Художественная литература как искусство слова
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Художественная литература как искусство слова

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
docx
19.02.2020
Художественная литература как искусство слова
Введение. Художественная литература как искусство слова.docx

Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества

Цели: дать понятие  о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.

Ход урока

1 Орг. момент. Объявление цели и темы урока

2 Подготовка к восприятию новой темы с опорой на ранее изученное в начальной школе

2.1 Постановка проблемного  вопроса

-Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

2.2 Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством  слова? Как вы понимаете искусство слова? Какие виды искусства вы знаете? В чем  их отличие? (чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», фрагмент музыкального произведения из цикла Времена года» «Осень» Чайковского, иллюстрации картин Левитана, Поленова)

В чем же сила слова в  художественной литературе? (в способности раскрывать красоту природы, мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)

3 Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое своеобразие произведений

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса.

Литература – это то, что создано писателями и записано на бумаге.

3.1 Работа с литературоведческим  словарем

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления  жизни, показывать их в движении и развитии

3.2 Работа с  учебником

Ст. 5-7 (Составление таблицы «УНТ и литература»)

УНТ

Литература

·         Коллективное творчество

·         Существует в устной форме

·         Вариативность

·         Имеет автора

·         Произведения бывают:

»        Эпические

»        Драматические

»        лирические

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа  Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Какова роль слова в художественном произведении?

4 Обобщение. Притча Шалвы Амонашвили «Единственная красота»

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? — подумал он. — Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.

— Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? — спросил он.

— Да, очень хочу! — с жаром ответил мальчик.

— Так подари, чего медлишь?

— Но что? Всё уже сотворено!

И начал перечислять:

— Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…

Мудрец прервал его:

— Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...

Мальчик продолжил:

— Хотел сочинить Песню, но их тоже много...

Мудрец опять прервал его:

— Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...

— Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?

— Да, — сказал Мудрец, — не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.

Мальчик удивился:

— Ведь всё уже сделано!

— Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, — сказал Мудрец.

— И что это за Красота, которая выпала на мою долю?

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:

— Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
-Ребята, о какой красоте идет речь в этой притче?

-А что нам поможет построить такой храм? Почему?  (произведения литературы)

5Поведение итогов урока

6 Рефлексия

7 Д.З.

С. 7 ответить на вопросы


 

Тема: Художественная литература как искусство слова

Тема: Художественная литература как искусство слова

Так подари, чего медлишь? — Но что?

Так подари, чего медлишь? — Но что?
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей