Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Утверждаю зам. директора по УР ______ И.П. Руденко «___»____________ 2022 г |
Химическая номенклатура.
Название химических элементов, оксидов, кислот
Методические указания
преподавателю для практического занятия
ОП.07 Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Специальность: Сестринское дело
курс – I; семестр - I
Согласовано Методист _________ Л. В. Судина «___»____________ 2022 г. |
Рассмотрено на заседании ЦК № 1 Протокол № __ от «___» ___ 2022 г. Председатель ЦК ______ О.В. Васильева Разработал преподаватель _________ О. А. Раздобарова |
ст-ца Кущёвская
2022 г.
Мотивация
В большинстве языков одни части речи претерпевают изменения, другие остаются без изменения.
Неизменяемыми частями речи являются служебные части речи, регулирующие отношения других слов. К ним относятся, в первую очередь, предлоги (praepositio), союзы (conjunctio), частицы (particula). К числу неизменяемых частей речи можно отнести также наречия.
Изменяемые части речи - к ним относятся существительное (substantivum), прилагательное (adjectivum), глагол (verbum), причастие (participium), местоимение (pronomen), числительное (numeralium), герундий (gerandium), герундив (gerandivum), изменяются в роде, числе, падеже (склонение) или в лице, числе, времени, залоге и наклонении (спряжение).
I. Цели аудиторной работы
1.1. Обучающие:
- закрепить и систематизировать изучаемый материал по теме;
- выделить вопросы темы, имеющие практическое значение для профессиональной деятельности
После выполнения домашнего задания студент должен иметь представление о:
- грамматических категориях имени прилагательного;
- словарной форме прилагательного.
знать:
- основные признаки изменяемых и неизменяемых частей речи;
- особенности склонений числительных, местоимений;
- лексический минимум.
уметь:
- переводить словосочетания с неизменяемыми частями речи, числительными, наречиями, местоимениями, союзами с русского на латинский язык и наоборот.
1.2. Образовательные
- ПК. 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
- ПК. 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
- ПК. 2.8. Оформлять медицинскую документацию.
1.3. Развивающие:
- OK. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК. 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ОК. 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК. 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Воспитательные:
- ОК. 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- ОК. 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- ОК. 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
- ОК. 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5. Методические:
- добиться эффективного усвоения темы изучаемого материала;
- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса;
- способствовать поддержанию обратной связи преподавателя и студентов.
2. Продолжительность - 90 минут.
3. Место проведения – аудитория.
4. Формы организации учебного процесса:
4.1.1. Тип занятия - комбинированный
4.1.2. Вид занятия - практическое
4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
4.1.2. Перцептивные методы:
- наглядные;
- словесные: объяснение, беседа;
- практические: устные и письменные упражнения.
4.1.2. Логические методы:
- дедуктивный;
- аналитико - синтетический.
4.2.3. Гностические методы:
- поисковый.
4.3. Методы стимулирования и мотивации учения,
4.3.1. Методы формирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- опора на полученный ранее жизненный опыт.
4.3.2. Методы развития долга и ответственности:
- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;
- метод создания благоприятной обстановки обучения.
4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:
- устные;
- письменные.
Литература для студентов
1. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.Ф. Панасенко. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, с. 50-51.
Карта междисциплинарных связей
№ п/п |
Дисциплина, ПМ |
Тема |
|
Обеспечивающие |
|
||
1. |
ОУД. 10. Химия |
Сложные эфиры. Жиры. |
|
2. |
ОУД. 15. Биология |
Введение. Биология - наука о жизни. Цели и задачи биологии. |
|
Обеспечиваемые |
|
||
1. |
ОПД.07. Фармакология |
Средства действующие на ЦНС |
|
2. |
ОПД.02. Анатомия и физиология человека |
Кости головы, их соединения. Мышцы головы и шеи. |
|
3. |
ОПД.03. Основы патологии |
Общие реакции организма |
|
4. |
Производственная практика, Преддипломная практика, Будущая профессиональная деятельность |
|
Карта внутридисциплинарных связей
Обеспечивающие темы |
Связь |
Обеспечиваемые темы |
Неизменяемые части речи. Числительные. Наречия. Местоимения. Союзы |
Химическая номенклатура |
Название солей. Чтение и перевод терминов химической номенклатуры |
Карта наглядных пособий и ТСО
№ |
Вид |
Наименование |
1. |
ТСО |
ПК, мультимедийный проектор |
2. 2.1. |
Наглядности Презентация |
Химическая номенклатура. Название химических элементов, оксидов, кислот. |
Ход аудиторной работы с распределением времени
№ |
Вид |
Время |
1. |
Вводная часть. Организационный момент, мотивация темы, постановка целей, задач, план занятия, МДС |
2 |
2. |
Блиц - опрос |
12 |
3. |
Тестовый контроль |
12 |
4. |
Вводный инструктаж |
1 |
5. |
Лабораторная работа |
58 |
6. |
Итоги выполнения домашнего задания |
2 |
7. |
Подведение итогов занятия |
1 |
8. |
Задание на дом |
1 |
9. |
Заключительный момент |
1 |
Всего: |
90 |
Блиц - опрос
№ |
Вопрос |
Эталон ответа |
1 |
Сладкий |
dulcis , e |
2 |
Смертельный |
letalis, e |
3 |
Майский |
majalis, e |
4 |
Медицинский |
medicinalis, e |
5 |
Натуральный, естественный |
naturalis, e |
6 |
Бриллиантовая зелень |
viride(is) nitentis |
7 |
Аптечный, лекарственный |
officinalis, е |
8 |
Грудной |
pectoralis , е |
9 |
Белый |
albus, a, um |
10 |
Вощёный |
ceratus, a, um |
11 |
Серый |
cinereus, a, um |
12 |
Сложный |
compositus, a, um |
13 |
Концентрированный |
concentratus, a, um |
14 |
Очищенный |
depuratus, a, um |
15 |
Дистиллированный |
destillatus, a, um |
16 |
Правый |
dexter, tra, trum |
17 |
Разведенный |
dilutus, a, um |
18 |
Жёлтый |
flavus, a, um |
19 |
Жидкий |
fluidus, a, um |
20 |
Желатиновый |
gelatinosus, a, um |
21 |
Чёрный |
niger, gra, um |
22 |
Покрытый оболочкой |
obductus, a, um |
23 |
Перечный |
piperītus, a, um |
24 |
Чистый |
purus, a, um |
25 |
Сухой |
siccus, a, um |
26 |
Густой |
spissus, a, um |
27 |
Красный |
ruber, bra, brum |
28 |
Горький |
amarus, a, um |
29 |
Простой |
simplex , icis |
30 |
Весенний |
vernalis , е |
31 |
Слабительный |
laxans, ntis |
32 |
Обыкновенный |
vulgaris , е |
33 |
Голосовой |
vocalis , е |
34 |
Инфантильный, недоразвитый |
infantilis , е |
35 |
Прямокишечный |
rectalis , е |
36 |
Лёгочный |
pulmonalis, е |
37 |
Растворимый |
solubilis,е |
38 |
Мелкий |
subtilis,е |
39 |
Влагалищный |
vaginalis,е |
40 |
Болотный |
paluster, tris, tre |
41 |
Лесной |
silvestris, e |
Тест I формы
Химическая номенклатура.
Название химических элементов, оксидов, кислот.
Инструктаж: прочитайте и выберите один правильный ответ
1. Существительное мужского рода:
а) Nitrogenium в) Sulfur
б) Aluminium г) Phosphorus
2. Существительное 3 склонения:
а) Nitrogenium в) Sulfur
б) Aluminium г) Phosphorus
3. Согласованное с существительным «кислота» прилагательное характеризует:
а) степень окисления в) кислотный остаток
б) группу г) наличие кислорода
4. Максимальная степень окисления кислоты - суффикс:
а) -as- в) -is-
б) -ic- г) -os-
5. Низкая степень окисления кислоты - суффикс:
а) -as- в) -is-
б) -ic- г) -os-
6. Бескислородная кислота - суффикс:
а) -as- в) -is-
б) -ic- г) -os-
7. На безкислородную соль указывает суффикс:
а) -id- в) -is-
б) -ic- г) -os-
Инструктаж: выбрать два варианта ответа
8. На кислородсодержащую соль указывает суффикс:
а) -as- в) -is-
б) -ic- г) -os-
9. Второе слово в названии пероксида:
а) катион в) род. п.
б) им. п. г) анион
10. Первое слово в названии оксида в падеже:
а) катион в) род. п.
б) им. п. г) анион
11. Названия кислот образуются из:
а) сущ. м. р. в) сущ. ж. р.
б) сущ. ср. р. г) прилагательного
12. Все латинские названия химических элементов - существительные:
а) ср. р. в) ж. р.
б) 2 скл. г) 1 скл.
Инструктаж: перевести на латинский язык и записать
13.
а) серная кислота б) азотистая кислота в) сероводородная кислота
Эталон ответа
Тема: Химическая номенклатура.
Название химических элементов, оксидов, кислот.
1 – г 2 – в 3 – а 4 – б 5 – г 6 – б 7 – а
|
8 – а, в 9 – б, г 10 – а, в 11 – б, г 12 – а, б 13 – a) acidum sulfurosum б) acidum nitrosum в) acidum hydrosulfuricum
|
Индивидуальный опрос
№ |
Вопрос |
Эталон ответа |
1 |
Назовите группы латинских числительных |
количественные, порядковые, разделительные (по скольку?) и числительные-наречия (сколько раз?). |
2 |
Какие числительные чаще используются в медицинской сфере? |
В медицинской сфере используются чаще количественные числительные и числительные-наречия, например: bis «дважды». |
3 |
Какие числительные чаще используются в анатомической номенклатуре? |
Порядковые числительные встречаются в анатомической номенклатуре в названиях пальцев и IV желудочка мозга. |
4 |
Какие числительные являются непроизводными? |
от 1 до 10 (unus, duo, tres, quattuor, quinque, sex, septem, octo, novem, decern), а также 20 (viglnti), 100 (centum) и 1000 (mille) являются непроизводными |
5 |
Какие числительные являются производными? |
десятки 30-90 и сотни 200-900 — производные |
6 |
Как образуются числительные от 11 до 17? |
прибавлением к основному числительному -dеcim: undecim «11», duodёcim «12» и т.д. |
7 |
Как образуются десятки от 30 до 90? |
прибавлением к основному числительному -ginta: triginta «30», quadraginta «40» и т.п. |
8 |
Как образуются сотни от 200 до 900? |
присоединением -centi (200, 300, 600) или -genti (400, 500, 700-900): trecenti [-a, -um] «300», quingenti [a, -urn] «500» и т.д. |
9 |
По какой модели образуются числительные 18, 19, 28, 29, 38, 39 и т.д.? |
по модели вычитания двух или одного из последующего десятка: duodeviginti «18», undeviginti «19», duodetriglnti «28» и т.д. |
10 |
По каким способам могут образовываться числительные 21-27, 31-37, 41-47 и т.д.? |
двумя способами: а) число единиц называется после десятков (viginti tres «23» и т.п.); б) сначала называются единицы, затем союз et и число десятков (tres et viginti «23»). |
11 |
Какие числительные склоняются, как и в русском языке? |
все порядковые, разделительные и некоторые количественные |
12 |
Какие же это некоторые количественные числительные? |
a) unus [-a, -um] «один [одна, одно]», duo [-ае, -о] «два [две, два]», tres [-ia] «три»; б) сотни от 200 до 900; в) milia [-um] npl «тысячи» (числительное mille в единственном числе не склоняется). |
13 |
Чем является в предложении числительное? |
как правило, бывает определением. |
14 |
Каких типов в латинском языке бывают наречия? |
двух типов: 1 - самостоятельные наречия, ana «поровну», satis «достаточно», statim «тотчас, немедленно» и др.; 2 - производные от прилагательных, bene «хорошо», mimme «минимально» и т.д |
15 |
Как образуются наречия от прилагательных I—II склонения? |
прибавлением к основе суффикса -е, asepticus, -a, -um «асептический» —> aseptice «асептически», longus, -a, -um «длинный» —> longe «длинно» и т.п. Реже используется суффикс -о: cito «быстро, срочно»; |
16 |
Как образуются наречия от прилагательных III склонения? |
прибавлением к основе суффикса -iter, а у прилагательных на -ns — суффикса -ег, например: sterilis, -е «стерильный» —> steriliter «стерильно», simplex, -icis «простой» —> simpliciter «просто», deligens, -ntis «аккуратный» —» deligenter «аккуратно» и т.д. |
17 |
Что ещё употребляются в качестве наречий? |
Некоторые прилагательные среднего рода в форме винительного падежа единственного числа: multum «много», quantum «сколько». |
18 |
Назовите личные латинские местоимения |
личные (ego «я», tu «ты», nos «мы», vos «вы») |
19 |
Назовите возвратные латинские местоимения |
возвратное (se «себя»),
|
20 |
Назовите притяжательные латинские местоимения |
притяжательные (me|us [-a,-um] «мо|й [-я,-е]»; tu|us [-a,-um] «тво|й [-я,-е]»; su|us [-a,-um] «сво|й [-я,-е]»; nost|er [-га,-rum] «наш [-а,-е]»; vest|er [-га,-rum] «ваш [-а,-е]»), |
21 |
Назовите указательные латинские местоимения |
указательные (hie, haec, hoc «этот, эта, это» (указывает на наиболее близкий говорящему предмет)-, ille, ilia, illud «этот, эта, это» (указывает на наиболее отдаленный предмет); iste, ista, istud «этот, тот; эта, та; это, то» (указывает на предмет, близкий слушающему), is, еа, id «тот, он; та, она; то, оно») |
22 |
Назовите определительные латинские местоимения |
определительные (idem, eadem, idem «тот [та, то] же самый [-ая,-ое]»; ips|e [-a,-urn] «сам, самый [-а(я), -о(е)]») |
23 |
Назовите неопределительные латинские местоимения |
неопределенные (quis, quid «кто-нибудь, что-нибудь»; (all)qu|i [-a,-od] «какой-нибудь, тот или иной» и др.) |
24 |
Назовите отрицательные латинские местоимения |
отрицательные (nemo «никто», nihil «ничто») |
25 |
Назовите вопросительные латинские местоимения |
вопросительные (quis? «кто?», quid? «что?») |
26 |
Назовите относительные латинские местоимения |
относительные (qui, quae, quod «котор|ый [-ая,-ое]») |
27 |
Назовите соотносительные латинские местоимения |
соотносительные (qual|is [-е] «какой»; tal|is [-е] «такой» и др.). |
28 |
Есть ли личные местоимения 3-го лица в латинском языке? Что употребляется вместо них? |
Нет, вместо них употребляются указательные местоимения is, еа, id. |
1. Прочитать и перевести:
Tinctura baccarum Schizandrae
Herba Salviaе
Tinctura Althaeae
Herba Salviaе
Guttae Menthae
Tinctura gemmarum Betulaе
Herba Ephedrae
Massa pilularum
Aqua Amygdalarum
Tinctura Belladonnae
Tabulettae Bromcamphorae
Aqua Rosae
Tinctura Eucommiae
Guttae Amygdalarum
Tinctura herbae Glycyrrhizae
Gemmae Betulae
Aqua Oryzae
Tinctura Aloёs
Tabulettae Menthae
Tinctura Arnicae
Tinctura Kalanchoёs
Aqua Rosae
Tinctura baccarum Hippophaёs
Aqua Menthae
Aqua destillata
Decoctum herbae Glycyrrhizae
Oleum Amygdalarum
Oleum Persicorum
Pasta Lassari
Oleum Vaselini
Infusum foliorum Salviae
Decoctum foliorum Uvae ursi
Oleum Olivarum
Emulsum olei Ricini
Amylum Oryzae
Amylum Tritici
Infusum herbae Absinthii
Tinctura Hyperici
Oleum Anisi
Linimentum Synthomycini
2. Инструктаж: написать на латинском языке
крапива
камфора
алоэ
облепиха
желчь
каланхоэ
солодка
рис
абрикос
мята
валериана
шалфей
шиповник
крушина
сенна
липа
арника
ландыш
лимонник
берёза
миндаль
кровохлёбка
аорта
артерия
ребро
женщина
ямка
железа
красавка календула
моча
ампула
вода
капсула
ягода
бумага
капля
трава
микстура
паста
4. Инструктаж: перевести на латинский язык и просклонять по родам и именительному, родительному, винительному падежам и записать один, два, три
один – unus
одна – una
одно – unum
одного (Р.п.) –unius
одного (В.п.) – unum
одной (В.п.) – unam
одного (В.п.) – unum
два – duo
две – duae
два – duo
двух – duorum
двоих – duarum
двух – duorum
двух – duos
двоих – duas
двух – duo
три (м,ж род) – tres
три (ср. род) – tria
трёх (Р.п.) – trium
трёх (В.п.) – tres
трёх (ср. род) – tria
5. Инструктаж: перевести на латинский язык и записать наречие
В латинском языке различаются две категории наречий: а) самостоятельные: saepe – часто; simper – всегда; ubi – где; diu – долго; fere – почти; satis – довольно и т.п.; б) наречия, производные от прилагательных и существительных.
От прилагательных 1-го и 2-го склонений наречия образуются с помощью суффикса –ē (реже –ō), который прибавляется к основе: malus – плохой > male – плохо; tener – нежный > tenerē – нежно; citus – быстрый > cito – быстро.
От прилагательных 3-го склонения наречия образуются с помощью суффикса –iter: acer – острый, основа acr- > acriter – остро; felix – счастливый, основа felīc- > felīciter – счастливо. Если основа прилагательного оканчивается на –nt, то наречие имеет суффикс -er: sapiens – мудрый, основа sapient- > sapienter – мудро.
Часто в функции наречия употребляются формы Nom.-Acc., Abl. Sg. среднего рода некоторых существительных и прилагательных среднего рода: multum – много, очень, весьма; multo – многим, намного, гораздо; primum – сперва, во-первых, вначале; primo – впервые, прежде всего; facĭle – легко.
Большая группа наречий имеет суффикс –tim (-sim): partim – частично; passim – всюду.
Сладкий – dulcis – dulciter
Смертельный – letalis – letaliter
Натуральный – naturalis – naturaliter
Слабительный – laxans – laxanter
Аптечный, лекарственный – officinalis
Белый – albus – albe
Вощёный – ceratus – cerate
Обыкновенный – vulgaris
Недоразвитый – infantilis
Прямокишечный – rectalis
Лёгочный – pulmonalis
Растворимый – solubilis
Мелкий – subtilis
Влагалищный – vaginalis
Сложный – compositus – compositе
Концентрированный – concentratus
Очищенный – depuratus
Дистиллированный – destillatus
Правый – dexter – 1 склонение - dextrа
Разведенный – dilutes, a, um – 1 склонение – dilute
Мелкий – subtilis,е – 3 склонение
Влагалищный – vaginalis,е – 3 склонение – vaginally
Жидкий – fluidus, a, um – 1 склонение
Покрытый оболочкой – obductus, a, um – 1 склонение
Чистый – purus, a, um – 1 склонение
Сухой – siccus, a, um – 1 склонение
Густой – spissus, a, um – 1 склонение
Горький – amarus, a, um – 1 склонение
6. Инструктаж: написать на латинском языке
личные
ego «я»
tu «ты»
nos «мы»
vos «вы»
возвратное
se «себя»)
притяжательные
me|us [-a,-um] «мо|й [-я,-е]»
tu|us [-a,-um] «тво|й [-я,-е]»
su|us [-a,-um] «сво|й [-я,-е]»
nost|er [-га,-rum] «наш [-а,-е]»
vest|er [-га,-rum] «ваш [-а,-е]»)
указательные
hie, haec, hoc «этот, эта, это»
ille, ilia, illud «этот, эта, это»
iste, ista, istud «этот, тот; эта, та; это, то»
is, еа, id «тот, он; та, она; то, оно»
определительные
idem, eadem, idem «тот [та, то] же самый [-ая,-ое]»
ips|e [-a,-urn] «сам, самый [-а(я), -о(е)]»)
неопределенные
quis, quid «кто-нибудь, что-ни¬будь»
(all)qu|i [-a,-od] «какой-нибудь, тот или иной» и др.)
отрицательные
nemo «никто»
nihil «ничто»
вопросительные
quis? «кто?», quid? «что?»
относительные
qui, quae, quod «котор|ый [-ая,-ое]»
соотносительные
qual|is [-е] «какой»
tal|is [-е] «такой»
Домашнее задание
1. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.Ф. Панасенко. – Москва: ГЭОТАР - Медиа, с. 50-51.
2. Кириченко, Г.А. Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией», с. 23 - 26.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.