Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:
«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом -большая беда школы. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Особенностями педагогических конфликтов являются:
♦ Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
♦ Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
♦ Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
♦ Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.
Разрешение конфликтной ситуации
во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
Существуют пять основных стилей поведения в конфликте: соперничества, сотрудничества, компромисса, уклонения, приспособления.
Ни один из указанных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший.
Эффективность каждого стиля зависит от конкретных обстоятельств и условий.
Стиль конкуренции или соперничества
Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого
Стиль сотрудничества
Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
основной целью является приобретение совместного опыта работы;
стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов
Стиль компромисса
Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;
удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения;
вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными
Стиль уклонения, избегания
Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы;
знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу;
хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;
пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности
Стиль приспособления
Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;
считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию;
осознаете, что правда не на вашей стороне;
чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить
Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:
1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?
2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.
3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т. д.).
4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...).
5. Смысл конфликта для каждого из его участников.
6. Варианты дальнейших отношений участников конфликта.
7. Какие действия, приемы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?
Конфликтные ситуации
Ситуация 1. «Педагог - педагог»
Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат - опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве свидетелей.
Ситуация 3. «Педагог - родитель»
Воспитатель в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой - «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а воспитатель совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.
Д. Карнеги советует
1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.