесного опосредования; -…

Закономерности отклоняющегося развития при патологии сенсорной сферы:

- недоразвитие по сравнению с нормой способности к приему, переработке и хранению информации;

- недостаточность словесного опосредования;

- следствием этих особенностей является тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления;

- определенная специфика развития личности, наблюдаемая в неблагоприятных условиях воспитания и при неадекватности мер педагогической коррекции.

Отклонения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы

Отклонения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы

Отклонения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

Дети с нарушениями опорно-двигательного анализатора – это полиморфная в клиническом отношении группа.

дети, у которых нарушения
опорно-двигательного аппарата
обусловлены органическими
поражениями нервной системы;

дети, имеющие сочетанные
поражения нервной системы
и опорно-двигательного аппарата
вследствие родовых травм;

дети, имеющие нарушения
опорно-двигательного аппарата
при сохранном интеллекте.

«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

«Характеристика вариантов психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Степени тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата: - легкая - средняя - тяжелая

Степени тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата: - легкая - средняя - тяжелая

Степени тяжести
нарушения
опорно-двигательного аппарата:

- легкая

- средняя

- тяжелая

Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в…

Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в…

Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.

Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие

РДА

Наиболее яркие внешние проявления синдрома: - аутизм как таковой - стереотипность в поведении особая характерная задержка и нарушение развития речи - раннее проявление указанных расстройств

Наиболее яркие внешние проявления синдрома: - аутизм как таковой - стереотипность в поведении особая характерная задержка и нарушение развития речи - раннее проявление указанных расстройств

Наиболее яркие внешние
проявления синдрома:

- аутизм как таковой

- стереотипность в поведении

особая характерная задержка
и нарушение развития речи

- раннее проявление указанных расстройств

РДА: - как полная отрешенность от происходящего - как активное отвержение - как захваченность аутистическими интересами - как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия

РДА: - как полная отрешенность от происходящего - как активное отвержение - как захваченность аутистическими интересами - как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия

4 группы РДА:

- как полная отрешенность от происходящего

- как активное отвержение

- как захваченность аутистическими интересами

- как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия

По своей структуре оно напоминает искаженное развитие

По своей структуре оно напоминает искаженное развитие

По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Дисгармоническое психическое развитие психопатии патологические варианты развития личности

Дисгармоническое психическое развитие психопатии патологические варианты развития личности

Дисгармоническое психическое развитие

психопатии

патологические варианты
развития личности

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023