Химические волокна
Оценка 4.9

Химические волокна

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология +1
7 кл—11 кл
10.06.2023
Химические волокна
Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те или иные волокна, которые давала природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий хорошее, прочное волокно. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом и менее трудоемко получить ткань теплую как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок. Успехи химии позволили создать химическое волокно из природных материалов (слайд 2). Перед нами химический завод, давайте посетим его.
хим волокна.docx

План - конспект урока

Предмет:  Технология   7 класс

Тема урока:   Химические волокна

Дата:________

Учитель: Качмазова М.М

 

Цели урока:

Обучающие:-

*        Повторить классификацию текстильных волокон и дополнить знания учащихся  по теме « Классификация волокон».

*        Ознакомить учащихся с  процессом получения химических волокон и их свойствами.  

*        Научить использовать свойства волокон при изготовлении изделий.

*        Воспитывать  практичность.

*        умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивающие: развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать и выделять главное, практические умения, способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие: воспитывать уважение к труду старших поколений, любовь и бережное отношение к природе, внимательность и аккуратность в работе..

ОБОРУДОВАНИЕ:  тетрадь, образцы тканей из химических волокон, индивидуальные карточки, раздаточный материал, компьютер, презентация

ТИП УРОКА - комбинированный

 

                                              Ход урока

 

I.                   Организационный момент.  

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
 

 Урок у нас  нестандартный, и я всем желаю  удачи!

 

II.       Сообщение  целей и задач:

Маршрут нашего похода   «Текстильные волокна», цель   маршрута – дополнить ваши знания по теме « Классификация волокон», ознакомиться с процессом получения _________________________________________________________________________

III.      Повторение пройденного материала:

 

   Учитель: Какие волокна называются текстильными?

 Ученик: текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей.

Учитель: На какие два вида делятся текстильные волокна?

Ученик:  текстильные волокна бывают  натуральные и химические.

-Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

-Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в лабораториях.

Учитель:  вы правильно выбрали направление маршрута и можете отправляться вперед.

Начальный пункт  отправления  « Натуральные волокна», конечный пункт « Химические волокна».

Учитель: Какие волокна относятся к натуральным волокнам?

Ученик:  растительные, животные

 

Перед вами поле голубого цвета, на котором растет  однолетнее травянистое растение с мелкими голубыми цветам.

Учитель:  Что это за растение, как называется волокно и как называется ткань, которую получают из этого волокна?

Ученик: растение  лен, и  волокно  называется лен, а ткань льняная.

Учитель:  двигаемся дальше. Впереди  кустарниковое растение высотой  до 1м, очень ветвистое, плоды – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые пушистыми белыми  волокнами.

Учитель: Что это за растение, как называется волокно и как называется ткань, которую получают из этого волокна?

Ученик:  растение хлопчатник, волокно называется хлопок, а ткань – хлопчатобумажная.

Продолжаем..Впереди зеленый луг, где пасутся овцы.

Учитель: Как называется волокно, которое дает это животное и ткань, которую изготавливают из этих волокон?

Ученик:  волокно называется  шерсть и ткань – шерсть.

Учитель: тутовое  дерево все усыпанное гусеницами.

Учитель: Как называются эти гусеницы и чем они нам интересны?

Ученик:  это гусеницы тутового шелкопряда. Она питается листьями тутового дерева, а из коконов получают тонкие нити, которые называются натуральным шелком и ткань, которую получают из этого волокна, называется -  шелк.

Учитель: молодцы, половину  пути  мы уже прошли, осталась еще половина.

 

IV.   Изложение  нового  материала.

 

 Учитель: тема нашего урока « Химические волокна»  (слайд 1).

Поход наш продолжается, и мы совершим  экскурсию на предприятие, которое изготавливают  химические волокна, из которых получают текстильные материалы.

  Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те или иные волокна, которые давала природа, - волокна растений, шерсть животных. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий  хорошее, прочное волокно. Они экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом и менее трудоемко получить ткань теплую как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок. Успехи химии  позволили создать химическое волокно  из природных материалов (слайд 2).

Перед нами химический завод, давайте посетим его.

Химические волокна – это волокна, получаемые в лабораториях  с помощью химических и физических процессов. Волокна  делятся на  искусственные и синтетические (слайд 3).

(ученики записывают определения в тетрадь)

Учитель: какие цели вы ставите для себя, и какие знания хотите получить на экскурсии?   (учащиеся ставят  перед собой цели урока)

Учитель:  моя цель, как учителя помощь вам разобраться в этом (слайд 4).

  Учитель: история.

Вы уже знакомы с материалами из натуральных волокон: хлопка, льна, шелка, шерсти.

В современном мире все больше и больше тканей производят из искусственного волокна. Уже в XVII в. англичанин физик Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна. Впервые искусственные волокна были получены в конце XIX века, хотя попытки их получения были намного раньше. Например, стеклянные нити вырабатывали в Древнем Египте, их использовали для украшений, а в середине XVII Iв. М.В. Ломоносов пытался найти способы их промышленного  производства.  В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 году в Подмосковье (г. Мытищи) (слайд 5).

Классификация химических волокон:

Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья. По этому признаку они делятся на  искусственные и синтетические , (слайд 6).

Сырье для химических волокон:

Сырьем для производства искусственных волокон служат древесная целлюлоза, отходы хлопка, стекло, металлы и др. Исходным продуктом для получения сырья при производстве синтетических волокон являются газы и продукты переработки каменного угля и нефти  (слайд 7).

Учитель: теперь давайте посмотрим на процесс производства волокон (слайд 8).

Технология  производство химических волокон делится на три этапа
I этап: Получение вязкого прядильного раствора.

 Для искусственного волокна: Растворение в щелочи целлюлозной массы. 
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ. 
II этап: Формирование волокна. 
Пропуск раствора через фильеры. 
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч. 
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. 
III этап: Отделка волокна. 
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температур

(ученики записывают  три этапа производства химических волокон), (слайд  9).

Таблица «Схема получения ткани из искусственных волокон» (слайд  10).

 

Вискозное волокно.

  Сырьем для получения вискозного  волокна служат древесная целлюлоза (еловая щепа , опилки) и химические вещества.  Оно имеет блестящую и матовую поверхность. Ткань похожа на шелк, хлопок, шерсть.  Уступает по прочности шелку. В мокром состоянии прочность уменьшается. Хорошо впитывает влагу (слайд 19).

Горят волокна быстро, ярким пламенем  с запахом жженой бумаги.

Ацетатное и триацетатное волокно

В отличии от вискозы, состоит из ацетилцеллюлозы, полученной из отходов древесины и хлопка. Ткани внешне похожи на натуральный шелк. Прочность в мокром состоянии  уменьшается. Плохо впитывает влагу, имеет большую упругость, горит быстро, сворачиваясь в шарик, пахнущих  уксусом (слайд  12).

 Таблица «Схема получения ткани из синтетических волокон» (слайд  13).

 

Полиэфирные волокна.

Полиэстер, лавсан,  кримплен,  элан  –  ткани  мягкие, гибкие, прочные, не мнутся, хорошо  закрепляют  форму,  устойчивые  к  действию света,  плохо  впитывают влагу

(слайд  14), (отметка в маршрутной карте)

       Полиамидные  волокна.

Нейлон, капрон, дедерон,  – самые прочные синтетические волокна.  Ткани жесткие, имеют гладкую поверхность, прочные, устойчивые и истиранию, мало мнутся, плохо впитывают влагу и чувствительны к высоким температурам  (слайд  15).

(отметка в маршрутной карте)

 

Полиакрилонитрильные  волокна.

Акрил, нитрон, бамбуковый кашмилон – по внешнему виду похожи на шерсть, Свойства, как у полиэфирных волокон, но чувствительны к высоким температурам: быстро плавится, приобретая коричневый цвет, затем горят коптящим пламенем, образуя твердый шарик (слайд  16), (отметка в маршрутной карте)

 

Эластановое  волокно.

Лайкра, дорластан – чрезвычайно эластичны, увеличивают свою длину в 7 раз, возвращаясь в первоначальное состояние, поэтому ткани носят названия «стрейч». Используются  для пошива одежды обтягивающего силуэта.

Для улучшения свойств текстильных материалов к натуральным волокнам добавляют химические и получают смесовые ткани. Обнаружить в текстиле химические волокна можно различными способами: по внешнему виду, по характеру горения, химическими реактивами,  с этим мы познакомимся на  следующим уроке, на  лабораторной

 

Дополнительно

        Таблица «Свойства тканей их химических волокно».

Учитель: в данной таблице вы можете сравнить свойства искусственных и синтетических тканей. И сделать  свои выводы. Какие выводы вы сделали? (слайд  21).

Ученик: По сравнению с искусственными тканями, синтетические обладают худшими гигиеническими свойствами: низкая гигроскопичность и воздухопроницаемость, высокая электризуемость.

Учитель: мы с вами долго шли  и устали, давайте сделаем привал, проведем физкультминутку.

V. Физкультминутка.

              Раз  - подняться, потянуться,

  Два - согнуться, разогнуться,

  Три - в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка

  На четыре - руки шире,

  Пять – руками помахать,
  Шесть – на место тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель: для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  • О каких новых волокнах вы узнали на уроке?
  • Что является сырьем   для  производства искусственных
  • волокон?
  • Что является сырьем для производства  синтетических волокон?
  • Назовите основные этапы процесса производства волокон?
  • Зачем людям потребовались новые виды волокон?

  . Рефлексия

 

Ученик: я уже  знаю, как получают натуральные волокна и мне интересно узнать, как получают химические волокна?

Ученик: интересно, что является сырьем для изготовления химических волокон?

Ученик: мне интересно узнать,  какие ткани  можно изготовить  из химических волокон?

 

Вы получили ответы на свои вопросы?????

 

 

Выводы:  (слайд  24).

При выборе ткани  важно  не только  обратить внимание на эстетический  вид, но и на свойства ткани. В нашей жизни необходимы не только натуральные ткани, но и ткани из химических волокон. Как вы уже знаете, определить вид ткани можно по ее внешнему виду, на ощупь, по  характеру горения нитей. При покупке тканей старайтесь прочитать все показания на прикрепленном к образцу ярлыке. Зная вид ткани, при шитье следует учитывать ее технологические свойства.

VII. Выставление отметок и аргументация.  

VIII. Домашнее   задания  

 

 

       Урок сегодня был удачный, 
       Не прошёл для вас он зря. 
       Вы все очень постарались. 
       Вам понравилось, друзья? 

 

 

Свойства    химических    волокон

Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк.

  

Положительные свойства

 Отрицательные  свойства

Имеют красивый  внешний вид

Подвержены электризации

Хорошо драпируются

Не пропускают воздух

Мало сминаются

Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные

 

 

Синтетические ткани:  кримплен, капрон, акрил, эластан.

Положительные свойства

Отрицательные  свойства

Самые прочные

Пониженная гигроскопичность

Высокая упругость

Низкая воздухопроницаемость

Хорошие теплозащитные свойства

Высокая электризуемость

Стойкость к действию химических веществ и микроорганизмов


 

 

Свойства    химических    волокон

Искусственные ткани: вискоза, ацетатный шелк.

  

Положительные свойства

 Отрицательные  свойства

Имеют красивый  внешний вид

Подвержены электризации

Хорошо драпируются

Не пропускают воздух

Мало сминаются

Во влажном состоянии теряют прочность

Прочные

 

 

Синтетические ткани:  кримплен, капрон, акрил, эластан.

Положительные свойства

Отрицательные  свойства

Самые прочные

Пониженная гигроскопичность

Высокая упругость

Низкая воздухопроницаемость

Хорошие теплозащитные свойства

Высокая электризуемость

Стойкость к действию химических веществ и микроорганизмов


 

 

 


 

План - конспект урока Предмет:

План - конспект урока Предмет:

Перед вами поле голубого цвета, на котором растет однолетнее травянистое растение с мелкими голубыми цветам

Перед вами поле голубого цвета, на котором растет однолетнее травянистое растение с мелкими голубыми цветам

Сырье для химических волокон:

Сырье для химических волокон:

Дополнительно Таблица «Свойства тканей их химических волокно»

Дополнительно Таблица «Свойства тканей их химических волокно»

Свойства химических волокон

Свойства химических волокон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2023