Химические свойства соляной кислоты. Решение задач
Оценка 4.6

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
28.02.2017
Химические свойства соляной кислоты. Решение задач
Публикация является частью публикации:
Химические свойства соляной кислоты. Решение задач..doc
Государственное учреждение «Луганская школа I – III ступеней № 18» Конспект  бинарного урока  химии и математики  по теме «Химические свойства соляной кислоты. Решение задач»                                                                                  Учитель химии  Гонтарь Ольга Владимировна 2016 Цели урока:     Образовательные:  продолжить   формирование   умений   и   навыков   решать   экспериментальные   задачи   с соблюдением   правил   ТБ,   разные   типы   расчетных   задач   с   применением   математических методов; закрепить умение анализировать задачи и планировать ответ; применять знания, полученные   на   уроках   химии   и   математики   на   практике,   формировать   целостное представление о системе знаний.         Развивающие:       развивать:          учебно­информационные  навыки:   умение   извлекать   информацию   из   условия   задачи, наблюдаемых процессов, справочного материала; учебно­логические: умение анализировать данные, обобщать, систематизировать, выделять главное, делать выводы; формулировать определение понятий, правил; учебно­организационные:   организовать   сознательное   восприятие   учебного   материала, творческое   отношение   к   учебной   деятельности,   помочь   выявить   проблемы   в   знаниях обучающихся и             стимулировать потребности в их ликвидации.                                                                                                         Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение   формулировать   и   аргументировать   собственное   мнение,   развивать самостоятельность,   толерантность,   уважительное   отношение   друг   к   другу,   умение бесконфликтно   работать   в   группах.   Воспитывать   интерес   к   математике   и   химии, дисциплинированность,   наблюдательность,   умение   и   настойчивость   в   преодоление трудностей.  Тип урока: бинарный, совершенствование и применение знаний  Форма урока: практическое занятие  Основные методы: объяснительно­иллюстративный, проблемно­поисковый, практический  Средства обучения: учебник, химический эксперимент, мультимедийный проектор, раздаточный материал  Планируемые результаты: 1) Предметные: знать алгоритм решения задач; уметь решать расчетные задачи; 2) Личностные:     умение проводить самооценку, учебную мотивацию умение определять границы собственного незнания 3) Метапредметные:     умение управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и коррекцию; проявлять инициативность и самостоятельность; умение применять химические и математические средства; общие схемы решения 4) Межпредметные связи:  решение химических задач посредством выполнения математических операций    I этап  : организационный момент  На мультимедийном экране(Слайд №1) эпиграф урока: Если ты дашь человеку рыбу, то он будет сыт один раз; Если ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь. Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно; Если ты рассчитываешь на 10 лет, то сажай дерево; Если ты рассчитываешь на 100 лет, то обучай народ. Народная мудрость   II    этап: определение темы урока, мотивация  (  Слайд №2) Учитель математики предлагает ответить на вопрос: «Что для вас самое сложное в изучении химии?» и на      основании ответов определяется тема и цели урока   Постановка цели урока (    Слайд №3)  II   I   этап: актуализации опорных знаний Учитель химии: Сегодня на уроке мы планируем решить экспериментальные задачи по теме «Химические свойства соляной кислоты»,   решить   задачу   по   термохимическому   уравнению,   а   также   расчетные   задачи   с   использованием понятия «количество вещества» и задачи на растворы. Вспомним основные формулы, которые мы будем применять для решения указанных расчетных задач. Обучающиеся называют основные формулы, сверяют их со слайдом №4 I   часть W в  ва  в  ва  %100  m  ? m р  ра  ? в  ва m m р  ра Основные формулы          Совместно с учителем математики, обучающиеся выводят m  ? M  ?                                          остальные компоненты основных формул. Записи оформляют  m M V mV N AN , где  Vm  /4,22 л моль  V ?                 в таблицах раздаточного материала и используют для , где  N A  02,6  10 23 1 моль  N ?         индивидуальной работы.  Также повторяют основное  свойство                                                                                   пропорции   и правила выполнения процентных расчетов              : dc : ba  cb da II    часть Учитель химии Вспомним алгоритм решения химических задач (Слайд №5) Учащиеся имеют обсуждаемый алгоритм в раздаточных карточках Так как все задачи, которые нам предстоит решать составлены по теме: «Соляная кислота», давайте вспомним ее химические свойства: (Слайд №6) Me II x OMe 2 x X I OHMe ( ) x x ClMe x ClMe x ClMe x x x   2H 2 OH 2 OH HCl MeR (соли более слабых кислот) 3NH AgNO (качественная) 3   этап: применение и обобщение знаний IV  Тексты задач находится в раздаточном материале. Задача 1 x  ClMe x NH 4 Cl AgCl  HR летучая 3HNO Соблюдая правила ТБ проведите реакцию нейтрализации между соляной кислотой и гидроксидом натрия, докажите, что она экзотермическая, и рассчитайте массу образовавшейся соли, если масса соляной кислоты в растворе составило     7,3 г. 1­й ученик: проводит демонстрационный опыт, учащиеся проделывают лабораторный опыт. Реакция нейтрализации – реакция между основанием и кислотой. В пробирку прильем раствор NaOH, добавим к нему несколько капель фенолфталеина, раствор окрашивается в малиновый цвет, что доказывает наличие OH­­ионов. Данная реакция является экзотермической, т.к. после проведения реакции увеличилась температура раствора. Прильем   к   нему   по   каплям   раствор   HCl.   Наблюдаем   обесцвечивание   раствора   –   прошла   реакция нейтрализации. Доп. индивидуальное задание: Составить уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:  Na H 2­й ученик: оформляет условие и решает задачу HCl  Cl H    NaOH  OH OH       2 NaCl OH     Na Cl 2 OH 2 OH                                                           .3,7 г HCl ..........  NaOH ..........  Хг ... NaCl                     Учитель математики предлагает  OH 2                                                                                                                            II   ­ой способ решения задачи Дано: m ( HCl )  г 3.7 m (NaCl) ­ ? Решение I   способ      Mm         ) HCl  ( Сравним по уравнению:   ( NaCl 1) m ) Ответ: 11,7г NaCl 2,0   моль ( ) HCl и /5,36:3,7 моль  ( г  ( ) г NaCl ) 2,0  моль 23(  /)5,35 г моль  7,11 г  Хг г .3,7    HCl NaOH NaCl моль ........ моль .......... . 1 1  г 5,58 г .5,36 5,58*3,7 г  7,11 г Х  г 5,36 г OH 2 Тип задачи: расчеты m вещества продукта реакции по известному количеству исходного вещества. Задача 2 («Лови ошибку») (Слайд №7) Соблюдая правила ТБ, проведите качественную реакцию на соляную кислоту и определите ее массу, если известно, что в результате реакции получили  Учащиеся выполняют опыт: к раствору   HCl   + несколько капель   творожистого осадка. На   экране   представлена   задача,   решенная   учеником   с   ошибками.   Задание:   исправить   ошибки,   дать рекомендации ученику по устранению пробелов в знаниях по … На экране правильное решение (Слайд №8)  молекул осадка. AgNO наблюдают появление белого 505,1  2310 3  m ? HCl  реакция AgNO 3 обмена 23  10 505 .1 AgCl   HNO 3 Дано: N ( AgCl 505,1)   2310 m                                                                      ! Учитель математики: M Решение m ( HCl )  ? N AN                                                                        ! – перевод обыкновенной дроби  ( 1.  AgCl )  ,1 505  10 23 02,6  10 23 m 2. По уравнению:   M 3.  Ответ:  HCl HCl m ) ( ) (  ( HCl )  25,0  125,9 г  1 4 25,0 моль .          !    в десятичную;  1 моль  3  AgNO ) (  моль /5,36 г 25,0 моль моль  125,9  ! – правило округления            г    !    десятичных дробей;  Тип задачи: определение массы реагента по числу молекул продуктов реакции Задача 3 Проведите   реакцию   между   алюминием   и   соляной   кислотой   и   определите,   какое   количество   алюминия прореагирует с избытком соляной кислоты для получения 5,6л водорода (н.у.). Рассчитайте число молекул кислоты, израсходованной в данной реакции. Составьте план решения задачи и решите ее. Ученики проделывают опыт Al Определите тип реакции: замещение, ОВР На доске ученик оформляет условие задачи:  HCl  выделение газа   ? Al 2  6  ? N HCl  2 AlCl 3  6.5 л 3 H 2  I) Учитель химии обсуждает с обучающимися план решения задачи Обучающиеся делают в тетрадях запись:     ()1 ? ) 2   ()2 Al ?)    ( ) Cl )3  N НCl ( )4 ) ? ? Дано: HV ( 2  ) 6,5 л ) Al ( HCl N ( ?  ) ? III) IV)  ( Al ) II)  Решение ) H 1)   (  л 6,5 л моль /4,22  2HиAl  ( ) 2) Сравним по уравнению  V V 25,0  ( m 2 моль                             Задачу решают  )                          совместно с учителем   ( 5,1:25,0  )6(16,0  17,0 моль                              математики. 2 H :)  AN 3 2 ) 6  3  10 02,6  H HCl  ( ) ) 2 3)  N ( HCl  ( HCl )  4) N ( HCl  ( H 2  2) 25.0  2 5,0 моль 23 1 моль  5,0 моль  01,3  10 23 молекул Ответ:  )   Al ( N HCl ( ) 17,0  моль 01,3  2310 молекул Задача 4 Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой CuO  2 HCl  CuCl 2  OH 2  6,63 кДж Сколько   теплоты   выделить   при   растворении   200г   оксида   меди   (II)   в   HCl?   Проделайте   данную   реакцию, соблюдая правила ТБ. Анализ задачи: Тип задачи – задача по термохимическому уравнению Классифицируйте реакцию: реакция обмена, экзотермическая. 1­й ученик: оформляет условие задачи на доске 2­й ученик: проводит опыт демонстрационно В пробирку внесли немного черного порошка CuO, прилили раствор HCl. Наблюдаем образование голубого, а при высокой концентрации зеленого раствора. Признаки реакции: выделение тепла, изменение цвета.  2 HCl  CuCl 2  OH 2  6,63 кДж ТБ при работе с кислотами. CuO Дано: m (CuO) = 200г Учитель химии: 1 способ Q ­ ? ) m M  1. Найдем   ( CuO усл по . г 200 г / 2. 1 моль CuO (по ур.) – 63,6 кДж     2,5 моль CuO (по усл.) – x кДж  кДж 5,2 80  моль 1  6,63 моль      x моль 159 кДж Решение  5,2 моль Учитель математики: 2 способ 200 г CuO 1 моль г 80  2 HCl  CuCl 2  OH 2  6,63 6,63 x кДж кДж 200 x   6,63 1 Ответ:  Q 159 кДж  159 кДж Задача 5 Прежде чем мы ее решим, отгадайте загадку: о каком веществе будет идти речь (на экране) (Слайд № 9) Я конечно, очень нужен Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурец Не заправишь холодец. Я не только лишь в еде – Я живу в морской воде. Если льет слеза из глаза, Вкус припомнишь мой ты сразу. Кто догадлив говорит Это … . После ответов учащихся появляется на экране (натрия хлорид) Смешаем 30% раствор хлорида натрия с 10% его раствором и получим 600г 15% раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?( Слайд №10 ) Учитель математики:  Рассмотрим разные способы оформления краткого условия задачи и соответствующие им способы решения Iр­р 30% + I   способ IIр­р 10% II    способ Решение  W m  р m W ра ва в  ра р    m в  ва m р  ра IIIр­р 600г 15% в  ва       г III    способ      Табличное оформление Дано: 2 W 1 W W 3 m 3    %30 %10 %15  р  ра 600 рm 1 рm 2  ра ?  ра ? № р­ра 1 2 3 m р­ра, г x 600­x 600 m  в ва  m 1 в  ва 2 W в­ва 0,3 (30%) 0,1 (10%) 0,15 (15%) m ва 3 в   Решают с учителем математики  15,0 г 150 2  450  m р  1  ра m ра   150 (1,0 ;150  3,0 x x  600 x ) р   600 600  ;450 IV    способ m в­ва, г 0,3x 0,1(600­x) 600∙0,15 г Альтернативный способ (решают с учителем математики) № р­ра m р­ра, г W в­ва, % 1 2 3 x y 600 30 10 15 m в­ва, г 30x 10y 600∙15% W 3 m  в m  р ва 3 ра 3 ;   y 600 x  30 y x 10  x y  15      x y     150  450        Ответ:  m ра  р 1 150 г   m ра  р 2 450 г Слайд №11, 12, 13 Разберем задачу на растворы, которая отличается от остальных наличием единственного числового данного в условии. Для получения раствора хлорида калия  KCl  необходимое количество карбоната калия  в 8% растворе соляной кислоты. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе. 2COK 3  растворили COK 3 2  HCl  KCl  COH 2 3  2  CO OH 2 COK 3 2  2 %8 HCl   W ? KCl 2  OH 2  CO 2  Дано: W ( HCl ) %8 W ( KCl )  ?  г 8%8 1) Пусть  2) По уравнению реакции определим массу вступившего во взаимодействие   m ра HCl 100 100 %8  W    m г ра г ва ва р р в   Решение  m в  2COK 3 и массы получившихся  KCl  и  2CO .   xгm COK 3 2   1 моль  138 г /  m 138 моль г M г 8 HCl 2   2 моль  /5,36 г моль г 73 m  M  M  yгm KCl 2   2 моль  /5,74 г  148 m моль г  OH 2   zm  CO 2   моль 1  44 г /  m 44 моль г M 3) Составим 3 пропорции:  3 2 COKxг 138 3 COKг 2  138 8 73  x  12,15 г  COKт 2 3 взаимодейс  взаимодейс твует с твует 8 с г 73 HCl г ( HCl по ( условию ) по уравнению ) HCl дает дает yг г 149 KCl KCl по ( ( по условию ) уравнению )   33,16 г  т KCl 8 г 73 y  г HCl 8  149 73 HCl 8 73 г z  ( ( дает дает по по CO zг 2 44 COг условию ) уравнению ) г HCl  844 73 ) в растворе, полученном добавлением необходимого   к 100г 8% раствора  HCl . COт 82,4   г  2 2 W ( KCl )  m ( KCl )  %100 4) Определим  количества  W (KCl 2COK 3 m конечн . р  ра   m р ( HCl )  ра COKm ( 2 )  100 г  12,15  82,4  3,110 г 2 Ответ:  W ( KCl )  %8,14 W ( KCl )  ра COm р ( 3 m конечн .  ) 33,16 3,110   100 %8,14 . V    этап: подведение итогов, рефлексия (Слайд №14) Учащиеся анализируют работу класса и личную по достижению целей урока. Ставят перед собой задачи на будущее VI    этап: домашнее задание (Слайд №15) Дифференцированное домашнее задание: Решить по выбору задачу на растворы в тетрадях по математике; решить по выбору задачу с использованием понятия «количество вещества» в тетрадях по химии. Тексты   задач   находятся   в   кабинете   химии,   размещены   на   сайте   школы   или   их   можно   взять   в   папке   с раздаточным материалом (за исключением решенных). VII     этап: пожелания и заключительное слово учителей (Слайд №16) Пожелание от учителя математики:    «Все впереди! Как мало за плечами!       Пусть химия нам будет вместо рук,     Пусть станет математика очами, Не разлучайте этих двух подруг». (М. Алигер) Пожелания учителя химии: Я желаю вам и всем присутствующим:     чтить и  соблюдать   законы  сохранения  массы   и  энергии,  ибо,  сколько   в одном  месте  убавится, столько в другом прибавится; быть катализатором во всех полезных делах, жить в гармонии с окружающим миром; вступать в экзотермические реакции обмена с окружающими; проявлять окислительно­восстановительный характер в добывании знаний. (Слайд №17)

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач

Химические свойства соляной кислоты. Решение задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017