Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.)
Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте
Тип урока: комбинированный
Цели:
• Обучающие:
o закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
o познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
• Развивающая:
o развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
• Воспитывающие:
o Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
o Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина
"И с каждой осенью я расцветаю вновь…"
«Осень». Интерпретация стихотворения.
(Восприятие, истолкование, оценка.)
Тема урока: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.» И.В.Гёте
Тип урока: комбинированный
Цели:
Обучающие:
o закрепить навыки анализаинтерпретации стихотворного текста;
o познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
Развивающая:
o развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности),
овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
Воспитывающие:
o Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере
анализа стихотворения «Осень»);
o Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление
(через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный, продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления
учащихся.
Основная форма работы на уроке: парная.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина
«Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить
литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у
каждого ученика).
1 слайд.
ХОД УРОКА
Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание
В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с
учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но
прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.
2 – 3 слайды:
Две болдинских осени Пушкинской жизни.
Сообщение ученика. Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в
Болдине.Слайд 4.
Слово учителя.
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.
* * *
Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.
– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет
теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Работа с текстом стихотворения.
5 слайд. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.
6 слайд. О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.
Система вопросов – своеобразный помощник ). Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную
папку.
7 слайд. Восприятие.
– Речь может идти о вашем личном интеллектуальноэмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете
написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может
идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками,
литературоведами, композиторами, художниками.
Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.
8 слайд.Истолкование
– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение
необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как
рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами
литературоведами, сопоставление различных точек зрения.
9 слайд. Оценка.
– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной
ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка это и
точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа
произведения.
10 слайд. Задание классу.
Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).
Темы заданий (узкие):
1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?
Темы заданий (широкие):
5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.
Заключение по теме урока
– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?
Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих
идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно –
подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение
мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы
Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник
этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис).
– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?
– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?
– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:
Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?
Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в
классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.
11 слайд. Знакомство с эпистолярным жанром Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту»
по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» . Краткое обсуждение прочитанного сочинения.
Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:
1. формулируется тема;
2. определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного
вымышленного или реального лица);
3. ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды,
впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора
письма).
(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).
Рефлексия.
– О чём заставляет задуматься данный урок?
– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?
– Что вам было интересно?
– О чём заставляет задуматься данный урок?
Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.
Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурныевозносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.
12 слайд.
Домашнее задание (носит выборочный характер):
Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
Написать фрагменты сочинения:
o восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
o истолкование стихотворения;
o оценка стихотворения.