Игра для развития у ребенка навыков логического мышления.
Копилку своих дидактических игр я пополнила совершенно случайно, наткнувшись в интернете на ролик Шамиля Ахмадуллина, в нем он предлагает игру для развития навыков логического мышления. Автор использует блокнот в клетку, в котором рисует игровое поле и набор счетных материалов (различные геометрические фигуры) в качестве фишек.
Уже имея некоторый запас дидактических игр, сделанных своими руками, я решила и эту игру сделать в формате уже знакомом моим ученикам. Тем более, что сделанные из картона игры не объемны и не тяжелы, что немаловажно, при проведении занятий в разных ОО, куда их необходимо приносить с собой.
Игровое поле я сделала из картонных листов, расчертив один квадратом, который поделила 3 на 3, другой квадратом, который поделила 4 на 4 и третий квадратом поделенным 5 на 5. Сами игровые фигуры вырезала из плотного разноцветного картона и «заламинировала» их скотчем. Первый набор фишек сделала как предложил автор: круг, квадрат, треугольник, но постепенно к ним добавились и другие геометрические фигуры.
Правила игры просты и понятны детям примерно с 6 лет. Играем в нее начиная с первого класса. На игровом поле в каждой клетке ребенку необходимо разместить по одной фигурке так, чтобы в соседних клетках «через стенку» фигуры не были бы одинаковыми. Если поле 3 на 3, то игроку выдается по 3 фигуры 3 типов (круг, треугольник, квадрат), если поле 4 на 4, то по четыре фигуры 4 типов (круг, треугольник, квадрат, пятиугольник), если поле 5 на 5, то типов фишек соответственно пять и количество их тоже 5.
В зависимости от особенностей развития логического мышления кто-то из ребят осваивает игру быстро, кто-то с трудом и ему требуются подсказки. Но во всех случаях задание цепляет детей, и они стараются его выполнить. Начинаем мы с игрового поля 3 на 3, наиболее интересно и трудно задание с полем 5 на 5. Когда принцип становится понятен детям я предлагаю им самим выбирать из набора фишек те, которыми они хотят играть. У нас даже был новогодний вариант со снежинками разных видов. Далее, если игра используется на групповом занятии, то я даю ее ребятам на скорость, т.е. кто быстрее разложит свои фишки. Более усложненным я считаю вариант, в котором задается начальное положение нескольких фигур на поле (2 или 3-х), а дети уже раскладывают остальные относительно них.
Игра действительно тренирует у ребенка логику, умение рассуждать, анализировать ситуацию, а также умение работать с плоскостным пространством. Я рекомендую ее педагогам и родителям, тем более, что особой подготовки она не требует и играть в нее можно на листе бумаги, заполняя игровое поле рисованными фигурами, тогда у ребенка появляется еще одна задача – отследить какое количество и каких фигур он использовал в игре.
Вариант игрового поля 3 на 3 с тремя типами фишек (фишки расположены правильно).
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
Вариант игрового поля 4 на 4 с четырьмя типами фишек (ошибка в расстановке фишек).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.