Хороводные и игровые песни
Цели: познакомить с хороводными и игровыми песнями; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству; прививать любовь к чтению.
Ход занятия
Сообщение темы занятия. Рассказ учителя.
– Кто из вас был участником хорового пения?
– Конечно, все. На уроках музыки вы поете хором. А еще где?
Учитель. Хоровые и игровые песни когда-то были обрядовыми.
В этих песнях нашло свое самобытное начало русское эстетическое сознание. Особенно это видно в хоровых играх, где мысли (идея) выражены словом, звуком, пластикой в одно и то же время. В детской среде бытуют такие песни: «А мы просо сеяли», «Княгини, мы до вас пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох», «Как у бабки у Маланьи» и некоторые другие. Широко распространенная шуточная народная песня «Каравай» до сих пор популярна среди детей:
Как на (Тани) именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины!
Вот такой низины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Слова эти сопровождаются игровыми действиями. Другой распространенной в наши дни песней хороводного исполнения является «Колпачок»: один из играющих сидит в кругу на корточках, остальные дети, взявшись за руки, ходят вокруг и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили.
Все подбегают к «Колпачку» и ставят его на ноги.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
И очень жаль, что забываются сейчас эти игровые хороводы, которые так были популярны у детей в школе на переменках! Вот вы и можете возобновить традицию в школе, играя на переменках с малышами!
Хоровые и игровые песни исполнялись в определенное время взрослыми. Так, например, на Масленицу. Хоровод изображал работающего человека, слова песни служили заклинаниями:
Взойди, взрасти,
Колопелышко,
Ты не низко, не высоко –
В саду с вишеньем ровно!
Некоторые хороводные песни по содержанию передают знания и трудовые навыки. Например, песня «Как под елью лен …» в строгой последовательности перечисляет двадцать четыре вида работ по возделыванию льна – от подготовки земли до тканья. Девушки поют:
Научи-ка меня, мать, бел лен пахати!..
Научи-ка меня, мать, бел лен сеяти!..
Научи-ка меня, мать, бел лен боронити!..
И участница хоровода, играющая роль матери, каждый раз показывает и приговаривает: «Этак, дочи, этак, дочи!».
Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако, если песни, прививающие знания и трудовые навыки, серьезны, то семейные и любовные полны юмора, улыбки, шутки. Они смягчают довольно мрачную крестьянскую долю жены:
Еще мой-от муж
Не боярин, а умен…
Завязал нитку за соломинку,
Трою-двою отстягнул –
Три ребра переломил,
Я со этих со побоев
Три года лежала…
В плясовых песнях, плясовых спевах еще больше юмора, озорства, чем в хороводных, у них более быстрый ритм.
И так, пока идет пляска, хор поет песенные спевы.
Рефлексия.
– Какие игровые детские песни вы знает? Какие узнали на уроке?
– «Каравай» – знакома вам песня? А чем отличается песня «Колпачок»? (Около 30 игр рекомендованы для учащихся начальных классов – их охотно дети распевали на переменах.)
– Какие знания и трудовые навыки закреплялись с помощью песни?
– Что вы можете сказать о плясовых песнях?
– Чем отличаются плясовые спевы от игровых песен?
Итог.
В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала баюкать ребенка, отгоняя от него бессоницу (которая когда-то воспринималась как живое существо), обеспечить богатый урожайный год, сделать счастливой и осмысленной жизнь молодоженов, воспитывать их на добрых традициях. Песня радовала в добрый час и утешала в несчастье.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете, что за жанр частушка?
Учитель. Частушка – один из видов устного народного творчества: короткая, обычно из четырех строк песенка, быстрый поэтический отклик на злободневные события общественно-политического или бытового характера.
Для частушки характерны общие черты народной поэзии: острая выразительность языка, тонкий юмор, параллелизмы, повторения, хореический ритм.
Н а п р и м е р:
Серебристая водичка
Обернется зимой в лед.
Скоро буду я медичка,
Милый в армию пойдет…
На катушке нитки черны,
Черные, крученые,
Вы повежливей, ребята,
Мы теперь ученые.
Домашнее задание. Найдите частушки о школьной жизни, о учениках, учении.
В детской литературе прочитайте и запишите несколько закличек и приговорок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.