Химический состав физических тел и веществ, диффузия.
Оценка 4.9

Химический состав физических тел и веществ, диффузия.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
естествознание
5 кл
19.01.2017
Химический состав физических тел и веществ, диффузия.
Конспект с использованием групповой работы, опытов. Формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии. Обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта.
5 класс диффузия.docx

5 класс

Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия.

Цели урока:

·                     Образовательные: формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.

·                     Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.

·                     Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы для учащихся:

·                     Для 1 группы – зеленка, 2 емкости, палочка для размешивания,  пипетка

·                     Для 2 группы – марганцовка, емкость с холодной и горячей водой.

·                     Для 3 группы – духи

·                     Для 4 группы – 2 емкости со сладкой водой холодной и горячей водой, лимонная кислота, пищевая сода.

·                     Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.

Оборудование и материалы для учителя:

Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор).

План урока:

1.                  Организационный момент.

2.                  Проверка домашнего задания  .

3.                  Изучение нового материала.

4.                  Физкультурная пауза.

5.                  Работа в группах.

6.                  Закрепление.

7.                  Домашнее задание.

8.                  Итоги урока.

9.                  Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент. 2 минуты

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.

II. Проверка домашнего задания  5 мин

Закончите предложения.

а)      1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг ... 3. Все
планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг ... 5.
Все небесные тела движутся в ...

б)      1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превра-
щается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается
и превращается...

Ответьте на вопросы.

1.Что называется физическим телом?

2.Что называется веществом?

III. Актуализация знаний.

Чтобы узнать первую часть нашей темы урока, ответим на вопросы:2 мин

1).Мы с вами знаем,  окружающие нас тела – камень, Луна, дома, столы...

Как называются?

2) Из чего же состоят все физические тела?

3)  А из чего состоят все вещества? Показываю видеоролик 41 секунда

Вещества состоят из молекул: Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

 

Свойства молекул:

1.Молекула, наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

2. Молекулы каждого вещества имеют постоянный состав.

3. Молекулы очень малы.

4. Между молекулами существуют промежутки.

5. Молекулы находятся в постоянном движении.

 

А что бы узнать вторую часть нашей темы разгадаем кроссворд 3 минуты

1.                  Один из этапов научного метода познания.

2.                  Прибор для измерения длины или расстояния.

3.                  Наука о явлениях природы.

4.                  Одна из основных характеристик тела.

5.                  Какая река делит город Усть-Каменогорск на районы: Октябрьский и Ульбинский.

6.                  Процесс экспериментального определения физической величины.

7.                  Единица измерения массы.

8.                  Наука о строении и свойствах вещества.

1

н

а

б

л

ю

д

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 2

л

и

н

е

й

к

а

 

 

 

 

 

 

 

3

ф

и

з

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

4

ф

о

р

м

а

 

 

 

 

 

 

 

 

5

у

л

ь

б 

а 

 

 

 

 

 

 

 

 6

и

з

м

е

р

е

н

и

е

 

 

 

 

 7

к

и

л

о

г

р

а

м

м

 

8

х

и

м

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

Показываю видеоролик 32 секунды

Итак, тема нашего урока – Химический состав физических тел и вещества, диффузия.  (пишем в тетрадь). 1 минута

III. Изучение нового материала. 5 минут

По просмотренному видео, мы видим  проведенный эксперимент (постановка проблемы). Положив марганцовку в стакан с чистой водой, что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом).

Происходит окрашивание чистой воды.

Почему происходит это явление?

Вода и марганцовка  состоят из молекул. Молекулы меняются местами.

Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?

Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.

Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.

Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?

Нет, они делают это сами.

Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь:

1.                  Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.

2.                  Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул.

IV. Физкультурная пауза. 1,5 минут

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.

V. Работа в группах. На опыты 12 минут

А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке, в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, вы записываются в технологической карте.

Задание

Описание.

Вывод.

1

Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее.

В  двух стаканчиках налито  одинаковое количество холодной воды. В каждый  стаканчик капните равное количество зеленки.

В стаканчике №1 воду не перемешивайте. В стаканчике №2 воду перемешивайте с помощью ложки.

Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках  №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.

При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.

2

Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее.

В двух стаканчиках налита вода. Только в одном стаканчике холодная вода, во втором – столько же горячей.

Одновременно опустите в каждый стакан марганцовку. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.

Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.

3

Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях?

Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?

 

 Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.

 

4

Наблюдение диффузии.

В  двух стаканчиках налито подслащенная вода. Вода в первом стаканчике горячая, а во втором холодная.

В стаканчики добавьте лимонную кислоту 2 ложки, затем пищевую соду 1 ложку. Опишите наблюдаемый процесс, отметьте, в каком случае он идет быстрее.  Запишите полученные результаты на карточке.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.

В теплой воде процесс диффузии идет быстрее. Скорость движения молекул с повышением температуры растет.

 

Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент по рисунку, т.е. делают вывод. 8 минут

Что можно сказать  о скорости диффузии в твердых телах? Давайте посмотрим на слайд. Она проходит медленнее. 

Ребята, вы молодцы. По результатам ваших  опытов сделаем вывод – в каких веществах может происходить диффузия?

Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.

Запишите этот вывод в тетрадь.

Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?

Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.

VI. Закрепление. 5 минут

Ребята! Что вы узнали сегодня нового? «Горячий микрофон».

VII. Домашнее задание:

·                     Параграф 32– чтение и пересказ.

·                     № 1 – 3, стр. 85 – устно ответить на вопросы.

VIII. Итоги урока.

  • Рефлексия: «Дерево настроения»

 


Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия

Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия

Закончите предложения. а) 1

Закончите предложения. а) 1

Показываю видеоролик 32 секунды

Показываю видеоролик 32 секунды

Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2

Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2

Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент по рисунку, т

Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент по рисунку, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017