ХОРОВОДНЫЕ И ИГРОВЫЕ ПЕСНИ
Оценка 4.7

ХОРОВОДНЫЕ И ИГРОВЫЕ ПЕСНИ

Оценка 4.7
doc
08.05.2020
ХОРОВОДНЫЕ И ИГРОВЫЕ ПЕСНИ
Хороводные и игровые песни.doc

Хороводные и игровые песни

Цели: познакомить с хороводными и игровыми песнями; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству; прививать любовь к чтению.

 

Ход занятия

Сообщение темы занятия. Рассказ учителя.

– Кто из вас был участником хорового пения?

– Конечно, все. На уроках музыки вы поете хором. А еще где?

Учитель. Хоровые и игровые песни когда-то были обрядовыми.

В этих песнях нашло свое самобытное начало русское эстетическое сознание. Особенно это видно в хоровых играх, где мысли (идея) выражены словом, звуком, пластикой в одно и то же время. В детской среде бытуют такие песни: «А мы просо сеяли», «Княгини, мы до вас пришли», «В хороводе были мы», «Как сеют мак», «Баба сеяла горох», «Как у бабки у Маланьи» и некоторые другие. Широко распространенная шуточная народная песня «Каравай» до сих пор популярна среди детей:

Как на (Тани) именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины!

Вот такой низины!

Вот такой ширины!

Вот такой ужины!

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Слова эти сопровождаются игровыми действиями. Другой распространенной в наши дни песней хороводного исполнения является «Колпачок»: один из играющих сидит в кругу на корточках, остальные дети, взявшись за руки, ходят вокруг и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Все подбегают к «Колпачку» и ставят его на ноги.

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

И очень жаль, что забываются сейчас эти игровые хороводы, которые так были популярны у детей в школе на переменках! Вот вы и можете возобновить традицию в школе, играя на переменках с малышами!

Хоровые и игровые песни исполнялись в определенное время взрослыми. Так, например, на Масленицу. Хоровод изображал работающего человека, слова песни служили заклинаниями:

Взойди, взрасти,

Колопелышко,

Ты не низко, не высоко –

В саду с вишеньем ровно!

Некоторые хороводные песни по содержанию передают знания и трудовые навыки. Например, песня «Как под елью лен …» в строгой последовательности перечисляет двадцать четыре вида работ  по  возделыванию льна – от подготовки земли до тканья. Девушки поют:

Научи-ка меня, мать, бел лен пахати!..

Научи-ка меня, мать, бел лен сеяти!..

Научи-ка меня, мать, бел лен боронити!..

И участница хоровода, играющая роль матери, каждый раз показывает и приговаривает: «Этак, дочи, этак, дочи!».

Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако, если песни, прививающие знания и трудовые навыки, серьезны, то семейные и любовные полны юмора, улыбки, шутки. Они смягчают довольно мрачную крестьянскую долю жены:

Еще мой-от муж

Не боярин, а умен…

Завязал нитку за соломинку,

Трою-двою отстягнул –

Три ребра переломил,

Я со этих со побоев

Три года лежала…

В плясовых песнях, плясовых спевах еще больше юмора, озорства, чем в хороводных, у них более быстрый ритм.

И так, пока идет пляска, хор поет песенные спевы.

Рефлексия.

– Какие игровые детские песни вы знает? Какие узнали на уроке?

– «Каравай» – знакома вам песня? А чем отличается песня «Колпачок»? (Около 30 игр рекомендованы для учащихся начальных классов – их охотно дети распевали на переменах.)

– Какие знания и трудовые навыки закреплялись с помощью песни?

– Что вы можете сказать о плясовых песнях?

– Чем отличаются плясовые спевы от игровых песен?

Итог.

В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала баюкать ребенка, отгоняя от него бессоницу (которая когда-то воспринималась как живое существо), обеспечить богатый урожайный год, сделать счастливой и осмысленной жизнь молодоженов, воспитывать их на добрых традициях. Песня радовала в добрый час и утешала в несчастье.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

– Как вы понимаете, что за жанр частушка?

Учитель. Частушка – один из видов устного народного творчества: короткая, обычно из четырех строк песенка, быстрый поэтический отклик на злободневные события общественно-политического или бытового характера.

Для частушки характерны общие черты народной поэзии: острая выразительность языка, тонкий юмор, параллелизмы, повторения, хореический ритм.

Н а п р и м е р:

                      Серебристая водичка

                      Обернется зимой в лед.

                      Скоро буду я медичка,

                      Милый в армию пойдет…

 

                      На катушке нитки черны,

                      Черные, крученые,

                      Вы повежливей, ребята,

                      Мы теперь ученые.

Домашнее задание. Найдите частушки о школьной жизни, о учениках, учении.

В детской литературе прочитайте и запишите несколько закличек и приговорок.


Хороводные и игровые песни Цели: познакомить с хороводными и игровыми песнями; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству; прививать любовь к чтению

Хороводные и игровые песни Цели: познакомить с хороводными и игровыми песнями; воспитывать уважительное отношение к народному творчеству; прививать любовь к чтению

Хоровые и игровые песни исполнялись в определенное время взрослыми

Хоровые и игровые песни исполнялись в определенное время взрослыми

Песня радовала в добрый час и утешала в несчастье

Песня радовала в добрый час и утешала в несчастье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020