Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс
Оценка 5

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
технология
1 кл
12.09.2018
Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс
Целью данного урока познакомить учащихся с видами орнамента с использованием искусства орнамента в украшении быта.Знакомство с видами национального казахского орнамента, знать элементарные эстетические сведения об элементах казахского орнамента. А также развитие творческого мышления , эстетического вкуса , фантазии у учащихся.
мой урок.docx
Художественный труд Тема: Казахские узоры в народном 1 «Г»класс творчестве. Учитель: Ярославцева О.А. Художественный труд 1 класс  Тема. Казахские узоры в народном творчестве.  Цели: 1. Познакомить учащихся с видами орнамента; с использованием искусства  орнамента в украшении быта.  Знакомство с видами национального казахского орнамента.  2. Развитие творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии. 3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи. Воспитывать уважение к  художественному наследию казахского народа.  Коммуникативная – формировать умения работы в паре, умение слушать и  слышать; Здоровьесберегающая – соблюдать правила работы с ножницами, клеем,  выполнять комплекс   физических упражнений и гимнастику для глаз. Оборудование: Презентация, шаблоны для демонстрации, шаблоны  (раздаточный материал для детей), полоски бумаги, цветная бумага, клей,  ножницы, клей, шаблоны ковра с орнаментами.  Планируемые результаты: Предметные: знать элементарные эстетические сведении об элементах  казахского орнамента Системно­деятельностные: применять творческое воображение, графические  умения в передаче  декоративного образа. Личностные:  проявлять эстетическое отношение к действительности и  искусству.                                                          Ход урока: Слайд  1.Орг. момент. Приветствие. Подготовка рабочего места. 2.Психологический настрой.  Все расселись по местам, никому не тесно,  По секрету скажу вам: "Будет интересно!”  Пусть этот урок несет вам  Радость общения,  Наполнит сердце благородными чувствами.  Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу – А девиз у нас какой? Дети: Всё, что надо под рукой! Слайд – Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. Чертят им или рисуют. Грифель по листку танцует. Он большой помощник наш, И зовётся…(Карандаш) Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов...  Ответ: Цветной бумаги Я – молодец, Я так хорош,  Лучше меня ты не найдешь!  Так сдружу я Деревяшки:  Планки, рейки, колобашки,  Что водой не разольешь! Ответ: Клей Пара острых, тонких ног Без туфлей и без сапог. На ногах — по голове Для чего, скажите мне? По бумаге ходят ноги, Режут все, что на дороге. Ответ: Ножницы слайд Прочтите ключевое слово. Как вы думаете какова наша сегодняшняя тема урока? Сегодня мы будем говорить о казахском орнаменте и его применении. А также необходимо ответить на три ключевых вопроса нашего урока: 1.Что такое орнамент? 2. Какие бывают орнаменты?  3. Для чего  служит орнамент? Слайд  Чтобы ответить на эти важные для нас на сегодня вопросы я предлагаю  отправиться на джайляу. Среди сочных трав джайляу, у подножия гор  раскинулся аул. Дым костра, блеяние овец, лай собак, смех детей ­ все это  слышится при приближении к аулу. А вот и юрты.  Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много  интересных вещей, узнаем все о казахском национальном орнаменте, и сделаем  творческую работу.  Предки казахов когда­то были скотоводами­кочевниками. В условиях кочевого  образа жизни образовалось уникальное жилище ­ юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было  прохладно, а зимой ­ тепло.  1) Юрта 1. Виды орнамента.   ­ Давайте заглянем в одну из них. И узнаем, какие бывают орнаменты. СЛАЙД ­Так что же  такое орнамент? Скажите что я сейчас делаю? Я дарю Милане РОЗУ. Прочтите наоборот это слово….это УЗОР  Орнамент­это узор, который повторяется.  А какие бывают орнаменты? – Посмотрите на орнамент. Что он вам напоминает? На что похож? (Цветы, листики, травка). Молодцы. А как называются цветы, трава, деревья, кусты?  (Растения). Следующий орнамент отличается от предыдущего. А чем? Мы  видим, что он похож на…? (Птицы). На третьем орнаменте изображены…  (животные)  А этот орнамент из чего состоит (геометрических фигур)  ­ Если орнамент состоит из растений, то он называется растительным. А если из  птиц или животных, то – животным (зооморфным) , из геометрических фигур –  геометрическим.  СЛАЙД  ­ Казахский национальный орнамент насчитывает много видов и названий­ более 2ОО.  ­ Что подсказало человеку в создании орнамента?  ­Природа, животные, растения.  1.Зооморфный: қошқар муиіз, итқуйрік, туйе табан, кус қанаты, қаз мойын.  Орнамент, связанный с изображением частей фигур животных.  2.Растительный: гул, жапрақ, ағаш (элементы растений), көбелек ( элементы  насекомых).  3.Геометрический: балта, балдақ, ирек ( зигзаг), тарақ, тумар, қайнар, су.  Орнамент, связанный с геометрическими фигурами.  4.Космогонический: ай, күн, жұлдыз, знаки бесконечности.  Орнамент, связанный с изображением вселенной.  2) Юрта 2 Назначение орнамента. ­А теперь  Заглянем в другую юрту.  СЛАЙД Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее  убранство. Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и  шерсти ­ украшена орнаментом.  ­Для чего служит орнамент?  ­Для украшения.  – Люди украшают свои вещи узорами. Почему? (Чтобы они были красивыми.  Чтобы настроение всегда было хорошим. И др.)  ­ Чтобы вещи были нарядными и красивыми.  ­Назовите предметы, украшенные орнаментом.  СЛАЙД  ­ Женская одежда, головные уборы, обувь­ украшались вышивкой и  орнаментами, узорной тесьмой, мехом лисы, песца, драгоценными камнями. Мужская одежда­ камзолы, халаты, шаровары, калпак, ­ тоже были расшиты  красивым орнаментом золотыми и серебрянными нитками.  Ювелирные украшения­ браслеты­ блезік, серьги и кольца, накосные  подвески­ шолпы, височные подвески украшались не только орнаментами, но и  драгоценными камнями.  Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.  А так же прекрасные орнаменты мы встречаем и в следующем предмете, а  каком вы узнаете отгадав загадку: На полу улёгся мило, По нему с утра ходила. Ноги тонут, как в песке. Но шагают налегке. И ещё! ­ на нём  летают! В сказке  всякое бывает! И красив, не нужен спор!­  Мягкий  ласковый … . (КОВЁР)  Орнамент – это «волшебное письмо предков». А почему его так называют, вы  узнаете из старой­старой легенды.  Слушание легенды.(аудиозапись) Давным ­ давно на белом свете жила красавица Карашаш. И была Карашаш  не только красавицей, но и умницей, и искусной  рукодельницей. И был у Карашаш жених, батыр Ермагамбет. Поехал как­то  Ермагамбет на охоту, а в это время на аул, где жила красавица Карашаш, напал  злой великан. Захватил он всех жителей аула в плен, увел далеко в горы, в свою  пещеру, и заставил работать на себя. Вернулся Ермагамбет с охоты, а аул  разорен, людей нет, а красавица невеста пропала. И отправился наш батыр на  поиски своей Карашаш. Долго странствовал он по горам и степям, пока не  остановился на отдых у реки. Решил напоить  коня, глядь… а по реке плывет  ковер . Вытащил Ермагамбет ковер из реки на берег, развернул его, и  затрепетало сердце его от радости! Такие узоры только его искусница Карашаш  могла выткать. Стал рассматривать батыр ковер да, как письмо, читать его  орнаменты. Вот зигзаги – это волны реки, вот волнистые линии – это холмы  вдалеке, вот треугольники­ это горные вершины за холмами, круг – это солнце,  полумесяц – луна. День  и ночь шел батыр вдоль, перевалил через холмы, вышел к горным вершинам и разыскал пещеру. Сразил Ермагамбет злого великана, освободил из плена всех жителей аула и свою невесту, красавицу  Карашаш и  смекалка батыра Ермагамбета помогли людям. Беседа о коврах. Из легенды вы узнали, что у казахов ковер имеет большое значение. (Показ страницы , где изображены каз.нац. ковры)   Ковер – это художественное текстильное изделие из шерсти, войлока,  хлопчатобумажной или шелковой ткани. Ковры бывают ручной работы и  машинной.  Казахские ковры можно разделить на несколько групп с характерными  особенностями для каждой группы.  Сообщения  о коврах. Текемет – ковер войлочный постилочный с цветным узором (войлок – плотный  нетканый текстильный материал из валяной шерсти).  Сырмақ – ковер войлочный постилочный. Войлок для его основы обычно  чёрного (или темного) цвета, на который накладывается композиция орнамента  из войлока белого цвета.  Тускииз – ковер настенный войлочный или на тканевой основе , украшенный  аппликацией из красного и черного сукна, часто сочетающейся с вышивкой. ВИДЕО о войлочном ковре «АЛА­ КИЙИЗ» Казахские мастера старались сделать любую вещь яркой, нарядной и  самобытной.   Динамическая пауза. (звучит мелодия)  ­ Ребята, давайте создадим живой орнамент. Встаньте друг за другом ровно.  Первый, третий, пятый и т.д. в ряду поднимают правую руку, а второй,  четвертый и т.д. – левую руку. Затем меняем положение рук по хлопку  несколько раз.  А теперь первый, третий и т.д. сидят ладошки веером, а второй, четвертый и  т.д. делают  руками вверху тюльпанчик. Затем меняемся: первые – встают и  хлопают, а вторые – садятся. Как здорово у нас получился живой орнамент. 3) Юрта 3. Практическая работа.  СЛАЙД  А теперь заглянем в третью юрту. Это юрта­ мастерская Здесь мы с вами  представим себя настоящими мастерами­ковроделами. У каждого из вас есть готовый ковёр, но он не украшен. Наша задача оживить  его вселить в него свет тепло и уют. Т.есть украсить его орнаментам. У каждой группы есть свой конверт с определённым видом орнамента. По окончанию работы вы представите свои ковры, а мы выберем самые лучшие  работы. Слайд  ТБ работы с ножницами и клеем. Слайд  Цвет в орнаменте.  Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба,  белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.  Слайд  Работать будем по плану: 1. Возьми лист цв.бумаги, согни  его пополам. 2. На лицевой стороне обведи шаблон. 3. Вырежи рисунок по контуру. 4. Разверни его и наклей на основу. Цвет в орнаменте.  Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба,  белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.  5.Анализ работ. 6. Практическая работа. Работа в группах. Ребята из каждой группы выбирают конверт с заданием. В конвертах шаблоны элементов орнамента. Им надо изобразить казахский  ковер, применяя предложенные шаблоны. Инструктаж по выполнению казахского орнаментального ковра Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии:  Противоположные стороны должны быть одинаковыми по форме, размеру  и цвету.  При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему  придают краски. В казахском прикладном искусстве используются  традиционные цвета, которые применяют мастера в течение многих веков:  красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только  им одним присущую символику. Синий – цвет неба; Белый – символ истины; Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; Зеленый – молодости, весны и т.д. Выставка. Оценка уч­ся по лестнице успеха.  6. Итог урока:  ­ Что такое орнамент? Для чего служит орнамент?  ­ С какими видами казахского орнамента мы познакомились? Наш урок подходит к концу. Закончить урок я хочу пожеланием­ благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что  доброе слово, поможет стать человеку лучше. Стань опорой всего народа, А не только опорой дома своего. Стань талантливым человеком,  Достойным народа своего Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидания.

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс

Художественный труд  " Казахские узоры в народном творчестве" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018