Лебединский Виктор Васильевич (19.06.1927-25.08.2008, Москва) - доцент кафедры нейро - и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития
В клинике выделяют несколько типов психического дизонтогенеза. Причем в детской психиатрии основной упор делался на анализе нарушений психического развития в процессе текущего психического заболевания (шизофрения, эпилепсия), на динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и на аномальном развитии личности в результате влияния отрицательных условий воспитания (варианты патохарактерологического формирования личности).
В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).
психический дизонтогенез
психическое
недоразвитие
задержанное
психическое
развитие
поврежденное
психическое
развитие
дефицитарное
психическое
развитие
искаженное
психическое
развитие
дисгармони-
ческое
психическое
развитие
Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.
Олигофрения (от греч. «olygos» - малый, «phren» - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей -олигофренов различают три группы состояний:
- наиболее тяжелая - идиотия
- менее тяжелая - имбецильность
- относительно легкая - дебильность
Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.
Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.
Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.
Первичная недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.
Компенсация при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения.
Закономерности отклоняющегося развития при патологии сенсорной сферы:
- недоразвитие по сравнению с нормой способности к приему, переработке и хранению информации;
- недостаточность словесного опосредования;
- следствием этих особенностей является тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления;
- определенная специфика развития личности, наблюдаемая в неблагоприятных условиях воспитания и при неадекватности мер педагогической коррекции.
Отклонения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
Дети с нарушениями опорно-двигательного анализатора – это полиморфная в клиническом отношении группа.
дети, у которых нарушения
опорно-двигательного аппарата
обусловлены органическими
поражениями нервной системы;
дети, имеющие сочетанные
поражения нервной системы
и опорно-двигательного аппарата
вследствие родовых травм;
дети, имеющие нарушения
опорно-двигательного аппарата
при сохранном интеллекте.
Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера)
В данном случае в процессе формирования психических функций наблюдается другая их последовательность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей речь опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не “подтягивают” развитие других.
Наиболее яркие внешние
проявления синдрома:
- аутизм как таковой
- стереотипность в поведении
особая характерная задержка
и нарушение развития речи
- раннее проявление указанных расстройств
4 группы РДА:
- как полная отрешенность от происходящего
- как активное отвержение
- как захваченность аутистическими интересами
- как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия
По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Примером такого развития психики является психопатия, для которой свойственны неадекватные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе. Степень выраженности психопатии и ее самоформирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.