Художественная роспись ткани. Батик.
Оценка 4.7

Художественная роспись ткани. Батик.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
04.06.2019
Художественная роспись ткани. Батик.
Мною представлена дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по учебному предмету "Художественная роспись ткани. Батик". Срок обучения по данной программе составляет 3 года. Программа состоит из шести разделов. в первом разделе -Пояснительная записка-дана характеристика учебного предмета, сроки реализации программы, объём и затраты учебного времени, говорится о формах проведения занятий. Раскрыты цель и задачи учебного предмета, структура программы, а также методы обучения. Во втором разделе - содержание учебного предмета - составлен учебно-тематический план. Третий раздел содержит требования к уровню подготовки обучающихся. В четвертом разделе представлены формы и методы контроля системы оценок. Методическое обеспечение учебного процесса-методические рекомендации описаны в пятом разделе. Заключительный шестой раздел включает в себя список использованной литературы, которым пользовалась при разработке данной программы.
Программа художественной обработки ткани. Батик.docx
Согласовано:                                                   Утверждаю: На педагогическом совете                             Директор МБО ДО «ДШИ» МР                                                                           Уфимский район                                                                                      Колосков А.М. ___________ «___» «_______» 2018                                   «____» «_______» 2018 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  «Художественная роспись ткани. Батик». (срок обучения: 3 года) Муниципальной бюджетной организации  Учебный  предмет:   дополнительного образования  «Детская школа искусств» муниципального района Уфимский район                                                       Составитель:                                                              Мерзлякова Ю.В.                                                                             преподаватель I категории д. Николаевка. 1.       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном  процессе; • Срок реализации учебного предмета; • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета; • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; • Форма проведения учебных аудиторных занятий; • Цель и задачи учебного предмета; • Обоснование структуры программы учебного предмета; • Методы обучения; • Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; 2. 3. 4. 5. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Учебно­тематический план; ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК • Аттестация: цели, виды, форма, содержание; • Критерии оценки; МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА • Методические рекомендации преподавателям; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ • Список учебной литературы. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе     Программа учебного предмета «Художественная роспись ткани. Батик»,  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к общеразвивающей  программе в области изобразительного искусства        Творческие способности и практические умения детей не могут  развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным  декоративно­прикладным искусством в детской художественной школе,  детской школе искусств ­ это путь приобщения учащихся к истокам народной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта и одежды,  знакомство с мировой историей. Предмет «Художественная роспись ткани.  Батик» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция »,  «История  изобразительного искусства». Данная взаимосвязь помогает  учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах  декоративно­прикладного творчества, гармонично объединяя  функциональный и эстетический компоненты в текстильном изделии.                               Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности  учащихся в области декоративно­прикладного творчества, развитие  эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений,  отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и  подростков.       Актуальность настоящей программы состоит в том, что еѐ реализация  позволяет приобщить детей и подростков к такому традиционному народному ремеслу, как роспись по ткани, а это оказывает благотворное воздействие на  формирование их нравственной сферы, развивает эстетические чувства, учит  отличать подлинное искусство от подделок массового искусства.      Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся  возможность овладеть навыками профессиональной деятельности в данном  ремесле, что может облегчить их последующее самоопределение во взрослой  жизни.   Срок реализации учебного предмета          Срок   реализации   учебного   предмета   «Художественная   роспись   ткани. Батик» ­   3  года в рамках общеобразовательной  программы с 4 – летним сроком   обучения.   Период   обучения   –   2,   3,   4   класс.   Возраст   учащихся участвующих в реализации данной программы: 11 – 16 лет.       Продолжительность занятий 40 минут. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.    Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) Учебного предмета «Художественная роспись ткани. Батик» составляет   102 часов (34 часа в год).  Видом   промежуточной   аттестации   служит   творческий   просмотр   в каждой четверти и зачет (итоговая работа) в конце 4 класса.   Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации. Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Классы/полугодия 2 3 4 3 16 р т о м с о р П 16 4 18 р т о м с о р П 18 5 16 р т о м с о р П 16 6 18 р т о м с о р П 18 7 16 р т о м с о р П 16 8 18 р т о м с о р П 18 Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Аудиторные занятия  (в часах) Вид промежуточной  аттестации Максимальная  учебная нагрузка (в  часах) Всего часов 102 Форма проведения учебных занятий    Учебные занятия по учебному предмету « Художественная роспись ткани.  Батик» проводятся в форме аудиторных занятий. Занятия по учебному  предмету  осуществляются в виде мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 7 человек). Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить  процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и  индивидуального подходов.  Цель и задачи учебного предмета.    Целью учебного предмета «Художественная роспись ткани. Батик»  является овладение знаниями и представлениями об искусстве  художественной росписи ткани, формирование практических умений и  навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие  учебных заведения по профилю предмета.      Задачи учебного предмета « Художественная роспись ткани. Батик»:  • приобщение учащихся к истокам народного искусства;  • создание условий для формирования художественно­творческой активности  учащихся;  • формирование практических навыков и приемов художественной росписи  ткани;  • развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы  в процессе создания художественного образа в батике;  • формирование средствами художественной росписи ткани духовной  культуры учащихся и потребности общения их с искусством.  Обоснование структуры программы Обоснованием структуры программы являются примерные программы, отражающие все аспекты работы педагога с учеником.  Программа содержит  следующие разделы:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;     распределение учебного материала по годам обучения;     описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:       словесный (объяснение, беседа, рассказ);   наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);  практический;  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные   методы   работы   в   рамках   общеразвивающей образовательной   программы   являются   наиболее   продуктивными   при реализации   поставленных   целей   и   задач   учебного   предмета   и   основаны   на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Оборудование:   соответствующий   санитарно­ гигиеническим   и   противопожарным   требованиям.   Столы,   стулья,   стеллажи   Учебный   класс, для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Подрамники разных размеров. Гладильная доска. Утюг. Фен. Нагреватель для воска.  Материалы:   Набор   красителей   (жидких   и   густых),   резервирующий состав, воск или парафин, различные виды тканей, нитки, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, желатин, крахмал, соль для батика, мочевина, сухие красители.  Инструменты: Стеклянные трубочки, шприц­флаконы, цветные резервы, кисти,   карандаши,   ножницы,   иглы,   кнопки­гвоздики,   клей,   резаки. Дидактические   материалы:   Наглядные   пособия,   художественные   альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, методические разработки: пособия, тесты, кроссворды, методическая литература.  II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Художественная роспись ткани. Батик» составлена с учетом  принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание  программы   учебного   предмета     построено   с   учетом   возрастных особенностей детей. Темы   учебных   заданий   располагаются   в   порядке   постепенного усложнения. Предлагаемые темы заданий по предмету  носят рекомендательный характер,   преподаватель   может   предложить   другие  задания   по   своему усмотрению,   что   дает   ему   возможность   творчески  применять   на   занятиях авторские методики.  Задания знакомят учащихся с видами росписи (узелковый, холодный и горячий   батик),   со   свойствами   различных     материалов,   приемами   работы красками   по   шелку,   дети   изучают   принципы   стилизации   и   особенности создания декоративной композиции. Учебно – тематический план. Первый год обучения № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12 13 14 Наименование темы I полугодие Введение. Знакомство с программой. Организационные  вопросы. Материалы и инструменты. Приемы работы. Уход за  инструментами. Материаловедение. Виды и свойства тканей. Правила и  способы натягивания ткани на подрамник. Различные способы росписи ткани. Эффекты в росписи. Узелковый батик. Складывание ткани разными способами.  Окрашивание ткани. Техника безопасности. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Выполнение композиции в заданном колорите II полугодие Основы композиции. Понятие центр композиции.  Плановость.  Выполнение упражнения центр композиции. Создание эскиза к творческой композиции «Подводный  мир» Холодный батик. Технология росписи ткани способом  «Холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань  и  работы с резервом. упражнения «Лабиринт». Создание шаблона композиции «Подводный мир».  Подготовка ткани к работе. Пернос шаблона на ткань. Техника безопасности при работе со   стеклянными   трубочками.   Выполнение   композиции «Подводный мир».  итого Второй год обучения я и т я н а з   о г о н б е ч у д и В   урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок я а н б е ч у   я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н 1 1 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 8 34 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование темы I полугодие Узелковый батик. Повторение .Окрас ткани способами:  завязывание, скручивание, складывание и подгибание,  зашивание.   Роспись футболки в технике узелкового батика, любым  способом. Свободная роспись.  Особенности  техники.  Методы  работы. Упражнение осенний пейзаж. Холодный батик. Повторение. Правила нанесения рисунка на ткань.   работа   цветными   резервами.     Создание   эскиза   к декоративной композиции « Насекомые» Создание шаблона к композиции. Перенос шаблона на ткань. Выполнение композиции «Насекомые» в технике холодный  батик. II полугодие Горячий батик. Технология росписи ткани. Правила работы  воском. Виды горячего батика. инструменты и  приспособления для горячего батика. Нанесение и снятие  воска. Упражнение «Морозные узоры». Создание   декоративной   сюжетно­тематической   композиции «Танец». Выполнение эскиза. Цветовое решение композиции. Создание шаблона.   Перенос   эскиза   на   ткань.     Нанесение   воска. Использование эффектов. Кракле. итого Третий год обучения № Наименование темы I полугодие о г о н б е ч у д и В   я и т я н а з урок урок урок урок урок Урок урок я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н   я а н б е ч у 2 4 2 2 2 4 4 урок 14.  34 о г о н б е ч у д и В   я и т я н а з я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н   я а н б е ч у 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Смешаный батик. Особенности технологии росписи ткани  способом «Смешаный батик». Последовательность и правила  работы в смешанной технике. Творческое задание  «Растительные мотивы». Разработка   эскиза   к   творческой   работе   «Мифы   и   легенды народов мира. Мифические животные». Стилизация, создание декоративных образов. Подготовка  шаблона, цветовое решение работы. Подготовка  ткани. Творческая работа «Мифы и легенды народов мира.  Мифические животные».  Последовательное ведение работы от светлого к темному,  использование солевых эффектов, нанесение резерва(по  необходимости), покрытие воском, кракле. II полугодие Батик в интерьере.  Краткая характеристика стилей  интерьера. Цвет в интерьере.   Творческая работа – коллаж в любом интерьерном стиле. Создание панно для гостиной или детской комнаты. Выбор стиля. Подготовка эскиза и шаблона. Выбор техники. Выполнение эскиза в цвете. Творческая   работа   «Панно   для   гостиной   или   детской комнаты». Перенос шаблона на ткань, роспись на ткани. итого урок урок урок урок урок урок урок урок 4 2 2 8 2 4 4 8 34 III ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.   В результате реализации программы учащиеся приобретают следующие  знания умения и навыки: 1. Знать технику безопасности при работе в учебной мастерской, правила  пожарной безопасности. 2. Правила составления декоративной композиции. 3. Основы цветоведения. Цветовой круг. Основные составные цвета. Понятие  о цветовом тоне, насыщенности цвета, светлоте, тоновой и цветовой  контрастности. Тёплые и холодные цвета. Локальный цвет. Колорит. 4.Принципы и этапы стилизации. 6. Технологию создания эскиза будущего изделия.  7. Основные виды росписи (холодный батик, горячий батик, понятие  узелкового батика). 8.Этапы выполнения основных видов росписи (свободная, горячий батик,  холодный батик с сеткой кракле).  Учащийся должен уметь: 1. Соблюдать технику безопасности при работе в учебной мастерской,  правила пожарной безопасности. 2. Использовать при создании композиции правила и средства: равновесие,  целостность, статика, динамика, открытая и закрытая композиция, симметрия и асимметрия, сюжетно­смысловой центр. 3. Владеть основами композиционного мышления. 4. Анализировать построение декоративной композиции. 5. Стилизовать предметы и создавать стилизованную композицию. 6. Использовать свои знания по основам цветоведения при создании  декоративной композиции. 7.Создавать эскиз будущего изделия. 8. Свободно владеть художественными материалами. 9. Подготавливать ткань к росписи, к смешанной технике, пользоваться  материалами и инструментами согласно правил техники безопасности,  выполнять эскизы для своих композиций в материале. 10. Выполнять основные техники росписи по ткани (холодный батик, горячий  батик, холодный батик с сеткой кракле). 11. Выполнять дополнительные эффекты в росписи тканей. 12. Исправлять типичные ошибки, случающиеся при выполнении работы. IVФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ     Текущий контроль реализации программы проходит по итогам выполнения поставленной   задачи,   реализации   темы   программы   в   форме   просмотра учебной работы, беседы с учащимся, экспресс­выставки, вернисажа. При этом учащийся   занимает   ведущую   роль   в   беседе   при   подведении   итогов. Промежуточная   аттестация   учащихся   проводится   по   итогам   первого полугодия, итоговый просмотр проводится в конце учебного года.  По итогам работы за полгода, за год педагог организует выставки, участие в  конкурсах творческих работ обучающихся.  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ УЧАЩИХСЯ,       Оценка   «отлично»   ставится   при   наличии   всех   работ   в   соответствии   с программой. Работы завершены, выполнены в соответствии с поставленными в задании целями на высоком качественном уровне.      Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил все задания. В работах выполнены поставленные задачи. Работы имеют небольшие ошибки или незавершенность.      Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся представил на просмотр основные работы. Отдельные работы имеют не законченный вид. Обучающийся не вполне справляется с учебными задачами.    Оценка «неудовлетворительно» ставится, если необходимое, в соответствии с программой, количество работ, или работы не закончены, или задачи,   поставленные   в   задании,   не   выполнены.   Возможна   не   аттестация обучающегося по данному предмету.       Форма   аттестации   и   критерии   оценок   применяются   в   соответствии   с соответствующими локальными актами школы. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА   Учебно­методическое обеспечение: наглядно­плоскостные: наглядные методические пособия, технологические  карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные  доски.  Демонстрационные: подлинники изделий народного творчества, выполненные  в разных техниках батика.   Электронные образовательные ресурсы:  учебники, универсальные  энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; Методические рекомендации преподавателям: предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету следует  рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу  творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.    Применение различных методов и форм (теоретических и практических  занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко  укладываться в схему поэтапного ведения работы.     Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале. 1.Знакомство с историей росписи ткани. 2.Освоение различных техник и приемов росписи ткани 3 Разработка авторских эскизов 4. Создание творческих работ различной направленности (сувенирные  изделия, элементы одежды и аксессуаров, интерьерные изделия).    Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале»  необходимы следующие учебно­методические пособия: • наглядные методические пособия по темам, • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам, • видеоматериал, • интернет – ресурсы, • презентационные материалы по тематике разделов. VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бесчастнов Н.В. Композиция.­ М.: Просвещение, 1982 2. Гассанова Н.С. Текстиль в дизайне интерьера.­ Киев: Будивельник, 1987 3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального  образа. – М.: Галарт, 4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей / Р. А. Гильман. – М: Владос, 2008 5. Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004 6. Давыдова Ю. Роспись по шелку: платки, панно, палантины в технике  «батик». – Ростов­ на­ Дону: Феникс, 2006 7. Давыдов, С. Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. – М.: Аст­пресс­книга,  2005 8. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: Радуга, 2002 . 9. Доценко Л.Н. Роспись ткани и набойка.­ М.: 1961 10. Дьюбери Д. Роспись по ткани. 40 стильных проектов. – М.: Арт­Родник,  2009 11. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере: Интерьер  общественных зданий. – Киев: Будивельник, 1986 12. Жохина С.К. Батик.­ Ярославль: Академия развития, 2006 13. Кайсарова Л. Роспись по ткани. – М.: Арт­Родник, 2007 14. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.  Учебник для вузов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981 15. Короткова М. А. Традиции русского быта.­ М.: Дрофа­Плюс, 2008 16. Корюкин В.Н. Батик. Художественное оформление тканей. – Л., 1968 17. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Гуманитар. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2004 18 .Миронова Л. Н. Цветоведение.­ М.: Прогресс, 1977 19 .Синеглазова М.О. Батик.­ М.: Издательский Дом МСП, 2006 20. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере: Учебное пособие. – Киев: Будивельник,  1985 21. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами.­ М.: Профиздат, 2001 22. Эрл К. Роспись по шелку. Основы мастерства. – М.: Арт­Родник, 2010

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.

Художественная роспись ткани. Батик.
Скачать файл