Целью данного урока познакомить учащихся с видами орнамента с использованием искусства орнамента в украшении быта.Знакомство с видами национального казахского орнамента, знать элементарные эстетические сведения об элементах казахского орнамента. А также развитие творческого мышления , эстетического вкуса , фантазии у учащихся.
Художественный труд
Тема: Казахские узоры в народном
1 «Г»класс
творчестве.
Учитель: Ярославцева О.А.
Художественный труд 1 класс
Тема. Казахские узоры в народном творчестве.
Цели:
1. Познакомить учащихся с видами орнамента; с использованием искусства
орнамента в украшении быта.
Знакомство с видами национального казахского орнамента.
2. Развитие творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии.3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи. Воспитывать уважение к
художественному наследию казахского народа.
Коммуникативная – формировать умения работы в паре, умение слушать и
слышать;
Здоровьесберегающая – соблюдать правила работы с ножницами, клеем,
выполнять комплекс
физических упражнений и гимнастику для глаз.
Оборудование: Презентация, шаблоны для демонстрации, шаблоны
(раздаточный материал для детей), полоски бумаги, цветная бумага, клей,
ножницы, клей, шаблоны ковра с орнаментами.
Планируемые результаты:
Предметные: знать элементарные эстетические сведении об элементах
казахского орнамента
Системнодеятельностные: применять творческое воображение, графические
умения в передаче декоративного образа.
Личностные: проявлять эстетическое отношение к действительности и
искусству.
Ход урока:
Слайд
1.Орг. момент. Приветствие. Подготовка рабочего места.
2.Психологический настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Пусть этот урок несет вам
Радость общения,
Наполнит сердце благородными чувствами.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу
– А девиз у нас какой?
Дети: Всё, что надо под рукой!
Слайд– Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся…(Карандаш)
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов...
Ответ: Цветной бумаги
Я – молодец, Я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я Деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь!
Ответ: Клей
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге.
Ответ: Ножницы
слайдПрочтите ключевое слово.
Как вы думаете какова наша сегодняшняя тема урока?
Сегодня мы будем говорить о казахском орнаменте и его применении.
А также необходимо ответить на три ключевых вопроса нашего урока:
1.Что такое орнамент?
2. Какие бывают орнаменты?
3. Для чего служит орнамент?
Слайд
Чтобы ответить на эти важные для нас на сегодня вопросы я предлагаю
отправиться на джайляу. Среди сочных трав джайляу, у подножия гор
раскинулся аул. Дым костра, блеяние овец, лай собак, смех детей все это
слышится при приближении к аулу. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много
интересных вещей, узнаем все о казахском национальном орнаменте, и сделаем
творческую работу.
Предки казахов когдато были скотоводамикочевниками. В условиях кочевого
образа жизни образовалось уникальное жилище юрта. Юрта быстро ставилась и
разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было
прохладно, а зимой тепло.
1) Юрта 1. Виды орнамента.
Давайте заглянем в одну из них. И узнаем, какие бывают орнаменты.
СЛАЙД
Так что же такое орнамент?
Скажите что я сейчас делаю? Я дарю Милане РОЗУ.
Прочтите наоборот это слово….это УЗОР
Орнаментэто узор, который повторяется.
А какие бывают орнаменты?
– Посмотрите на орнамент. Что он вам напоминает? На что похож? (Цветы,листики, травка). Молодцы. А как называются цветы, трава, деревья, кусты?
(Растения). Следующий орнамент отличается от предыдущего. А чем? Мы
видим, что он похож на…? (Птицы). На третьем орнаменте изображены…
(животные)
А этот орнамент из чего состоит (геометрических фигур)
Если орнамент состоит из растений, то он называется растительным. А если из
птиц или животных, то – животным (зооморфным) , из геометрических фигур –
геометрическим.
СЛАЙД
Казахский национальный орнамент насчитывает много видов и названий более
2ОО.
Что подсказало человеку в создании орнамента?
Природа, животные, растения.
1.Зооморфный: қошқар муиіз, итқуйрік, туйе табан, кус қанаты, қаз мойын.
Орнамент, связанный с изображением частей фигур животных.
2.Растительный: гул, жапрақ, ағаш (элементы растений), көбелек ( элементы
насекомых).
3.Геометрический: балта, балдақ, ирек ( зигзаг), тарақ, тумар, қайнар, су.
Орнамент, связанный с геометрическими фигурами.
4.Космогонический: ай, күн, жұлдыз, знаки бесконечности.
Орнамент, связанный с изображением вселенной.
2) Юрта 2 Назначение орнамента. А теперь Заглянем в другую юрту.
СЛАЙД
Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее
убранство. Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и
шерсти украшена орнаментом.
Для чего служит орнамент?
Для украшения.
– Люди украшают свои вещи узорами. Почему? (Чтобы они были красивыми.
Чтобы настроение всегда было хорошим. И др.)
Чтобы вещи были нарядными и красивыми.
Назовите предметы, украшенные орнаментом.
СЛАЙД
Женская одежда, головные уборы, обувь украшались вышивкой и
орнаментами, узорной тесьмой, мехом лисы, песца, драгоценными камнями.Мужская одежда камзолы, халаты, шаровары, калпак, тоже были расшиты
красивым орнаментом золотыми и серебрянными нитками.
Ювелирные украшения браслеты блезік, серьги и кольца, накосные
подвески шолпы, височные подвески украшались не только орнаментами, но и
драгоценными камнями.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.
А так же прекрасные орнаменты мы встречаем и в следующем предмете, а
каком вы узнаете отгадав загадку:
На полу улёгся мило,
По нему с утра ходила.
Ноги тонут, как в песке.
Но шагают налегке.
И ещё! на нём летают!
В сказке всякое бывает!
И красив, не нужен спор!
Мягкий ласковый … . (КОВЁР)
Орнамент – это «волшебное письмо предков». А почему его так называют, вы
узнаете из старойстарой легенды.
Слушание легенды.(аудиозапись)
Давным давно на белом свете жила красавица Карашаш.
И была Карашаш не только красавицей, но и умницей, и искусной
рукодельницей. И был у Карашаш жених, батыр Ермагамбет. Поехал както
Ермагамбет на охоту, а в это время на аул, где жила красавица Карашаш, напал
злой великан. Захватил он всех жителей аула в плен, увел далеко в горы, в свою
пещеру, и заставил работать на себя. Вернулся Ермагамбет с охоты, а аул
разорен, людей нет, а красавица невеста пропала. И отправился наш батыр на
поиски своей Карашаш. Долго странствовал он по горам и степям, пока не
остановился на отдых у реки. Решил напоить коня, глядь… а по реке плывет
ковер . Вытащил Ермагамбет ковер из реки на берег, развернул его, и
затрепетало сердце его от радости! Такие узоры только его искусница Карашаш
могла выткать. Стал рассматривать батыр ковер да, как письмо, читать его
орнаменты. Вот зигзаги – это волны реки, вот волнистые линии – это холмы
вдалеке, вот треугольники это горные вершины за холмами, круг – это солнце,
полумесяц – луна. День и ночь шел батыр вдоль, перевалил через холмы, вышел
к горным вершинам и разыскал пещеру. Сразил Ермагамбет злого великана,освободил из плена всех жителей аула и свою невесту, красавицу Карашаш и
смекалка батыра Ермагамбета помогли людям.
Беседа о коврах.
Из легенды вы узнали, что у казахов ковер имеет большое значение.
(Показ страницы , где изображены каз.нац. ковры)
Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока,
хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и
машинной.
Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными
особенностями для каждой группы.
Сообщения о коврах.
Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный
нетканый текстильный материал из валяной шерсти).
Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно
чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента
из войлока белого цвета.
Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный
аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой.
ВИДЕО о войлочном ковре «АЛА КИЙИЗ»
Казахские мастера старались сделать любую вещь яркой, нарядной и
самобытной.
Динамическая пауза. (звучит мелодия)
Ребята, давайте создадим живой орнамент. Встаньте друг за другом ровно.
Первый, третий, пятый и т.д. в ряду поднимают правую руку, а второй,
четвертый и т.д. – левую руку. Затем меняем положение рук по хлопку
несколько раз.
А теперь первый, третий и т.д. сидят ладошки веером, а второй, четвертый и
т.д. делают руками вверху тюльпанчик. Затем меняемся: первые – встают и
хлопают, а вторые – садятся.Как здорово у нас получился живой орнамент.
3) Юрта 3. Практическая работа.
СЛАЙД
А теперь заглянем в третью юрту. Это юрта мастерская Здесь мы с вами
представим себя настоящими мастерамиковроделами.
У каждого из вас есть готовый ковёр, но он не украшен. Наша задача оживить
его вселить в него свет тепло и уют. Т.есть украсить его орнаментам.
У каждой группы есть свой конверт с определённым видом орнамента.
По окончанию работы вы представите свои ковры, а мы выберем самые лучшие
работы.
Слайд
ТБ работы с ножницами и клеем.
Слайд
Цвет в орнаменте.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба,
белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ
юности, красоты и весны, черный – символ земли.
Слайд
Работать будем по плану:
1. Возьми лист цв.бумаги, согни его пополам.
2. На лицевой стороне обведи шаблон.
3. Вырежи рисунок по контуру.
4. Разверни его и наклей на основу.
Цвет в орнаменте.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба,
белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ
юности, красоты и весны, черный – символ земли.
5.Анализ работ.6. Практическая работа.
Работа в группах.
Ребята из каждой группы выбирают конверт с заданием.
В конвертах шаблоны элементов орнамента. Им надо изобразить казахский
ковер, применяя предложенные шаблоны.
Инструктаж по выполнению казахского орнаментального ковра
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии:
Противоположные стороны должны быть одинаковыми по форме, размеру
и цвету.
При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему
придают краски. В казахском прикладном искусстве используются
традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков:
красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только
им одним присущую символику.
Синий – цвет неба;
Белый – символ истины;
Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали;
Зеленый – молодости, весны и т.д.
Выставка. Оценка учся по лестнице успеха.
6. Итог урока:
Что такое орнамент? Для чего служит орнамент?
С какими видами казахского орнамента мы познакомились?
Наш урок подходит к концу. Закончить урок я хочу пожеланием
благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что
доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего
Чего и вам желаю.
Урок окончен. До свидания.