Тема: «Хохлома»
Тема: |
Хохлома. |
Цель: |
Овладение основными приемами хохломской росписи. |
Задачи: |
1.Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения. 2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию. 3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров. |
Тип урока |
Урок рефлексии |
Формы, методы обучения |
Фронтальная, рассказ, беседа, наглядные методы обучения. Личностно-ориентированные технологии. Проблемное обучение. Деятельностный подход в обучении. |
Основные понятия: |
Фоновое письмо, верховое письмо, растительный орнамент, «травка», «яблочко», «ягодка», «виноград», «листик», «древко», «кудрина», мотив. |
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: |
Образовательные УУД: · осуществить работу по выполнению приёмов и способов орнаментов хохломской росписи, в соответствии с традицией промысла; · видеть и отличать предметы хохломского промысла; · называть основные мотивы росписи. Личностные УУД: · знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; · усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Метапредметные УУД. Познавательные УУД: · формировать умение анализировать, оценивать увиденное; · овладеть навыком изображения характерных элементов хохломской росписи; · стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: · использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; · уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; · формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении. Регулятивные УУД: · формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; · отличать верно выполненное задание от неверного; · уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; · уметь организовать место занятий. |
Межпредметные связи |
Технология, музыка, литература |
Образовательные ресурсы: |
- учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Горяева Н.А., Островская О.В./ под ред. Неменского Б.М. - М.: «Просвещение», 2015 - Презентация на Microsoft Office PowerPoint. - Образцы основных элементов хохломской росписи (демонстрационные таблицы), - компьютер, - мультимедиа проектор, - экран, - гуашь, - кисти, - цветная бумага (картон). |
Ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организация класса |
1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. |
1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. |
1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. |
Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний учащихся |
1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. |
1 Цель: повторение изученного материала. - Ребята, с какими видами народных художественных промыслов вы познакомились в начальной школе? 2. Но вы не всё назвали. - А сейчас мы посмотрим небольшой фильм «Золотая хохлома» и послушаем песню «Золотая хохлома» 3.Мобилизующий вопрос к учащимся: - Теперь прослушайте стихотворение Б. Дубровского и назовите последнее слово «Удивляя, прорастая, Как – то празднично жива Молодая, непростая Черно – красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы. Входим в царство Берендея В мир волшебной……… - Какой же возникает вопрос? - Что же мы будем с вами изучать сегодня на уроке? (Хохлому) - Молодцы, ребята! |
1. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения народных промыслов 3. Дети отвечают и дополняют друг друга: - Сегодня мы будем изучать художественный промысел, который называется «Хохлома».
|
Познавательные УУД: - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; - дать толкование по сравнению формы различных орнаментов |
3. Изучение нового материала |
1. Сформулировать тему и учебную задачу урока. 2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.
|
1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое Хохлома?». 2.Демонстрирую слайды в презентации: -рассказываю историю возникновения промысла Хохлома (сл. -легенду и сказку о хохломе 3. Задаю вопросы для сравнения декора росписи, принадлежащих различным художественным приёмам: -Фоновое письмо -Верховое письмо Рассказываю в чём различие этих приёмов письма 4. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной». |
1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок. 2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
3. Сравнивают и оценивают декор, орнаменты из разных художественных приёмов письма хохломской росписи
|
Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль. |
4.Осознание и осмысление учебной информации |
|
Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не боится. 1. Почему хохломские изделия называют золотыми? 2. Чем хороша хохломская посуда? 3. В чём отличие травного узора от кудрины? Физ. минутка |
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): 1. Изделия покрывали олифой или лаком и ставили в горячую печь. Лак закалялся до жёлтого цвета, получался блестящий фон, как золото. 2. Посуда ни воды, ни жары не боится. 3. Дети дают ответ, опираясь на демонстрационные таблицы |
|
5. Закрепление новых знаний и способов действий. |
1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. |
1. Постановка художественной задачи. 2. Показываю приёмы и последовательность выполнения орнаментов хохломской росписи Цель: выполнение индивидуальной творческой работы. - По заготовкам (шаблонам) дети выполняют работы. Можно на цветном картоне (золотом, чёрном, красном). - Просмотр презентации (порядок нанесения росписи). 3. Обеспечить контроль за выполнением задания. |
1. Овладевают новыми приёмами создания росписи в традиции промысла. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. |
Личностные УУД: осуществляют работу по выполнению приёмов и способов орнаментов хохломской росписи соответствии с традицией промысла Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль, оценивание. Метапредметные связи: межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой. |
6. Этап контроля |
Контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Какими способами? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? |
Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. |
Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль по результату. |
7. Рефлексия. |
1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. |
Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? Оценивание ребят - Отметить учеников, активно работавших на данном этапе. - Отметить учеников, точно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока. |
Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. |
Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. |
8 Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения Д/з. |
Д/з: Создать технологическую цепочку последовательности действий в изготовлении изделия народного промысла, в стиле «Хохлома» (на выбор: ложка кружка, тарелка…) |
Делают выбор Д/з, задают вопросы. Убирают рабочее место.
|
Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении Д/з. Регулятивные УУД: осуществляют выбор изделия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.