Конспект тематической экологической беседы в игровой форме
по теме: «Наш дом - природа»,
приуроченной к акции «Не рубите ёлочку!»
для 1-4 классов
составитель: педагог-организатор - Нурманбетова Н.Ш.
Цель: Формировать экологическую культуру дошкольников. Воспитывать уважительное и ответственное отношение к природе. Расширить знания детей о растениях.
Оснащение занятия :
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами сыграем в увлекательную игру. Давайте вы сами попытаетесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь? А для этого ответьте не несколько моих вопросов. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце нашей встречи ребята получившие наибольшее количество жетонов получат награды. Итак первое задание. Отгадайте загадку. Слайд 1
Цвета голубого,
Из космоса видна,
Четыре времени года,
Имеет всё ж она! (Земля)
- Молодцы, это наша планета. Земля - дом человека. Все люди на свете - одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого-то получается, у кого-то нет.
- Ребята вы любите разгадывать ребусы? Посмотрите на слайд и подпишите все картинки. Выпишите первые буквы каждого слова. Прочтите полученное слово. (Природа) слайд 2
Молодцы! Слайд 3 Природа-наш дом, и она нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы дело только взрослых или дети тоже могут внести свой вклад? (ответы детей)
- В нашей стране есть книга, где собраны редкие и вымирающие виды животных и растений, которые нуждаются в помощи и защите. Вы знаете, как она называется? (ответы детей)
Правильно, Красная книга. Человек – хозяин природы, значит, он должен
бережно распоряжаться ее богатствами. Давайте познакомимся с Красной книгой ХМАО. Слайды 4-11
- Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете животных. Слайды 12-13
Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Угадай кто я?». Я буду вызывать по одному желающему и тихо на ушко называть ему животное. Он без звуков с помощью одних жестов покажет вам это животное, а вы попробуете угадать, кто это. Тот, кто угадает первым, будет следующим показывать животное, которое я загадаю (Усурийский тигр, пятнистый олень, бурый медведь, черепаха).
- Животные, которых вы показывали, занесены в Красную книгу России. Что мы должны делать с животными, которые находятся в Красной книге? (ответы детей)
- Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И это наш долг защищать и оберегать ее! Но, к несчастью, наша планета Земля в опасности! На ней очень много больных мест! Давайте вместе посмотрим небольшой
мультфильм (просмотр мультфильма)
- Ребята, какой же вред наносят люди природе? (ответы детей).
- Так портится и страдает наша Земля. От рук человека гибнут животные, растения, и даже болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, понимать, как важно заботиться о ней. Ведь не даром, говорится: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь» или «Земля заботу любит».
Физкультминутка. Игра «Да, нет». Слайд 14
Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой. Если нет – присядьте.
Я не рву растения, находящиеся под охраной.
Я мусорю на улице.
Я не разоряю птичьи гнезда.
Я засоряю водоемы мусорными отходами.
Я соблюдаю в лесу тишину
Я разоряю муравейники
Планета Земля – наш общий дом.
Бумагу трачу попусту.
Охрана природы приносит пользу.
- Все вы молодцы! слайд 15
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
- Ребята, а чтобы узнать какие у нас в России растут растения и водятся животные, предлагаю вам отгадать загадки: слайды 16-17
1.Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками (орехи)
2.Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)
3. Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы! (Дельфины)
4. Русская красавица,
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (березка)
- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали!
Игра «Угадай меня по голосу». Прослушайте аудиозапись голоса и угадайте кто это. Слайды 18-24
- Молоды ребята! А теперь прослушайте небольшой рассказ. Слайд 25
С веселой музыкой люди шагали по лесу. По дороге им попадались грибы. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди устроили привал. Они быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах они нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали протыкать ими весь муравейник.
- Ребята, какие правила леса нарушили дети? Слайды 26-27. Учитель демонстрирует знак ребята должны отгадать его.
Не шуми!
Не сбивай грибы, даже несъедобные!
Не ломай ветки деревьев и кустарников!
Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости!
Не мусори! Убери за собой!
Нельзя брать яйца из гнезда!
Не рви цветов в лесу и на лугу!
Нельзя разорять муравейники!
Не рубите деревья!
- слайд 28 Ребята, последний знак очень актуален в преддверии приближающегося нового года. Многие, чтобы украсить свой дом, вырубают елочки. А ведь возможно сделать подарок лесу! Оставить ёлочку лесу! А вы знаете, что ель очень полезное дерево. Выделяет приятный запах и очищает воздух от бактерий, т.е. оздоравливает.
Ели украшают нашу землю, служат пищей и кровом для многих птиц и зверей. Но грустно, что ель растет очень медленно, проходит 10 -15 лет прежде, чем она достигнет 1-2 метров. И когда маленькой елочке 5 -7 лет, она ниже ребенка, которому столько же лет.
- Дети, представьте, если постоянно будут рубить елки. Что от них останется? (ответы детей)
- Да, от них станутся одни пеньки, так как молодые елки не будут успевать вырастать. Дети, а можно ли встретить праздник весело, не рубя лесную красавицу? (ответы детей)
- Да, правильно. Есть искусственные елки, которые тоже хороши. Есть ёлочные базары, где продают ёлки, выращенные специально для продажи.
- Мы много сегодня говорили о красоте природы и о бережном обращении к ней. Я очень надеюсь, что наша беседа была для вас интересной и полезной. Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня? (ответы детей)
- Тогда давайте пообещаем беречь природу и постараемся сделать так, чтобы все наши поступки приносили нашей Планете только пользу! А завершить хочу наше мероприятие словами: слайд 29
Завтрашний день Земли будет таким,
каким мы его создадим сегодня.
Подведение итогов. Подсчет жетонов и награждение. Все молодцы! Спасибо за внимание. До новых встреч!
Слайд 30.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.