"И с каждой осенью я расцветаю вновь…"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.) Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте Тип урока: комбинированный Цели: • Обучающие: o закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста; o познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма. • Развивающая: o развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. • Воспитывающие: o Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»); o Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Иконка файла материала Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина.doc
Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина "И с каждой осенью я расцветаю вновь…" «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.) Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.»  И.­В.Гёте Тип урока: комбинированный Цели:  Обучающие: o закрепить навыки анализа­интерпретации стихотворного текста; o познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.   Развивающая: o развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности),  овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. Воспитывающие: o Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере  анализа стихотворения «Осень»); o Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии. Содержание этапов урока: 1. Оргмомент. 2. Мотивационное начало урока. Постановка цели. 3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. 4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление  (через слайдовую презентацию). 5. Этап информации домашнего задания. Методы: словесный, наглядный, продуктивный. Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления  учащихся. Основная форма работы на уроке: парная. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо. Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина  «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить  литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у  каждого ученика). 1 слайд. ХОД УРОКА Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание  В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с  учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но  прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую. 2 – 3 слайды:     Две болдинских осени Пушкинской жизни. Сообщение ученика. Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в  Болдине.Слайд 4. Слово учителя. Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берёз и сосен По стёжке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался, И свежим воздухом дышал. И с музою не расставался, И на ходу стихи писал. * * * Я с Пушкиным не разлучаюсь, Жить без него я не могу. Его читаю – наслаждаюсь, Смакую каждую строку. И мне становится милее Родной любимый уголок. Душе становится теплее От пушкинских волшебных строк. – Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет  теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень». Работа с текстом стихотворения. 5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения. 6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.  Система вопросов – своеобразный помощник ).   Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку. 7 слайд. Восприятие. – Речь может идти о вашем личном интеллектуально­эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете  написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может  идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками,  литературоведами, композиторами, художниками. Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.  8 слайд.Истолкование – Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение  необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как  рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами­ литературоведами, сопоставление различных точек зрения. 9 слайд. Оценка. – Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной  ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка ­ это и  точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа  произведения. 10 слайд. Задание классу. Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе). Темы заданий (узкие): 1. Выявить роль эпиграфа. 2. Почему осень – любимое время года Пушкина?3. Каким вы увидели лирического героя? 4. Какие средства языка использует поэт? Темы заданий (широкие): 5. Восприятие стихотворения. 6. Истолкование текста. 7. Оценка произведения. Заключение по теме урока – К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»? Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих  идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно –  подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение  мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы  Пушкина… Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник  этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис). – Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения? – Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля? – Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так: Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный, Иль опаленные Молдавией луга, Иль скалы дикие Шотландии печальной, Или Нормандии блестящие снега, Или Швейцарии ландшафт пирамидальный? Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в  классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet. 11 слайд. Знакомство с эпистолярным жанром  Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту»  по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . Краткое обсуждение прочитанного сочинения. Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре: 1. формулируется тема; 2. определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного  вымышленного или реального лица); 3. ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды,  впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора  письма). (Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки). Рефлексия. – О чём заставляет задуматься данный урок? –  Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек? – Что вам было интересно? – О чём заставляет задуматься данный урок? Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова. Над нами снова пушкинская осень. Сияют золотые купола. И в небеса лазурныевозносит клин журавлей звенящая строка. Опавший лист ударил паутинку – мелодией леса отозвались. И увели весёлую тропинку Туда, где звуки птиц переплелись. Душа поёт – «Очей очарованье…» Она стремится насладиться всласть. Над нами снова пушкинская осень звенящею строкой отозвалась. 12 слайд. Домашнее задание (носит выборочный характер):  Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».  Написать фрагменты сочинения: o восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»; o истолкование стихотворения; o оценка стихотворения.

Посмотрите также