Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинский колледж»
министерства здравоохранения Хабаровского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеаудиторное мероприятие по учебной дисциплине: «физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности»
Тема: “Военно-спортивная игра на приз первокурсника”
Специальности:
31.02.01 Лечебное дело,
углубленное подготовка, очная форма получения образования
31.02.02 Акушерское дело,
базовая подготовка, очная форма получения образования
34.02.01 Сестринское дело,
базовая подготовка, очная форма получения образования
31.02.03 Лабораторная диагностика,
базовая подготовка, очная форма получения образования
Составил: преподаватель Свиридов М.Л;
преподаватель Курбанов М.Р.
2021
Рассмотрено на заседании ЦМК Утверждено на заседании
Протокол № ___ Учебно-методического совета
От «___» _______________2021 г. Протокол № ___
Председатель _______________ От «___» ______________2021 г.
Подпись ____________________
Пояснительная записка
Внеаудиторное мероприятие по теме Тема: “Военно-спортивная игра на приз первокурсника” входит в учебно-методический комплекс учебной дисциплины ОГСЭ.04 Основы безопасности жизнедеятельности, согласно календарно-тематическому планирования 2017-2018 учебный год. Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов по всем специальностям, изучающих дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности».
Даная разработка включает в себя методические указания для проведения внеаудиторное мероприятие по теме Тема: “военно-спортивная игра на приз первокурсника”, информационный материал по теме, практические упражнения определенной последовательности и их взаимосвязь.
Важность допризывной подготовки и физического развития молодежи не раз подчеркивалась в государственных программах, направленных на воспитание подрастающего поколения. Эти цели являются одними из наиболее приоритетных на сегодняшний день.
Мотивация изучения темы
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
- наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;
-ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;
-в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобразовательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры.
-разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.
Таким образом, рассматривая вопрос о сущности военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения
В военно-спортивных играх в доступной для студента форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.
Тема: “Военно-спортивная игра на приз первокурсника”
Тип занятия: Внеаудиторное мероприятие
Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности, развитие системы работы по военно-патриотическому воспитанию студентов;
- формирование интереса к военной профессии;
- формирование навыков, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
- проверка уровня знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы (начальной военной подготовке), прикладной физической подготовке;
- пропаганда и популяризация среди молодежи здорового образа жизни;
- выявление лучших команд первого курса.
Задачи соревнований:
1. Популяризация военно-прикладных видов спорта среди студентов
2. Выявление сильнейших команд и спортсменов среди учащихся.
3. Формирование у студентов активной жизненной позиции.
4. Создание условий для самореализации подростка
В результате данной темы
Студент должен знать:
· Основы безопасности жизнедеятельности, оказание первой медицинской помощи
· технику выполнения упражнений
Студент должен уметь:
· правильно оказывать первую помощь
· правильно выполнять разнообразные упражнения, применяемые в игре в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, и ориентировании, первой помощи, работе в команде.
Иметь представление: о роли игр в формировании личности будущего защитника Родины заключается прежде всего в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности студента. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
ПК и Ок формируемые на занятии
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения темы: “военно-спортивная игра на приз первокурсника”, студенты используют для освоения следующих профессиональных и общих компетенций.
ОК.6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ПК3.4 формировать мотивацию к здоровому образу жизни
Время и место проведения: соревнования проводятся внутри учебного заведения Комсомольский-на-Амуре филиала краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный медицинского колледжа»
___ декабря 2017 года. Начало соревнований - 13часов 40 минут
Участники соревнований: студенты первого курса специальностей: Лечебное дело, акушерское дело, сестринское дело, лабораторная диагностика. Состав команды 6 человек
Программа соревнований:
Полоса препятствий состоит из 8 этапов:
1. Стрельба из ММГ АК-74
2. Оказание первой медицинской помощи
3. Переноска раненого
4. Метание гранаты в цель
5. Станция познавательная!?
6. Ориентирование на местности, определение азимута и расстояния.
7. Прыжки "по кочкам".
8. Разборка и сборка автомата Калашникова!
Определение победителей: результат определяется по сумме баллов
Награждение: команда, занявший призовые места, награждается грамотой и сладким призом.
Продолжительность занятия: 90 минут
Внутрипредметные связи: структура занятия при развитии физических качеств, силовые качества, гибкость, ловкость.
Межпредметные связи: анатомия, физиология, психология, медицина
Оснащение занятия: электронно-лазерный тир, компас, обруч, верёвка, носилки, теннисные мячи, противогазы, ММГ АК74 (макет массогабаритный автомата Калашникова).
Основная литература:
1. Бишаева А. А.Физическая культура: учебник для учреждений нач. исред. проф. образования / А.А.Бишаева. —6-е изд., стер.—М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2003.
3. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2006.
4. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2003 г
Меры безопасности на занятиях
Лучшим способом борьбы с травмами является их предупреждение.
Большое значение имеет хорошая разминка. Она повышает эластичность сухожилий, связок и мышц. Это предупреждает опасность повреждений опорно-двигательного аппарата занимающегося. Вначале проводится обучение способам и безопасным приемам преодоления препятствий и тренировка в преодолении участков полосы в различном темпе. Приемы страховки напарника и самостраховки (падения вперёд, назад, на бок, с высоты) в обязательном порядки должны быть усвоены занимающимися на самом раннем этапе обучения. Не желательно заниматься на влажных или намокших препятствиях (если же это сделать затруднительно то следует обязать занимающихся преодолевать их наиболее безопасным способом и не вводить временные нормативы, наиболее опасны в это время такие препятствия как: «разрушенная лестница», «разрушенный мост», «скалодром», поднятое или наклонное бревно, и им подобные). Зимой полосу препятствий необходимо очищать от снега и льда, при необходимости посыпать песком или золой.
Перед началом соревнований необходимо проверить правильность крепления веревок, канатов, надежность устанавливается внешним осмотром и опробованием, изношенные веревки, канаты, тросы заменяются новыми. Особое внимание уделяется проверке креплений балок, бревен, перил, карнизов и других деталей, находящихся на значительной высоте. Все детали, с которыми соприкасаются руки и тело участников соревнований, во избежание травм не должны иметь заусенцев, сколов, окалин, рваных стыков и неровностей. Ямы для приземления вскапываются или взрыхляются и разравниваются, не допускается наличие в них посторонних предметов (камней, стекла, древесных, пластиковых обломков, но желательно насыпать немного опилок и смешать с землёй). Натяжные болты и муфты смазываются и подтягиваются.
Приложение 1
Задание №1 Стрельба из пневматической винтовки, типа ИЖ -38 производиться по закрывающейся мишени в положение, сидя с опорой локтями о стол с 10 м. каждому участнику команды предоставляется по 2 выстрела. За каждую закрытую мишень команда получает 2 бала, при закрытии 5 мишеней, выставляется максимальное количество баллов 10 и может продолжить движение по этапам.
Задание №2 Оказание первой медицинской помощи Команде необходимо выбрать двоих человек и продемонстрировать на них оказание первой медицинской помощи, нанесение повязки при травмах головы, наложение шины при переломе ноги или руки.
При травме головы необходимо наложить повязку чепец.
Повязка «чепец» накладывается при ранении головы (для остановки кровотечения и фиксации перевязочного материала) или при нагноительных процессах в области свода черепа — теменная область, Рис. 1
Последовательность действий:
· Взять отрезок бинта длиной 80 — 90 см.
· Расположить середину отрезка бинта на теменную область головы; концы бинта удерживает пациент или помощник.
· Взять начало бинта в левую руку, головку бинта — в правую. Сделать закрепляющий тур вокруг лба и затылка.
· Провести бинт по лобной поверхности до завязки.
· Обогнуть ее в виде петли и вести бинт на затылок до противоположной стороны к другой завязке.
· Обернуть бинт снова вокруг завязки и вести по лобной части головы выше закрепляющего тура.
· Аналогично вести бинт по затылочной части головы.
· Повторить циркулярные ходы вокруг головы, прикрывая предыдущий ход на 1/2 или 2/3 до полного покрытия головы.
· Закрыть полностью повторными ходами бинта волосистую часть головы.
· Обернуть бинт вокруг одного из концов завязки и закрепить узлом.
· Завязать под подбородком отрезок бинта, концы которого удерживал пациент.
При переломе ноги или как в нашем случаи перелом костей голени, необходимо использовать наложения шины методом Крамера
Голень – это часть нижней конечности, которая располагается между бедром и стопой. Она состоит из двух трубчатых костей – малоберцовой и большеберцовой. У человека большеберцовая кость является более крупной и несет на себе основную нагрузку (статическую и динамическую). Малоберцовая более тонкая и она чаще всего ломается при травме.
Правила наложения шины Крамера при переломе голени. Для того чтобы произвести иммобилизацию нижней конечности при переломе голени, врач должен взять три лестничных шины Крамера, а также медицинский бинт шириной не менее 20 см и чистые ножницы. Основным правилом наложения шины является то, что она должна зафиксировать два сустава, расположенных выше и ниже места перелома. При переломе голени шина захватывает коленный и голеностопный суставы. Первая помощь при переломе голени оказывается в определенной последовательности, от правильности действий медицинского работника во многом зависит прогноз выздоровления и реабилитации пострадавшего. Рис 2
Наложение шины на предплечье или запястье
1. Осторожно разместите нижнюю часть руки под прямым
углом поперек грудной клетки. Ладонь должна быть обращена к груди, а большой палец направлен вверх.
2. Разместите шину с прокладкой с обеих сторон предплечья (можно использовать свернутые газеты и журналы) . Шина должна начинаться от локтя и продолжаться ниже запястья.
3. Привяжите шину выше и ниже места перелома.
4. Завяжите на шее перевязь. Разместите руку так, чтобы пальцы были примерно на 10 см выше локтя. Рис. 3
За правильное выполнения заданий команда получает максимум 10 баллов по пять за каждый вариант оказания первой медицинской помощи.
Задание № 3 Переноска раненого Команде используя носилки для переноски раненых необходимо на время перебраться из начала спортивного зала совершить круг заменит раненого, задание будет выполнено когда все участнику побывает в роли раненого после чего время останавливается и записывается в бланк оценок.
Задание №4 Метание гранаты в цель. Каждому участнику разрешается выполнить 2 броска теннисного мяча в коробку с расстояния 5 м. за каждое попадание команда зарабатывает 1 балл. максимальное количество баллов на этом этапе 12 баллов
Задание №5 Станция познавательная!?
Команде не обходимо ответить на 10 вопросов по медицине, входящие в правила дорожного движения.
Вопрос 1. Когда следует начинать сердечно-легочную реанимацию пострадавшего?
1. При наличии болей в области сердца и затрудненного дыхания
2. При потере пострадавшим сознания, независимо от наличия пульса на сонной артерии, и признаков дыхания
3. При потере пострадавшим сознания и отсутствии пульса на сонной артерии, а также признаков дыхания
Правильный ответ: 3
Вопрос 2. Какие сведения необходимо сообщить диспетчеру для вызова «Скорой медицинской помощи» при ДТП?
1. Указать общеизвестные ориентиры, ближайшие к месту ДТП. Сообщить о количестве пострадавших, указать их пол и возраст
2. Указать улицу и номер дома, ближайшего к месту ДТП. Сообщить, кто пострадал в ДТП (пешеход, водитель автомобиля или пассажиры), и описать травмы, которые они получили.
3. Указать точное место совершенного ДТП (назвать улицу, номер дома и общеизвестные ориентиры, ближайшие к месту ДТП). Сообщить о количестве пострадавших, их пол, примерный возраст и о наличии у них при- знаков жизни, а также сильного кровотечения.
Правильный ответ: 3
Вопрос 3. Как следует расположить руки на грудной клетке пострадавшего при давлении руками на его грудину (выполнении непрямого массажа сердца)?
1. Основания ладоней обеих рук должны располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону левого плеча пострадавшего, а другой – в сторону правого плеча
2. Основания ладоней обеих рук, которые накладываются одна на другую, должны располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону подбородка пострадавшего, а другой – в сторону живота
3. Давление руками на грудину выполняют основанием ладони только одной руки, расположенной на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка. Направление большого пальца не имеет значения.
Правильный ответ: 2
Вопрос 4. В чем заключается первая помощь пострадавшему, находящемуся в сознании, при повреждении позвоночника?
1. Уложить пострадавшего на бок
2. Лежащего пострадавшего не перемещать. Следует наложить ему на шею импровизированную шейную шину, не изменяя положения шеи и тела.
3. Пострадавшему, лежащему на спине, подложить под шею валик из одежды и приподнять ноги
Правильный ответ: 2
Вопрос 5. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся артериальным кровотечением, оказание первой помощи начинается:
1. С наложения импровизированной шины
2. С наложения жгута выше раны на месте перелома
3. С наложения давящей повязки
Правильный ответ: 2
Вопрос 6. Какова первая помощь при черепно-мозговой травме, сопровождающейся ранением волосистой части головы?
1. Наложить импровизированную шейную шину. К ране волосистой части головы приложить давящую повязку из стерильного бинта, пострадавшего уложить на бок с согнутыми в коленях ногами, по возможности к голове приложить холод.
2. Наложить импровизированную шейную шину, на рану наложить стерильный ватный тампон, пострадавшего уложить на спину, приподняв ноги. По возможности к голове приложить холод.
3. Шейную шину не накладывать, рану заклеить медицинским пластырем, пострадавшего уложить на бок только в случае потери им сознания
Правильный ответ: 1
Вопрос 7. Как следует уложить пострадавшего при потере им сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания первой помощи?
1. На спину с подложенным под голову валиком
2. На спину с вытянутыми ногами
3. На бок так, чтобы согнутые колени опирались о землю, а верхняя рука находилась под щекой
Правильный ответ: 3
Вопрос 8. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
1. Не более получаса в теплое время года и не более одного часа в холодное время года
2. Не более одного часа в теплое время года и не более получаса в холодное время года
3. Время наложения жгута не ограничено
Правильный ответ: 2
Вопрос 9. О каких травмах у пострадавшего может свидетельствовать поза «лягушки» (ноги согнуты в коленях и разведены, а стопы развернуты подошвами друг к другу) и какую первую помощь необходимо при этом оказать?
1. У пострадавшего могут быть ушиб брюшной стенки, перелом лодыжки, перелом костей стопы. При первой помощи вытянуть ноги, наложить шины на обе ноги от голеностопного сустава до подмышки.
2. У пострадавшего могут быть переломы шейки бедра, костей таза, перелом позвоночника, повреждение внутренних органов малого таза, внутреннее кровотечение. Позу ему не менять, ноги не вытягивать, шины не накладывать. При первой помощи подложить под колени валик из мягкой ткани, к животу по возможности приложить холод.
3. У пострадавшего могут быть переломы костей голени и нижней трети бедра. При первой помощи наложить шины только на травмированную ногу от голеностопного до коленного сустава, не вытягивая ногу.
Правильный ответ: 2
Вопрос 10. Как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего?
1. Три пальца руки располагают с левой стороны шеи под нижней челюстью
2. Три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на уровне щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи между щитовидным хрящом и ближайшей к хрящу мышцей
3. Большой палец руки располагают на шее под подбородком с одной стороны гортани, а остальные пальцы – с другой стороны
Правильный ответ: 2
Вопрос 11. Что необходимо сделать для извлечения инородного тела, попавшего в дыхательные пути пострадавшего?
1. Уложить пострадавшего на свое колено лицом вниз и ударить кулаком по спине несколько раз
2. Вызвать рвоту, надавив на корень языка. При отрицательном результате ударить ребром ладони по спине пострадавшего либо встать спереди и сильно надавить кулаком на его живот.
3. Ударить несколько раз ладонью по спине пострадавшего. При отрицательном результате встать сзади, обхватить его обеими руками на уровне ниж- них ребер, сцепить свои руки в замок, одновременно сдавить его ребра и резко надавить на область живота в направлении внутрь и кверху.
Правильный ответ: 3
Вопрос 12. Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении?
1. Одежда быстро пропитывается кровью, кровь темного цвета вытекает из раны пассивно. Накладывается давящая повязка на место ранения.
2. Одежда пропитана кровью, кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей. Накладывается кровоостанавливающий жгут выше места ранения не менее чем на 3-5 см.
3. Одежда пропитывается кровью только в месте ранения (цвет крови не имеет значения), кровь вытекает из раны пассивно. Накладывается кровоостанавливающий жгут ниже места ранения не менее чем на 3-5 см.
Правильный ответ: 2
Вопрос 13. Разрешено ли давать пострадавшему лекарственные средства при оказании ему первой помощи?
1. Разрешено
2. Разрешено в случае крайней необходимости
3. Запрещено
Правильный ответ: 3
Вопрос 14. Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?
1. Наложить давящую повязку на место ранения
2. Наложить жгут выше места ранения
3. Наложить жгут ниже места ранения
Правильный ответ: 1
Вопрос 15. Каким образом оказать первую помощь при ранении, полученном в результате ДТП?
1. Промыть рану водой, удалить инородные тела, внедрившиеся в рану, приложить стерильную вату, закрепив ее бинтовой повязкой
2. Надеть медицинские перчатки, рану промыть спиртовым раствором йода, смазать лечебной мазью и заклеить сплошным лейкопластырем
3. Надеть медицинские перчатки, рану не промывать, на рану наложить марлевую стерильную салфетку, закрепив ее лейкопластырем по краям или бинтовой повязкой
Правильный ответ: 3
Вопрос 16. Как обеспечить восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей пострадавшего при подготовке к проведению сердечно-легочной реанимации?
1. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс. Уложить пострадавшего на спину, запрокинуть ему голову, поднять подбородок и выдвинуть нижнюю челюсть.
2. Уложить пострадавшего на бок, наклонить его голову к груди. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс.
3. Уложить пострадавшего на спину и, не запрокидывая ему голову, сжать щеки, чтобы раздвинуть губы и раскрыть рот. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс.
Правильный ответ: 1
Вопрос 17. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?
1. Искусственная вентиляция легких и давление руками на грудину пострадавшего: вначале 1 вдох методом «Рот ко рту», затем 15 надавливаний на грудину
2. Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 5 надавливаний на грудину, затем 1 вдох методом «Рот ко рту»
3. Давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 30 надавливаний на грудину, затем 2 вдоха методом «Рот ко рту»
Правильный ответ: 3
Вопрос 18. Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?
1. Верхнюю конечность, вытянутую вдоль тела, прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, проложив между ними мягкую ткань.
2. Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности прибинтовывают друг к другу, обязательно проложив между ними мягкую ткань.
3. Верхнюю конечность, согнутую в локте, подвешивают на косынке и прибинтовывают к туловищу. Нижние конечности плотно прижимают друг к другу и прибинтовывают.
Правильный ответ: 2
Вопрос 19. В каких случаях пострадавшего следует извлекать из салона автомобиля
1. При переломах конечностей
2. При потере пострадавшим сознания, отсутствии у него пульса на сонной артерии, а также признаков дыхания
3. При обильном кровотечении
Правильный ответ: 2
Вопрос 20. Какова первая помощь при наличии признаков термического ожога второй степени (покраснение и отек кожи, образование на месте ожога пузырей, наполненных жидкостью, сильная боль)?
1. Полить ожоговую поверхность холодной водой, накрыть стерильной салфеткой и туго забинтовать
2. Вскрыть пузыри, очистить ожоговую поверхность от остатков одежды, накрыть стерильной салфеткой (не бинтовать), по возможности приложить холод, поить пострадавшего водой
3. Пузыри не вскрывать, остатки одежды с обожженной поверхности не удалять, рану накрыть стерильной салфеткой (не бинтовать), по возможности приложить холод и поить пострадавшего водой
Правильный ответ: 3
Варианты ответов вопросов по медицине
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
№15 |
№16 |
№17 |
№18 |
№19 |
№20 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.