Государственное учреждение
«Луганская школа I – III ступеней № 18»
Конспект
бинарного урока
химии и математики
по теме «Химические свойства соляной
кислоты. Решение задач»
Учитель химии Гонтарь Ольга Владимировна2016Цели урока:
Образовательные: продолжить формирование умений и навыков решать экспериментальные задачи с
соблюдением правил ТБ, разные типы расчетных задач с применением математических
методов; закрепить умение анализировать задачи и планировать ответ; применять знания,
полученные на уроках химии и математики на практике, формировать целостное
представление о системе знаний.
Развивающие: развивать:
учебноинформационные навыки: умение извлекать информацию из условия задачи,
наблюдаемых процессов, справочного материала;
учебнологические: умение анализировать данные, обобщать, систематизировать, выделять
главное, делать выводы; формулировать определение понятий, правил;
учебноорганизационные: организовать сознательное восприятие учебного материала,
творческое отношение к учебной деятельности, помочь выявить проблемы в знаниях
обучающихся и стимулировать потребности в их ликвидации.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать
умение формулировать и аргументировать собственное мнение,
развивать
самостоятельность, толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение
бесконфликтно работать в группах. Воспитывать интерес к математике и химии,
дисциплинированность, наблюдательность, умение и настойчивость в преодоление
трудностей.
Тип урока: бинарный, совершенствование и применение знаний
Форма урока: практическое занятие
Основные методы: объяснительноиллюстративный, проблемнопоисковый, практический
Средства обучения: учебник, химический эксперимент, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Планируемые результаты:
1) Предметные:
знать алгоритм решения задач;
уметь решать расчетные задачи;
2) Личностные:
умение проводить самооценку, учебную мотивацию
умение определять границы собственного незнания
3) Метапредметные:
умение управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и коррекцию;
проявлять инициативность и самостоятельность;
умение применять химические и математические средства;
общие схемы решения
4) Межпредметные связи:
решение химических задач посредством выполнения математических операций
I этап
: организационный момент
На мультимедийном экране(Слайд №1) эпиграф урока:
Если ты дашь человеку рыбу, то он будет сыт один раз;
Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь.
Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно;
Если ты рассчитываешь на 10 лет, то сажай дерево;
Если ты рассчитываешь на 100 лет, то обучай народ.
Народная мудрость
II этап: определение темы урока, мотивация ( Слайд №2)Учитель математики предлагает ответить на вопрос: «Что для вас самое сложное в изучении химии?» и на
основании ответов определяется тема и цели урока
Постановка цели урока (
Слайд №3)
II I этап: актуализации опорных знаний
Учитель химии:
Сегодня на уроке мы планируем решить экспериментальные задачи по теме «Химические свойства соляной
кислоты», решить задачу по термохимическому уравнению, а также расчетные задачи с использованием
понятия «количество вещества» и задачи на растворы.
Вспомним основные формулы, которые мы будем применять для решения указанных расчетных задач.
Обучающиеся называют основные формулы, сверяют их со слайдом №4
I часть
W
в
ва
в
ва
%100
m
?
m
р
ра
?
в
ва
m
m
р
ра
Основные формулы
Совместно с учителем математики, обучающиеся выводят
m
?
M
?
остальные компоненты основных формул. Записи оформляют
m
M
V
mV
N
AN
, где
Vm
/4,22
л
моль
V
?
в таблицах раздаточного материала и используют для
, где
N A
02,6
10
23
1
моль
N
?
индивидуальной работы. Также повторяют основное
свойство
пропорции и правила выполнения процентных расчетов
:
dc
:
ba
cb
da
II часть
Учитель химии
Вспомним алгоритм решения химических задач (Слайд №5)
Учащиеся имеют обсуждаемый алгоритм в раздаточных карточках
Так как все задачи, которые нам предстоит решать составлены по теме: «Соляная кислота», давайте вспомним
ее химические свойства: (Слайд №6)
Me
II
x
OMe 2
x
X
I
OHMe
(
)
x
x
ClMe
x
ClMe
x
ClMe
x
x
x
2H
2
OH
2
OH
HCl
MeR
(соли более слабых кислот)
3NH
AgNO
(качественная)
3
этап: применение и обобщение знаний
IV
Тексты задач находится в раздаточном материале.
Задача 1
x
ClMe
x
NH 4
Cl
AgCl
HR
летучая
3HNOСоблюдая правила ТБ проведите реакцию нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия,
докажите, что она экзотермическая, и рассчитайте массу образовавшейся соли, если масса соляной кислоты в
растворе составило 7,3 г.
1й ученик: проводит демонстрационный опыт, учащиеся проделывают лабораторный опыт.
Реакция нейтрализации – реакция между основанием и кислотой.
В пробирку прильем раствор NaOH, добавим к нему несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается
в малиновый цвет, что доказывает наличие OHионов. Данная реакция является экзотермической, т.к. после
проведения реакции увеличилась температура раствора.
Прильем к нему по каплям раствор HCl. Наблюдаем обесцвечивание раствора – прошла реакция
нейтрализации.
Доп. индивидуальное задание:
Составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:
Na
H
2й ученик: оформляет условие и решает задачу
HCl
Cl
H
NaOH
OH
OH
2
NaCl
OH
Na
Cl
2
OH
2
OH
.3,7
г
HCl
..........
NaOH
..........
Хг
...
NaCl
Учитель математики предлагает
OH
2
II ой способ решения задачи
Дано:
m
(
HCl
)
г
3.7
m (NaCl) ?
Решение
I способ
Mm
)
HCl
(
Сравним по уравнению:
(
NaCl
1)
m
)
Ответ: 11,7г
NaCl
2,0
моль
(
)
HCl
и
/5,36:3,7
моль
(
г
(
)
г
NaCl
)
2,0
моль
23(
/)5,35
г
моль
7,11
г
Хг
г
.3,7
HCl
NaOH
NaCl
моль
........
моль
..........
.
1
1
г
5,58
г
.5,36
5,58*3,7
г
7,11
г
Х
г
5,36
г
OH
2
Тип задачи: расчеты m вещества продукта реакции по известному количеству исходного вещества.
Задача 2 («Лови ошибку») (Слайд №7)
Соблюдая правила ТБ, проведите качественную реакцию на соляную кислоту и определите ее массу, если
известно, что в результате реакции получили
Учащиеся выполняют опыт: к раствору HCl + несколько капель
творожистого осадка.
На экране представлена задача, решенная учеником с ошибками. Задание: исправить ошибки, дать
рекомендации ученику по устранению пробелов в знаниях по …
На экране правильное решение (Слайд №8)
молекул осадка.
AgNO
наблюдают появление белого
505,1
2310
3
m
?
HCl
реакция
AgNO
3
обмена
23
10
505
.1
AgCl
HNO
3
Дано:
N
(
AgCl
505,1)
2310
m
! Учитель математики:
M
Решениеm
(
HCl
)
?
N
AN
! – перевод обыкновенной дроби
(
1.
AgCl
)
,1
505
10
23
02,6
10
23
m
2. По уравнению:
M
3.
Ответ:
HCl
HCl
m
)
(
)
(
(
HCl
)
25,0
125,9
г
1
4
25,0
моль
.
! в десятичную;
1
моль
3
AgNO
)
(
моль
/5,36
г
25,0
моль
моль
125,9
! – правило округления
г
! десятичных дробей;
Тип задачи: определение массы реагента по числу молекул продуктов реакции
Задача 3
Проведите реакцию между алюминием и соляной кислотой и определите, какое количество алюминия
прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6л водорода (н.у.). Рассчитайте число молекул
кислоты, израсходованной в данной реакции. Составьте план решения задачи и решите ее.
Ученики проделывают опыт
Al
Определите тип реакции: замещение, ОВР
На доске ученик оформляет условие задачи:
HCl
выделение
газа
?
Al
2
6
?
N
HCl
2
AlCl
3
6.5
л
3
H
2
I)
Учитель химии обсуждает с обучающимися план решения задачи
Обучающиеся делают в тетрадях запись:
()1
?
)
2
()2
Al
?)
(
)
Cl
)3
N
НCl
(
)4
)
?
?
Дано:
HV
(
2
)
6,5
л
)
Al
(
HCl
N
(
?
)
?
III)
IV)
(
Al
)
II)
Решение
)
H
1)
(
л
6,5
л
моль
/4,22
2HиAl
(
)
2) Сравним по уравнению
V
V
25,0
(
m
2
моль
Задачу решают
)
совместно с учителем
(
5,1:25,0
)6(16,0
17,0
моль
математики.
2
H
:)
AN
3
2
)
6
3
10
02,6
H
HCl
(
)
)
2
3)
N
(
HCl
(
HCl
)
4)
N
(
HCl
(
H
2
2)
25.0
2
5,0
моль
23
1
моль
5,0
моль
01,3
10
23
молекул
Ответ:
)
Al
(
N
HCl
(
)
17,0
моль
01,3
2310
молекул
Задача 4
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотойCuO
2
HCl
CuCl
2
OH
2
6,63
кДж
Сколько теплоты выделить при растворении 200г оксида меди (II) в HCl? Проделайте данную реакцию,
соблюдая правила ТБ.
Анализ задачи:
Тип задачи – задача по термохимическому уравнению
Классифицируйте реакцию: реакция обмена, экзотермическая.
1й ученик: оформляет условие задачи на доске
2й ученик: проводит опыт демонстрационно
В пробирку внесли немного черного порошка CuO, прилили раствор HCl. Наблюдаем образование голубого, а
при высокой концентрации зеленого раствора. Признаки реакции: выделение тепла, изменение цвета.
2
HCl
CuCl
2
OH
2
6,63
кДж
ТБ при работе с кислотами.
CuO
Дано:
m (CuO) = 200г
Учитель химии:
1 способ
Q ?
)
m
M
1. Найдем
(
CuO
усл
по
.
г
200
г
/
2. 1 моль CuO (по ур.) – 63,6 кДж
2,5 моль CuO (по усл.) – x кДж
кДж
5,2
80
моль
1
6,63
моль
x
моль
159
кДж
Решение
5,2
моль
Учитель математики:
2 способ
200
г
CuO
1
моль
г
80
2
HCl
CuCl
2
OH
2
6,63
6,63
x
кДж
кДж
200
x
6,63
1
Ответ:
Q 159
кДж
159
кДж
Задача 5
Прежде чем мы ее решим, отгадайте загадку: о каком веществе будет идти речь (на экране)
(Слайд № 9)
Я конечно, очень нужен
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурец
Не заправишь холодец.
Я не только лишь в еде –
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив говорит
Это … .
После ответов учащихся появляется на экране (натрия хлорид)Смешаем 30% раствор хлорида натрия с 10% его раствором и получим 600г 15% раствора. Сколько граммов
каждого раствора было взято?( Слайд №10 )
Учитель математики:
Рассмотрим разные способы оформления краткого условия задачи и соответствующие им способы решения
Iрр
30%
+
I способ
IIрр
10%
II способ
Решение
W
m
р
m
W
ра
ва
в
ра
р
m
в
ва
m
р
ра
IIIрр
600г
15%
в
ва
г
III способ
Табличное оформление
Дано:
2
W
1
W
W
3
m
3
%30
%10
%15
р
ра
600
рm
1
рm
2
ра
?
ра
?
№ рра
1
2
3
m рра, г
x
600x
600
m
в
ва
m
1
в
ва
2
W вва
0,3 (30%)
0,1 (10%)
0,15 (15%)
m
ва
3
в
Решают с учителем математики
15,0
г
150
2
450
m
р
1
ра
m ра
150
(1,0
;150
3,0
x
x
600
x
)
р
600
600
;450
IV
способ
m вва, г
0,3x
0,1(600x)
600∙0,15
г
Альтернативный способ (решают с учителем математики)
№ рра
m рра, г
W вва, %
1
2
3
x
y
600
30
10
15
m вва, г
30x
10y
600∙15%
W
3
m
в
m
р
ва
3
ра
3
;
y
600
x
30
y
x
10
x
y
15
x
y
150
450
Ответ:
m ра
р
1
150
г
m ра
р
2
450
г
Слайд №11, 12, 13Разберем задачу на растворы, которая отличается от остальных наличием единственного числового данного в
условии.
Для получения раствора хлорида калия KCl необходимое количество карбоната калия
в 8% растворе соляной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
2COK
3
растворили
COK
3
2
HCl
KCl
COH
2
3
2
CO
OH
2
COK
3
2
2
%8
HCl
W
?
KCl
2
OH
2
CO
2
Дано:
W
(
HCl
)
%8
W
(
KCl
)
?
г
8%8
1) Пусть
2) По уравнению реакции определим массу вступившего во взаимодействие
m ра
HCl
100
100
%8
W
m
г
ра
г
ва
ва
р
р
в
Решение
m
в
2COK
3
и массы получившихся KCl и
2CO .
xгm
COK
3
2
1
моль
138
г
/
m
138
моль
г
M
г
8
HCl
2
2
моль
/5,36
г
моль
г
73
m
M
M
yгm
KCl
2
2
моль
/5,74
г
148
m
моль
г
OH
2
zm
CO
2
моль
1
44
г
/
m
44
моль
г
M
3) Составим 3 пропорции:
3
2
COKxг
138
3
COKг
2
138
8
73
x
12,15
г
COKт
2
3
взаимодейс
взаимодейс
твует
с
твует
8
с
г
73
HCl
г
(
HCl
по
(
условию
)
по
уравнению
)
HCl
дает
дает
yг
г
149
KCl
KCl
по
(
(
по
условию
)
уравнению
)
33,16
г
т
KCl
8
г
73
y
г
HCl
8
149
73
HCl
8
73
г
z
(
(
дает
дает
по
по
CO
zг
2
44
COг
условию
)
уравнению
)
г
HCl
844
73
)
в растворе, полученном добавлением необходимого
к 100г 8% раствора HCl .
COт
82,4
г
2
2
W
(
KCl
)
m
(
KCl
)
%100
4) Определим
количества
W
(KCl
2COK
3
m
конечн
.
р
ра
m
р
(
HCl
)
ра
COKm
(
2
)
100
г
12,15
82,4
3,110
г
2
Ответ:
W
(
KCl
)
%8,14
W
(
KCl
)
ра
COm
р
(
3
m
конечн
.
)
33,16
3,110
100
%8,14
.
V этап: подведение итогов, рефлексия (Слайд №14)Учащиеся анализируют работу класса и личную по достижению целей урока. Ставят перед собой задачи на
будущее
VI
этап: домашнее задание (Слайд №15)
Дифференцированное домашнее задание:
Решить по выбору задачу на растворы в тетрадях по математике;
решить по выбору задачу с использованием понятия «количество вещества» в тетрадях по химии.
Тексты задач находятся в кабинете химии, размещены на сайте школы или их можно взять в папке с
раздаточным материалом (за исключением решенных).
VII
этап: пожелания и заключительное слово учителей (Слайд №16)
Пожелание от учителя математики:
«Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами,
Не разлучайте этих двух подруг».
(М. Алигер)
Пожелания учителя химии:
Я желаю вам и всем присутствующим:
чтить и соблюдать законы сохранения массы и энергии, ибо, сколько в одном месте убавится,
столько в другом прибавится;
быть катализатором во всех полезных делах, жить в гармонии с окружающим миром;
вступать в экзотермические реакции обмена с окружающими;
проявлять окислительновосстановительный характер в добывании знаний.
(Слайд №17)