Художественный анализ текста
Оценка 4.9

Художественный анализ текста

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
9 кл
12.02.2017
Художественный анализ текста
План работы анализа художественного текста
Публикация является частью публикации:
1.Работа Халиман С.А..docx

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Основная часть. Учебные цели и приемы, использованные

в комплексном  анализе ....………………………………………………………...3

Алгоритм анализа поэтического текста………………………………………….5

Анализ эпического текста……………………..…………………………………..9

Методические приемы обучения учащихся анализу эпического   текста……..11

Заключение………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня, когда крымские школы стали работать в условиях новых требований, диктуемых российскими федеральными государственными образовательными стандартами, мы, учителя русского языка и литературы, как никто, понимаем степень ответственности, возлагаемую на нас.  Экзамен по русскому языку является обязательным и в 9-ом, и 11-ом классах.  Так получилось, что три года подряд я работала с выпускниками, и в этом году преподаю в 10-ом и 11-ом, поэтому проблема глубокого художественного анализа текста  для меня  очень актуальна.  И в какой бы форме  ни проходил экзамен -  в форме ЕГЭ или ГВЭ -  он включает такой вид проверки знаний  как сочинение. Причём сочинение пишут как учащиеся 9-го, так и  11-го классов. Даже если они выбирают изложение с творческим заданием, то это творческое задание и предполагает дополнение текста изложения написанием сочинений. Кроме того,  в 11 классе учащиеся пишут в декабре выпускное сочинение, а в прошлом учебном году в 9-ом классе был введён  экзамен и по литературе. Он введён как экзамен по выбору, но  литературу наши ученики никогда не обходили стороной. И это радует.

  Однако если прочитать вопросы экзаменационных вариантов по литературе, то раскрытие их требует глубокой,  серьёзной подготовки. Например: сравнить отрывки двух поэтических произведений, отрывки двух эпических текстов, написать, какую роль в указанном конкретном произведении играет композиция, какова роль пейзажа, роль эпитетов, других художественных средств.

Первая наша учительская реакция была такая: те, кто составлял вопросы, думают, что мы  работаем с литературоведами? Теперь, когда   сложные олимпиадные задания ставят обучающихся в роль самостоятельных исследователей, особенно остро возникла потребность глубокого эстетического анализа художественного текста, то есть умения воспринимать тект как знаковую систему - умения видеть способы создания образов, систему образов, композицию, сюжет - и через совокупность художественных средств выйти на понимание позиций, идей автора.    Как оказалось,  такое погружение даёт возможность лучше запомнить текст, систематизировать произведение, и в  целом помогает раскрыть идейный замысел.

Основная часть. Учебные цели и приемы, использованные

в комплексном  анализе

 Данный вид работы позволяет развивать творческие, исследовательские способности обучающихся.

Таким образом, я ставила перед собой следующие цели:

1. Развитие у обучающихся навыков и умений самостоятельного анализа словесных образов,  вхождение в текст и его интерпретация, а это  процессы сугубо личностные, направленные на сотворчество автора и читателя.

2. Обогащение и расширение лингвистических знаний обучающихся, формирование у них своеобразного «банка данных», потенциальных, специфичных читательских представлений.

     Имея многолетний опыт, я знаю, что если нет навыков анализа произведения, невозможно написать хорошее сочинение и соответственно раскрыть свой творческий потенциал.  Необходимым условием для  того, чтобы и декабрьское, и экзаменационное сочинение было зачтено, является опора на читательский опыт обучающегося. Нужно проанализировать хотя бы одно произведение.

  Использую два пути подготовки обучающихся:

1) по образцу ( считаю, что посмотреть, как это может быть написано, как это сделали другие, и оттолкнуться от шаблона многим просто необходимо), см. Приложения 1,2,3;

2) и второй путь, необходимый человеку глубокомыслящему, личностно ориентированному, - это путь непосредственного анализа произведения (Приложение 4).

      В ходе работы удалось сформировать комплекс требований к

 современному анализу. Это и вполне традиционные аспекты

содержание и форма 

                                         í          î

                             тема                                                           композиция

                       идея                                                            сюжет

                    проблемы                                                    основные образы                             

                   конфликт                                                      речь героев

и новые требования:

система персонажей,

                          особенности пространства и времени,

    символы (символика цвета)

стиль,

смысл названия,

комбинация цифр.

 

Какие приемы лучше использовать, чтобы научить комплексному анализу художественного текста?

1.                Предтекстовая работа.

2.                Ознакомление с текстом.

3.                Индивидуально-групповые задания.

4.                Составление схем, графиков, таблиц, рисунков.

5.                Сравнительные характеристики.

6.                Работа со словом.

На некоторых приемах остановимся подробнее.

Назначение предтекстовой работы (историко-библиографическая справка) - подготовка обучающихся к чтению художественного текста, моделирование части знаний первого уровня. (1. Информация о писателе, особенностях его творчества и др.; 2. Информация о тех «внешних по отношению к произведению обстоятельствах», которые нашли в нем отражение, а также знания «духовной атмосферы» в которой оно писалось.

В ходе предтекстовой работы рекомендуется использовать высказывания о творчестве писателя, его книгах, о нем самом. Оправдано использование мнений, отражающих противоположные точки зрения. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать будущих читателей.

Назначение послетекстовой работы - раскрытие глубинной, образной информации, передаваемой словесными образами; распредмечивание словесных образов разных типов в форме подлинных читательских представлений; определение идейно-эмоционального содержания художественного текста; углубление лингвистических знаний обучаемых и творческое их применение.

Собственный опыт работы по предлагаемой методике показывает, что после разбора словесных образов обучающиеся обычно правильно формулируют основную идею произведения.

Так, например, в 6 классе  проводим урок внеклассного чтения, посвященный поэзии Г.В. Иванова, для анализа берем стихотворение «Отвратительнейший шум на свете...» (1843г.). В итоге аналитической работы по тексту ребята приходят к выводу, что речь в стихотворении идет о войне – самой опасной форме силового соперничества. Анализ художественных средств (фигура «умолчания», прием контраста, эпитеты, сравнения, глаголы «любили», антонимы «строили – разбили») помог увидеть разрушительные последствия войны. Анализ композиции показал, что стихотворение построено по принципу контраста, когда и лексика, и синтаксис, и интонационный рисунок, и мелодия стиха, и образный строй – все уровни стиховой организации стиха в двух строфах – различны и противопоставлены друг другу. Этот прием помогает автору всего в шести строчках передать ужас последствий войны.

  Алгоритм анализа поэтического текста

В итоге анализа разных поэтических текстов мы с ребятами смогли выработать для себя алгоритм анализа лирического текста (то есть последовательность действий, операций анализа. Здесь во многом мне помогла методика анализа лирического произведения, составленная Ю.А. и И.А. Сипеневыми):

1) понимание лексического значения слов стихотворной речи (комментирование и осмысление непонятных слов, образов);

2)  картина мира и ее составляющие элементы:

Ÿ  место описания;

Ÿ     временное пространство;

Ÿ     цветовая организация ( что мы видим, когда читаем стихотворение);

Ÿ     звуковая организация (шорохи, шум, что они могут до нас донести);

Ÿ     образ  лирического героя (лирический герой - тот человек, через которого автор говорит с нами);

Ÿ     движение ( перемещения героя, и как движение мысли, взгляда);

3) картина мира глазами лирического героя, его чувства, настроения (воссоздание внутренней картины движения);

4) система образов, ее описание (ключевые слова, рисующие образы);

5) сюжет, если есть, или лирический сюжет (нарастание эмоциональной волны);

6) отношение автора к происходящему (или идея, главная мысль, ради которой оно написано, - там, где она есть);

7) «твое отношение к отношению автора» ( то есть твоё отношение к позиции автора).

              Важной задачей уроков литературы, на которых используется метод анализа художественного текста, является обучение школьников филологическому анализу и комментированию художественного текста, медленному чтению художественного текста «под лингвистическим микроскопом». А это значит, что нужно учить ребят чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл, восхищаться им, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка.

При разработке урока - мастерской в пятом классе «Художественный текст как система знаков (образов)»  исходили из того, что познавательная деятельность учащихся во время анализа связывается с интерпретацией художественного текста. Школьники должны были понять и объяснить, каким образом воздействует художественный текст на читателя.

Данная форма урока - мастерской позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети оказываются соавторами).

В начале урока читаю стихотворение Н. Матвеевой «Кораблик», а ребята рисуют, каким они его увидели (Приложение). Получается у всех по-разному. Смотрю: один старательно рисует большой, явно пиратский бриг, с наполненными ветром парусами. Другие пытаются нарисовать именно кораблик, маленький, смешной, задиристый . Вместе с ребятами выходим на то, что образ автора может быть неверно воспринят.

Далее в ходе беседы выясняем, какие специальные средства есть у художников слова для создания образа: эпитеты, метафоры, сравнения как изобразительные средства языка, аллитерация.

Все приемы художественной выразительности разбираем на примерах.

Продолжаю урок рассказом о символах. Много языков на земле, много слов, и не понять друг друга людям разных национальностей. Но символы едины для всех. Например, английское слово “piece” и русское «мир», если нарисовать голубя с пальмовой ветвью – смысл всем ясен без слов.

Вместе ищем символы рабства (рисуем цепи), войны, любви и т.д. А у свободы какой символ? Парус. К этому выводу приходим не сразу, а после рассказа о человеке, убежавшем на шхуне с острова-тюрьмы. Парус для него    олицетворял свободу, мог плыть куда угодно.

Вторая часть урока посвящена выполнению практической работы №1, в ходе которой даем определение ключевых слов, которыми авторы рисуют разные картины, создают образы в стихотворениях, выражают свое настроение, чувства.

Работаем над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес». Пробуем выстроить систему образов этого стихотворения, чтобы понять авторскую идею. При помощи каких ключевых слов рисуется образ тучки, утеса? Вот что у нас получилось:    ТУЧКА                                                                               УТЕС

 золотая  (божественный цвет, небесный)                                         великан

         умчалась                                                               влажный след в морщине

         по лазури                                                                            одиноко он стоит      

         весело играя                                                                    задумался глубоко

                                                                                тихонько плачет в пустыне

 

Затем стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек).                                                                                                        

 

Анализ пространственной, цветовой организации в стихотворении, перемещения (движение физическое, мысли), ключевых слов помогает определить мысль автора, которую он хотел до нас донести. Пока тучка (любовь) была с утесом (человеком) – он – великан. (Он счастлив. Он сильный). Как только она его покинула (когда любовь уходит), он сразу стал одиноким, грустит и плачет. (Он становится слабым, несчастным и одиноким).

Для закрепления знания выразительных средств произведения часто провожу терминологические диктанты «Дописать определение» (Приложение 8)

В результате такой работы ребята увидели, что художественный текст - эта система образов (знаков), которую создает автор для того, чтобы показать свое видение жизни, доказать свою главную мысль, идею, ради которой и было написано произведение.

 

Анализ эпического текста

На уроках литературы в 5-7 классах информацию о вхождении и интерпретации текста дают рисунки ребят по ходу чтения вслух произведений. Главное, что здесь можно увидеть каждого, заглянуть в его внутренний мир, в мир его воображения, выявить адекватность восприятия ученика - читателя авторскому замыслу. И, наконец, рисунок - это тоже текст, который создает сам ребенок, его особым образом закодированная информация, причем о внутренних процессах, которые подчас другим образом не «вытащить». Поэтому при анализе  мы с учениками всегда изображаем картину, которую увидели, ее составляющие элементы.

Для закрепления понятия «система образов», выяснения роли сюжета в эпическом тексте детям предлагаем практическую работу №2, которая поставит их в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами) и поможет воочию убедиться в том, что в развитии сюжета, его определенном завершении можно увидеть следы авторской идеи (если поразмышлять над тем, почему так, а не иначе завершает автор судьбу героев в финале произведения).

Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определенного момента, а затем ребята должны дописать его, то есть заняться очень полезной читательской деятельностью: сюжетосложением; завершить описание образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

Например, в 5 классе  читаем начало рассказа В.А.Сухомлинского:

Старый Пес.

Был у человека верный друг - Пес.

Много лет сторожил он хозяйство Человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяину и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка....

Здесь я останавливаюсь и прошу детей дописать окончание миниатюры. Несколько секунд смотрим друг на друга молча. Куда повернут мои 5-классники: добро победит или зло? По этому тексту они  пишут  изложение с творческим заданием.  В одном классе из 19 только один написал: «Теперь он будет вместо тебя сторожить дом. Старый пёс обиделся и ушёл в лес». Остальные закончили рассказ примерно так ( цитирую одно сочинение): «Пёс узнал хозяина, но ощетинился на малыша. Человек опустил щенка на землю. Старая собака показала зубы, но отходила назад, а щенок маленькими шажочками подходил к псу. Собака упёрлась в стену, щенок подвинулся ещё ближе и неожиданно лизнул у пса лапу...потом другую. Пёс заскулил от нежности и тоже стал облизывать щенка.

- Ну вот вы и подружились, - сказал человек и пошёл по своим делам».

А в другом классе в основном писали: «Человек сказал псу:  «Научи его всему, что умеешь ты» и в таком духе. Почему так?

 Но потом читаем окончание автора:

Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну маленькую и сказал Щенку:

-         Живи здесь.

Старый Пес спросил у Человека:

-Зачем тебе еще один Пес?..

-         Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел...

Выясняем с ребятами, что герой Сухомлинского (а значит, и автор) - добрый, человечный: он думает не о себе, а о Псе - вот в чём был замысел автора. А домашнее задание было - нарисовать иллюстрацию к тексту. Результат тоже требует ещё глубокого психологического осмысления: некоторые ребята нарисовали двух собачек ( около 30%), а остальные или пса, или щенка. (Приложение 9)

Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которое дети включены через письменную и иллюстративную работу на самом высоком уровне активности. Используя такую работу над текстом, мы имеем возможность в старших классах выйти на такое сложное понятие, как «логика образа».

 

 

 

 

 

Методические приемы обучения учащихся анализу эпического   текста

Итак, на первых вступительных уроках по комплексному анализу, давая детям основы теории и практики интерпретации художественного текста, мы осмысливаем и в активной читательской деятельности отрабатываем такие ключевые понятия, как:

·                      художественный образ;

·                      система образов произведения;

·                      средства создания образа;

·                      композиция и её роль в авторском замысле;

·                      сюжет и его роль в произведении;

·                      идея произведения;

·                       произведение как авторское высказывание.

Кроме того, поставленные в позицию соавторства, попробовав написать фрагмент рассказа, его окончание, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества.

Теперь можно углублять представление учеников - читателей о путях анализа произведений разных литературных родов: эпоса, лирики.

Цель эпоса - воспроизведение действительности, объективного хода событий, но, несмотря на то, что автор эпического текста по большей части скрыт от читателя, наша задача - увидеть его позицию, его отношение к жизни, к людям, обогатить ученика - читателя авторскими представлениями о смысле жизни: Добре и Зле, смысле жизни и смерти, любви, подвиге и предательстве - и помочь детям оценить их, то есть соотнести со своими представлениями, а в дальнейшем сформировать свое собственное суждение о мире.

В методике анализа эпического текста исходим из того, что единицей сюжета является событие (цепь событий - это и есть сюжет), а значит именно анализу поступков героев, их отношениям, мотивам поступков и их последствиям и нужно уделять основное внимание в работе над эпическим произведением.  За событием должна стоять мысль автора, идея, ради которой автор рассказал нам эту историю; в художественном произведении жизнь должна быть изображена, то есть образы должны быть нарисованы словами. На этом же этапе введения в теорию и практику комплексного анализа текста  ребята знакомятся с понятием композиции произведения: экспозиция, завязка, кульминация и развязка (Приложение 4) .

Тут  используем хороший методический прием: ребятам дается разрезанный на куски (смысловые части) текст, который, читая вслух, «собираем»  как в игре в кубики.

После этого при анализе любого эпического текста, изучаемого даже по школьной программе, мы анализируем его, исходя из знаний и навыков, полученных на этих уроках. Великолепные рекомендации даёт учитель-методист Гаард Г.Г.:

«Так на одном из уроков в восьмом классе по теме «А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,  анализируя сцену «Бурана» и отвечая на вопросы (1) какими художественными средствами пользуется автор; 2) какую роль в произведении играет этот отрывок), необходимо отметить главное в этом описании - действие, динамику. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. Находят эпитеты (темное небо, снежное море, белая туча), метафоры (ветер завыл - воет зверь; снежное море -бесконечность движущейся массы, похожей на морскую стихию). Пейзаж у Пушкина меняющийся, движущийся, как в жизни. Определяем роль описания бурана в повести:

     композиционное - благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;

     аллегорическое - буран, разгул в стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя;

     реалистическое - в степях бураны случаются и сейчас, то есть это описание придает рассказу достоверность происшедшего на самом деле».

Полученные на первых уроках по анализу знания того, что организует эпический текст - сюжет, что надо идти по логике событий, выстроенной автором, помогают в составлении сюжетного плана или сюжетной цепочки. Ребята уже знают, что такое система образов и как необходимо ее выстроить, чтобы понять авторскую идею. Например, в 10 классе, выстраивая систему образов - а это было задание одной из групп - пришли к выводу, что героев модно поделить на три группы:

«Денежные мешки»,

дельцы

Пресмыкающиеся перед богатыми и завидующие им

Романтично - сентиментальная героиня

Кнуров, Вожеватов,

Паратов

Харита Игнатьевна

Огудалова, Карандышев

Лариса Огудалова:

«я любви искала»

 Хотя в методических рекомендациях выделяют две: 1) руководствующиеся холодным расчётом дельцы и противопоставленная им бесприданница Лариса Огудалова. Учащиеся систематизировали героев, уже используя элементы характеристики образов, и меня это радует.   

Особое внимание уделяю анализу эпического эпизода и групповой форме работы, ведь важная задача учителя на современном этапе обучения - заставить обучающего самому искать ответы на вопросы. Так, в 10 классе при изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» для анализа беру начало главы «Сон Обломова», буквально    первые 25-30 предложений, где автор противопоставляет «тихий, благословенный уголок» - Обломовку - бушующей стихии, «бескрайней пелене вод» - морю. На этом отрывке ( Приложение 10) отрабатываем  фонетические (аллитерация, ассонанс), лексические ( перифраза, градация, контекстуальные синонимы) художественные средства создания образа (в данном отрывке образа Обломовки), роль композиции  в идейном замысле автора  ( отрывок можно поделить на 3 части: чудный уголок - Обломовка; бушующее море и снова описание безмятежного покоя. Море - это  вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя этот образ мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой.

Так, ступенька за ступенькой, преодолеваем мы непростой путь постижения целостности художественного произведения.

        

Заключение

 

   В итоге работы над художественным анализом текста  ученики знают, что слово в произведении приобретает новое, более общее значение (художественный образ). В произведении все стороны языка становятся значимыми,  обучающиеся получают возможность на качественно новом уровне подойти к изучению художественного произведения, значительно пополнить свои знания в области анализа  текста, расширить базовый компонент изучаемых произведений, овладеть специальными навыками при  освоении литературы как предмета. А итогом анализа является творческая работа - сочинение-размышление по прочитанным произведениям.

            Результатом работы по данной теме можно считать:

  1) успешное написание декабрьского выпускного сочинения в прошлом учебном году;

  2) хорошие результаты ГВЭ по русскому языку (изложение с творческим заданием) в 2014-2015 ( качество знаний за год - 47% и по итогам ГВЭ - 47%) в 9-ом классе;

  3) в 2015-2016 учебном году качество знаний по русскому языку по результатам ГВЭ в 11 классе - 64,6%, а в 9-ом - 70%.

  4) по литературе качество знаний на экзамене составило 83%.

              Также в 2015-2016 гг. на муниципальном уровне:

  4) I место в  конкурсе сочинений  «Письмо классику»;

  5) I место в конкурсе сочинений «Ради жизни на земле»;

  6) I место во Всероссийском конкурсе сочинений среди учащихся 9-ых классов и призовое - среди участников 10-ых;

  7) II место в конкурсе «Мой голос» в номинации «Литературное творчество»;

  8) II место в конкурсе научно-исследовательских работ в секции «Социология»;

   9)   III место в региональном конкурсе сочинений «Храм. Семья. Традиции»;

  10) участие в региональном конкурсе сочинений, проводимом «Комсомольской правдой», «Герои, вы в наших сердцах»;

Ÿучастие в литературных конкурсах и конференциях.

    В 2013 году было 2 место  по русскому языку на III региональном этапе , в 2014-ом были призёры и по русскому языку, и по литературе в 9-ом и в 10-ом классах.  И вот что меня побудило в прошлом учебном году взять тему по самообразованию «Художественный анализ текста как средство личностно ориентированного обучения» - это отсутствие показателей на олимпиаде в 2015 году. А задания  олимпиады включали такой вид работы как художественный анализ поэтического и прозаического произведения. В настоящее время уже есть какие-то наработки - вот и решила ими поделиться.

      Радует  также тот факт, что в 2016 году моя ученица, медалистка,  выпускница школы - поступила в КФУ на филологический факультет по специальности «Русский язык и литература» на бютжет.

Ещё результатом явилось множество стихотворений, рассказов, статей, написанных учащимися (Приложение).

    Но самое главное - учить детей быть вдумчивыми читателями, уметь выразить себя в устной и письменной форме, следовательно, овладение навыками анализа художественного текста значимо для развития системы образования в целом.     

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.                     Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2001.

2.                     Болотнова Н.С.. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992г.

3.    Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М. 1959.

4.  Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1971г.

5.         Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автора – персонаж в художественном тексте. - Томск, 1984г.

6.                   Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005.

7.        Капацинская Е.В.. Определение выразительности и способы ее усиления./Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов, 1987г.

8.         Мазур А.В. Текст литературного произведения. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

9.         Гаар Е.В. Художественный анализ текста и личностно-ориентированное обучение. г.Юрга, 2006г.


 

10.   

Оглавление Введение……………………………………………………………………………2

Оглавление Введение……………………………………………………………………………2

Сегодня, когда крымские школы стали работать в условиях новых требований, диктуемых российскими федеральными государственными образовательными стандартами, мы, учителя русского языка и литературы, как никто, понимаем…

Сегодня, когда крымские школы стали работать в условиях новых требований, диктуемых российскими федеральными государственными образовательными стандартами, мы, учителя русского языка и литературы, как никто, понимаем…

Основная часть. Учебные цели и приемы, использованные в комплексном анализе

Основная часть. Учебные цели и приемы, использованные в комплексном анализе

Какие приемы лучше использовать, чтобы научить комп лексному анализу художественного текста? 1

Какие приемы лучше использовать, чтобы научить комп лексному анализу художественного текста? 1

Назначение послетекстовой работы - раскрытие глубинной, образной информации, передаваемой словесны ми образами; распредмечивание словесных образов разных типов в форме подлинных читательских представлений; определение идейно-эмоционального содержания…

Назначение послетекстовой работы - раскрытие глубинной, образной информации, передаваемой словесны ми образами; распредмечивание словесных образов разных типов в форме подлинных читательских представлений; определение идейно-эмоционального содержания…

Важной задачей уроков литературы, на которых используется метод анализа художественного текста, является обучение школьников филологическому анализу и комментированию художественного текста, медленному чтению художественного текста «под…

Важной задачей уроков литературы, на которых используется метод анализа художественного текста, является обучение школьников филологическому анализу и комментированию художественного текста, медленному чтению художественного текста «под…

Смотрю: один старательно рисует большой, явно пиратский бриг, с наполненными ветром парусами

Смотрю: один старательно рисует большой, явно пиратский бриг, с наполненными ветром парусами

Затем стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы

Затем стараемся изобразить картину, которую мы увидели, и ее составляющие элементы

Для закрепления понятия «система образов», выяс нения роли сюжета в эпическом тексте детям предлагаем практическую работу №2, которая поставит их в активную читательскую позицию по…

Для закрепления понятия «система образов», выяс нения роли сюжета в эпическом тексте детям предлагаем практическую работу №2, которая поставит их в активную читательскую позицию по…

Человек опустил щенка на землю

Человек опустил щенка на землю

Методические приемы обучения учащихся анализу эпического текста

Методические приемы обучения учащихся анализу эпического текста

За событием должна стоять мысль автора, идея , ради которой автор рассказал нам эту историю; в художественном произведении жизнь должна быть изображена, то есть образы…

За событием должна стоять мысль автора, идея , ради которой автор рассказал нам эту историю; в художественном произведении жизнь должна быть изображена, то есть образы…

Ребята уже знают, что такое система образов и как необходимо ее выстроить, чтобы понять авторскую идею

Ребята уже знают, что такое система образов и как необходимо ее выстроить, чтобы понять авторскую идею

Так, ступенька за ступенькой, преодолеваем мы непростой путь постижения целостности художественного произведения

Так, ступенька за ступенькой, преодолеваем мы непростой путь постижения целостности художественного произведения

III место в региональном конкурсе сочинений «Храм

III место в региональном конкурсе сочинений «Храм

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017