Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОКСИДОВ, КИСЛОТ,
ОСНОВАНИЙ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я :
соединений. Реакции ионного обмена.
основные классы неорганических
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : объяснять сущность реакций ионного обмена; характеризовать
свойства основных классов неорганических веществ; определять возможность
протекания реакций ионного обмена; составлять уравнения реакций с участием
классов неорганических веществ.
Ц е л ь :
актуализировать знания учащихся о кислотноосновных
взаимодействиях оксидов, кислот, оснований; о реакциях ионного обмена,
правилах составления полных и сокращённых ионных уравнений.
О б о р у д о в а н и е : опорные конспекты «Химические свойства оксидов,
кислот, оснований, солей»; реактивы: известковая вода, оксид кальция, соляная
кислота, карбонат кальция, гидроксид натрия, сульфат меди, хлорид бария;
трубка стеклянная, индикаторы, демонстрационные пробирки или стаканчики.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У д о с к и один ученик воспроизводит схему, пять учеников – упр. 3, 4, 5, 6,
10; учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й опрос: из чего состоит генетический ряд
неметалла; как доказать, что данное простое вещество – металл, неметалл; что
оксид или гидроксид обладают кислотными или основными свойствами?
II. Беседа с записью в тетради.
Посмотрите на опорные конспекты. Большинство реакций, в которые
вступают сложные вещества, не являются окислительновосстановительными.
Это реакции соединения оксидов (допишите уравнения реакций):
(Демонстрация, проверка фенолфталеином.)Реакции обмена:
(Демонстрация, выдыхание воздуха через трубку в известковую воду.)
(Демонстрация.)
(Демонстрация.)
(Демонстрация.)
Многие из этих реакций протекают в растворах, так как в воде соли, щёлочи и
кислоты диссоциируют:
В растворах реакции происходят между ионами, такие реакции идут до конца,
если: а) выделяется газ; б) выпадает осадок; в) образуется малодиссоциирующее
вещество, например вода. Такие реакции называют реакциями ионного обмена и
записывают в полном или сокращённом виде. Например:
неэлектролит
З а д а н и е : запишите в полном и сокращенном виде реакции ионного обмена
(а–д).
Домашнее задание: § 1, после § 3 упр. 7, 8.ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ