Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Оценка 4.7

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Учительская профессия по своей сущности в высшей степени гуманистична. Человек своим трудом преобразует природу. А труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. “Воспитатель – это профессионал, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит… переживает с ребёнком много вдохновляющих минут…”. В этом главное назначение настоящего учителя, к его образу стремлюсь в своей деятельности и я. Обучение иностранному языку в средней школе преследует практическую, образовательную, воспитательную и развивающую цель. Практическая цель обучения заключается в овладении учащимися речевой коммуникативной деятельностью для осуществления общения на иностранном языке в устной и письменной форме. И одним из важнейших аспектов в этом обучении является грамматический. Освоение грамматического строя английского языка учащимися является ключевой проблемой методики. До сих пор ещё можно услышать среди учителей высказывания, подобные следующим: “Грамматику мои ученики знают, но говорят и читают с ошибками” или наоборот: “Говорить и читать умеют, а грамматики не знают”. Эти слова свидетельствуют, на мой взгляд, о непонимании сущности грамматики вообще и её роли при овладении иностранным языком в частности. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речевой деятельности, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Но грамматике, как известно, принадлежит организующая роль. Мне очень нравится работать над особенностями грамматического строя английского языка и учить этому своих учеников. За свою многолетнюю учительскую практику я изучила большое количество методической литературы именно по вопросам обучения учащихся грамматике английского языка. Обобщая весь накопленный опыт работы по данной теме, можно констатировать, что существуют два принципиально отличающихся друг от друга пути обучения грамматической стороне речи (в раннем обучении предпочтение отдаётся первому) : • имитативный, подражательный путь, при котором детям не объясняется суть грамматического явления (то есть без правила), а предлагаются речевые образцы, включающие новое явление с последующей тренировкой в употреблении этих образцов; • сознательный путь, при котором детям раскрывается суть нового грамматического явления, даётся правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций с последующей их автоматизацией. Длительное обучение английскому языку своих учащихся убедило меня, что из двух названных путей овладения грамматикой второй является более надёжным, а формируемые навыки становятся более прочными и гибкими. При этом использование “приспособительного” способа тоже возможно.
Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности.docx
Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности Учительская профессия по своей сущности в высшей степени гуманистична. Человек  своим трудом преобразует природу. А труд учителя тем ценен и велик, что он формирует  природу самого человека. “Воспитатель – это профессионал, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а  возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит… переживает с ребёнком много  вдохновляющих минут…”. В этом главное назначение настоящего учителя, к его образу  стремлюсь в своей деятельности и я. Обучение иностранному языку в средней школе преследует практическую,  образовательную, воспитательную и развивающую цель. Практическая цель обучения  заключается в овладении учащимися речевой коммуникативной деятельностью для  осуществления общения на иностранном языке в устной и письменной форме. И одним из  важнейших аспектов в этом обучении является грамматический. Освоение  грамматического строя английского языка учащимися является ключевой проблемой  методики. До сих пор ещё можно услышать среди учителей высказывания, подобные  следующим: “Грамматику мои ученики знают, но говорят и читают с ошибками” или  наоборот: “Говорить и читать умеют, а грамматики не знают”. Эти слова свидетельствуют,  на мой взгляд, о непонимании сущности грамматики вообще и её роли при овладении  иностранным языком в частности. Невозможно отрывать грамматику от речи, без  грамматики не мыслится овладение какой­либо формой речевой деятельности, так как  грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную  основу речи. Но грамматике, как известно, принадлежит организующая роль. Мне очень  нравится работать над особенностями грамматического строя английского языка и учить  этому своих учеников. За свою многолетнюю учительскую практику я изучила большое количество методической  литературы именно по вопросам обучения учащихся грамматике английского языка.  Обобщая весь накопленный опыт работы по данной теме, можно констатировать, что  существуют два принципиально отличающихся друг от друга пути обучения  грамматической стороне речи (в раннем обучении предпочтение отдаётся первому) :  имитативный, подражательный путь, при котором детям не объясняется суть  грамматического явления (то есть без правила), а предлагаются речевые образцы,  включающие новое явление с последующей тренировкой в употреблении этих  образцов;  сознательный путь, при котором детям раскрывается суть нового грамматического  явления, даётся правило, в котором объясняются принципы выполнения  соответствующих грамматических операций с последующей их автоматизацией. Длительное обучение английскому языку своих учащихся убедило меня, что из двух  названных путей овладения грамматикой второй является более надёжным, а формируемые навыки становятся более прочными и гибкими. При этом использование  “приспособительного” способа тоже возможно.  Например, я объясняю своим ученикам какое­то грамматическое явление, они учат  правило, закрепляют его в упражнениях, а потом вдруг встречаются варианты, казалось бы, опровергающие его (к примеру, употребление артиклей, предлогов, чтение некоторых  буквосочетаний и т.д.). В таких случаях я говорю учащимся: “Значит вот это и это нужно  просто запомнить и так употреблять в речи. Не бывает правил без исключений”. Вот эти  исключения и заучиваются просто механически. Очень многое приходится возлагать на  принцип автоматического запоминания. Так что следует разумно сочетать и первый, и  второй путь. В современных учебно­методических комплексах для этой цели используется специальная  организация языкового материала в виде грамматических структур (типовых предложений, модельных фраз, порождающих модели), которые в своём наборе охватывают основные  грамматические явления английского языка, необходимые и достаточные для организации  устного общения на языке в пределах школьной программы. Используя эти структуры как  образцы, подставляя новые лексические единицы на место заменяемых элементов,  учащиеся овладевают в устной речи сотнями фраз, построенных по нормам данного языка. Обучение грамматике неразрывно связано с использованием грамматических моделей, так  как при этом удаётся реализовать все три функции модели: ­обобщающую (она выступает как обобщённый образ большого количества фраз  одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением); – планирующую (с опорой на модели ребёнок самостоятельно может конструировать  фразы и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих  различную структуру); – контролирующую (если допускается ошибка, ученик может самостоятельно с опорой на  модель найти ошибку и устранить её). Для подтверждения целесообразности использования данной методики обучения приведу  пример того, как я учу детей выполнять вот такое задание, часто встречающееся в учебных пособиях: “Задайте вопрос к данному предложению, начиная его со слова в скобках”.  Даётся предложение: He has lived in Moscow for five years. /Where…?/ Я рекомендую: 1. Прочитайте внимательно предложение. 2. Переведите его (не поняв смысла, невозможно работать над предложением): Он живёт в Москве 5 лет. 3. Посмотрите, с чего должен начинаться вопрос, определите его тип: Where…(где) – это вопросительное слово, а значит нам необходимо задать специальный  вопрос 4. Вспомните и воспроизведите схему вопросительного предложения (конкретно – специального вопроса) вопр.слов о вспом.гл . подлеж . смысл.гл …  ? 5. Найдите в данном предложении, что является ответом (in Moscow) и закрой это слово  пальчиком, чтобы оно не попало в вопрос. 6. Всё оставшееся нужно расставить по своим местам, согласно схеме. Получаем: Where has he lived for five years? 7. Сверьте со схемой, все ли члены предложения на своих местах, проконтролируйте себя. Такой метод я отрабатываю на раннем этапе обучения, так как таким образом идёт сначала чисто механическая работа – подстановка , позже через уровень осознанности и  автоматизма данного навыка составление вопросительных структур, как показывает опыт,  протекает у учащихся намного легче. Мне такой метод нравится, детям – тоже. Я  рекомендую писать схему вопросительного предложения каждый раз, выполняя подобные  упражнения. Составив вопрос, учащиеся сами могут лишний раз себя проверить – всё ли на месте, так как отсутствие вспомогательного глагола в русском языке провоцирует на его  пропуск и в английском языке (главная ошибка учащихся). Теперь остановимся на вопросе введения нового грамматического материала. В этом  случае целесообразно разбить свою работу на четыре этапа: I – Этап презентации грамматического явления и создания ориентировочной основы для  последующего формирования навыка. II – Формирование речевых грамматических навыков путём их автоматизации в устной  речи. III – Включение речевых навыков в разные виды речи. IV – Развитие речевых умений.

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности

Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017