ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 30.docx

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

. Для детей с тяжёлым нарушением речи – заиканием, несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, общей скоординированности у отдельных детей, характерно нарушение ритма и темпа речи. Опыт наблюдения показал, что в рамках данного подхода актуальной является, также, проблема развития связной речи у заикающихся дошкольников. Трудности в развитии связной речи дошкольников, страдающих заиканием, нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в детском коллективе, дезадаптации, тревожности. В практике коррекции заикания особую роль отводят игротерапии, с помощью которой корригируют личность человека. Игра как средство развития связной речи используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игре в коррекционной работе с заикающимися детьми, является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Игра как средство развития связной речи представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. Игровая деятельность представляет уникальный опыт для социального развития ребенка с заиканием, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым. Реальность и необходимость связности высказывания определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни. Наиболее сложным речевым расстройством, которое чаще всего возникает в период формирования речи, является заикание. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на весь симптомокомплекс нарушения. С давних пор специалистов не покидают надежда найти средство или способ удержать, закрепить возможности свободной речи у заикающихся: будь то при какой-то определенной форме речи или каких-то особых ситуациях. Специалисты разных времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов, средств, которые позволили бы перенести эти зачатки свободной речи у заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми. Истории известны многочисленные попытки создать разные системы постепенных последовательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в качестве переходного мостика от легких форм речи для заикающихся к более сложным. Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходимой тренировкой, которая должна была позволить заикающемуся говорить не задумываясь, свободно в любых условиях. Одним из средств коррекции и развития является игра. Основные преимущества игры. Игра способствует гармоническому физическому и психическому развитию детей, установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Игра - как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности. К использованию игры непосредственно в развивающих целях обращались многие отечественные исследователи-практики Л. Абрамян, А. Варга, И. Выгодская, А.И. Захаров, А. Спиваковская и др. Игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия, который возникает только там и тогда, когда возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели. Этим задачам отвечает, прежде всего, групповая форма игры. Игра как средство развития связной речи используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игре в коррекционной работе с заикающимися детьми, является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского раз