Художественная литература как искусство слова

  • docx
  • 19.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Введение. Художественная литература как искусство слова.docx

Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества

Цели: дать понятие  о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.

Ход урока

1 Орг. момент. Объявление цели и темы урока

2 Подготовка к восприятию новой темы с опорой на ранее изученное в начальной школе

2.1 Постановка проблемного  вопроса

-Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

2.2 Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством  слова? Как вы понимаете искусство слова? Какие виды искусства вы знаете? В чем  их отличие? (чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», фрагмент музыкального произведения из цикла Времена года» «Осень» Чайковского, иллюстрации картин Левитана, Поленова)

В чем же сила слова в  художественной литературе? (в способности раскрывать красоту природы, мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)

3 Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое своеобразие произведений

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса.

Литература – это то, что создано писателями и записано на бумаге.

3.1 Работа с литературоведческим  словарем

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления  жизни, показывать их в движении и развитии

3.2 Работа с  учебником

Ст. 5-7 (Составление таблицы «УНТ и литература»)

УНТ

Литература

·         Коллективное творчество

·         Существует в устной форме

·         Вариативность

·         Имеет автора

·         Произведения бывают:

»        Эпические

»        Драматические

»        лирические

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа  Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Какова роль слова в художественном произведении?

4 Обобщение. Притча Шалвы Амонашвили «Единственная красота»

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? — подумал он. — Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.

— Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? — спросил он.

— Да, очень хочу! — с жаром ответил мальчик.

— Так подари, чего медлишь?

— Но что? Всё уже сотворено!

И начал перечислять:

— Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…

Мудрец прервал его:

— Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...

Мальчик продолжил:

— Хотел сочинить Песню, но их тоже много...

Мудрец опять прервал его:

— Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...

— Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?

— Да, — сказал Мудрец, — не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.

Мальчик удивился:

— Ведь всё уже сделано!

— Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, — сказал Мудрец.

— И что это за Красота, которая выпала на мою долю?

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:

— Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
-Ребята, о какой красоте идет речь в этой притче?

-А что нам поможет построить такой храм? Почему?  (произведения литературы)

5Поведение итогов урока

6 Рефлексия

7 Д.З.

С. 7 ответить на вопросы