ФИО: Ломтева Наталья Андреевна
Должность: воспитатель.
Место работы: Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли - сад № 16 отдела образования города Костаная». Управления образования акимата Костанайской области.
КАЗАХСТАН Костанайская область, город Костанай
Тема: «Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников».
«Без игры нет и не, может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным и крепким.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию - игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
Цель: «Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»
Задачи:
1. Определить сущность и структуру познавательной активности дошкольников.
2. Формирование связной речи у дошкольников через познавательную игровую деятельность.
3. повышать педагогическое мастерство воспитателей через участие в разнообразных формах проведения методического объединения (педагогические мастерские, гостевые обмены, мастер – классы, презентации и др.).
4. Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства к родной стране, малой родине, родному селу через ознакомление с окружающим миром.
В работе с детьми образовательный процесс необходимо строить так чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо строить взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
К основным формам, направленным на познавательное развитие ДО, относятся:
личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как дети научатся внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлеченность в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение. Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая, таким образом, новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка необходимо , подвести к разгадке загадочного – наша задача.
Для этого необходимо создать условия для полноценного развития детей
Эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризного момента , отгадывания и т.п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес, это сюжетно ролевые игры Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети
учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают
правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации,
познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память,
развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение. Формируются социальные
качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная
игра учит искренности, взаимопомощи.
Театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.