ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!»

  • docx
  • 06.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий Я люблю тебя Россия.docx

                                    ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

                            «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ!»

Цель мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых представлений ребёнка о нашей Родине – России.

Задачи:

Образовательная: знакомство с общественно-политической жизнью страны.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к стране и людям, которые в ней живут.

Оборудование: изображение флага и герба России, ноутбук, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.

 

                                 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I Организационный момент

Слайд 2

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

 

– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на беседах, на праздниках и играх.

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

– Как называется наша страна?

 

II Сообщение темы мероприятия

 

- Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя». Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране.

Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.

Для этого путешествия вам нужно разделиться на 3 команды.

 

- Послушайте правила игры:

Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую командную работу, будите получать фрагмент пазла с изображением символики. Детям выдаются маршрутные листы, определяется направление, команды отправляются по станциям.

Ведущий:

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Наша родина – Россия! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь почти сутки. Территория нашей родины очень разнообразная, на ней очень много морей, рек, гор, есть пустыни, болота и очень много животных.

 

Ведущий: Послушайте правила игры:

Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

1. Станция «Флаг и герб России»

2. Станция «Гимн России»

3. Станция «Моя Родина – Россия»

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Русские загадки»

6. Станция «Русские сказки»

7. Станция «Русские игры»

8. Станция «Русские песни»

Ведущий:

На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.

Ведущий:

Итак, начинаем наше путешествие. Командиры команд, получите маршрутные листы.

Выдаются маршрутные листы.

Ведущий:

Путешествие началось. В путь, ребята.

Команды отправляются по станциям.

 

СТАНЦИЯ 1 «ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ» 

Ведущий:

Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России. Это гимн, герб и флаг. На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе.

Предлагаю выполнить несколько заданий.

1. «Флаг России».

Вопрос: «Что такое флаг?»

Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

Задание: Из предложенных заготовок ткани (или бумаги) разного цвета выберите нужные и выложите флаг России. (выкладывают)

Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»

Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:

белый - благородство;

синий – верность и честность;

красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

А совсем – совсем давно, когда в состав России входили Украина и Белоруссия, красный цвет был цветом России, синий был цветом Украины, а белый – Белоруссии.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг России – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут

2. «Герб России»

Вопрос: Что такое герб?

Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.

Вопрос: Назовите, что является гербом России?

Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)

Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).

Задание – Из фрагментов составьте герб России (пазлы)

 

СТАНЦИЯ 2 «ГИМН РОССИИ» 

Ведущий: В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

Вопрос: «Что такое гимн?»

Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.

Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»

Ответ: гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»

Ответ: Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В.Александров.

Задание – восстановите текст гимна России

( получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!

Россия – любимая наша …………………..!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….

Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!

От ………………… морей до …………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ………….. ты такая!

Хранимая Богом родная ……………………

 

Славься, ……………………….. наше свободное –

Братских народов ……………………… вековой.

Предками данная ………………………. Народная.

………………………, страна! Мы гордимся тобой!

………………….. простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам ………………………………… года.

Нам ……………….. дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет ……………………!

Славься, ……………………….. наше свободное –

……………………………. Народов союз вековой.

Предками данная мудрость …………………………

Славься, страна! Мы гордимся …………………….!

(сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)

Гимн России

(Официальный текст гимна Российской Федерации)

Россия – священная наша держава!

Россия – любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное –

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

СТАНЦИЯ 3 «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

 

Ведущий: Россия. Родина. Это священные для русского человека  слова.

Вопрос: «Откуда же произошло слово родина

Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

Первое задание для команды – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл

Ответ:

• родня,

• родословная,

• народ,

• родина,

• родич,

• родители.

Второе задание – Викторина

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

• Как сейчас называется наше государство?

(Российская Федерация)

• Назовите столицу нашей Родины России?

Москва

• Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ.

Президент РФ

• Назовите Президента России

Владимир Владимирович Путин

• Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? Конституция

• Какие самые древние города России вы знаете?

(Новгород, Ростов, Смоленск, Псков, Муром, Владимир)

• Какие крупные реки России вам известны?

Волга, Дон, Амур, Енисей.

• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?

Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.

• Какие национальности проживают на территории России?

Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси….

 

СТАНЦИЯ 4 «РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ» 

Ведущий: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.

Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и

поговорки про Родину.

Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но… все слова заменены антонимами.

Кто знает, что такое антоним?

Антоним -  это слово с противоположным значением.

Давайте попробуем:

Сухой – мокрый

Грустный – веселый

Умный – глупый

Хорошо – плохо

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

1. В гостях и потолок мешает. (Дома и стены помогают)

2. Чужбина – отец, не умей за него полежать. (Родина – мать, умей за неё постоять)

3. У себя плохо, а у чужих – хуже. (В гостях – хорошо, а дома – лучше)

4. Много у зверя мачех, много и чужбин. (Одна у человека мать, одна у него и Родина).

5. Где чужая окраина – там и ад (Где родной край, там и рай).

6. Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (Человек без родины, что птица без песни)

7. Чужое небо и в ноге ненавистно (Своя земля и в горсти (в руке) мила).

 

СТАНЦИЯ 5 «РУССКИЕ ЗАГАДКИ»

Ведущий:

Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка – это краткое описание неизвестного предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления,

сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

 

СТАНЦИЯ 6 «РУССКИЕ СКАЗКИ»

Ведущий: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки.

На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки. Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.

Задание 1– «Чьи вещи?»

Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название  сказки (хорошо если есть иллюстрации):

· помело (Баба Яга)

· щука (Емеля)

· топор (солдат)

· золотое яичко (курочка Ряба)

· простое яйцо (Кащей Бессмертный)

· яблочко на блюдечке (Машенька)- Серебряное блюдечко и

наливное яблочко

· морозильный посох (Морзко)

· кувшин и тарелка (Журавль и лиса)

· бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)

Задание 2 «Отгадай, кто это»

Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)

Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)

Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)

Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)

Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)

Кто, распрощавшись с зеленою кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

Задание 3: «Продолжи фразу»

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)

В некотором царстве…(в некотором государстве)

По щучьему велению…(по моему хотению)

Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)

Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)

И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)

 

СТАНЦИЯ 7 «РУССКИЕ ИГРЫ»  

Ведущий: Народные игры – это яркое выражение характера народа в них играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с раннего детства.

Задание 1. Давайте вспомним народные игры. За каждую названную в течение 30 секунд игру вы заработаете 1 балл.

Задание 2. Предлагаю вам поиграть в русские народные игры.

Игровая программа с использованием русских народных игр на выбор в течение 7 минут.

Игра «Карусель».

В центре стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

 

· Малечина – калечина

Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина», сколько часов до вечера?

· Коты и мыши

Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь, игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока

коты не переловят всех мышей. Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

 

· Пчелки и ласточки

Игроки – пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

 

Игра «Заря-зарница».

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

 

СТАНЦИЯ 8 «РУССКИЕ ПЕСНИ»  

Ведущий: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета.

А какие песни знаете вы?

Задание – вспомните и попробуйте спеть русскую народную песню.

(Если не справляются сами, можно воспользоваться караоке)

· «Во поле березка стояла»

· «Калинка»

· «Комаринская»

· «Чики-чики-чикалочки»

· «Ладушки»

· «Сидит ворон на дубу»

· «Как у наших у ворот»

За отличное выполнение задания – 5 баллов.

 

Игра со зрителями. 

Задание - Ответив на вопросы викторины,  вы сможете заработать по одному баллу за правильный ответ.

1. Самая известная русская икона (Троица)

2. Самая популярная в мире русская игрушка. (Матрёшка)

3. Самый знаменитый русский певец (Шаляпин)

4. Самая известная русская порода собак (Русская борзая)

5. Самый известный русский поэт (Пушкин)

6. Самый известный русский писатель (Толстой и Чехов)

7. Самый известный русский художник (Шишкин, Васнецов)

8. Самый известный русский сорт яблок (Антоновка)

9. Самый известный русский ученый (Менделеев)

10. Самый известный русский спортсмен (Ирина Роднина, ….)

11. Самый известный русский город (Москва)

12. Самая известная русская песня (Калинка, Подмосковные вечера)

13. Самая распространенная русская фамилия (Иванов…)

14. Самое известное женское и мужское русское имя (Мария, Иван)

15. Самый знаменитый русский напиток (квас)

16. Самый известный русский богатырь (Илья Муромец)

17. Самый знаменитый русский полководец. (Суворов)

18. Самое известное русское озеро? (Байкал)

19. Самый знаменитый русский космонавт. (Юрий Алексеевич Гагарин)

 

Ведущий: Пошла к концу наша игра.

Всем чудесно стало жить!

Мы все Родиной зовём.

Край, в котором мы живём

Здесь растут мои друзья:

Соня, Коля, Костя, я!

Любим край любимый свой

В сердце он всегда со мной.

И берёзы, и рябины –

Пышной осени картины!

День сегодняшний отличный,

Это знаем мы с тобой.

Отмечаем необычно

Праздник Родины родной.

Пусть звенят колокола над Россией нашей,

Пусть становится она год от года краше.

По итогам путешествия отмечаются команды-победители каждой станции и команда, получившая наибольшее количество баллов в маршрутном листе. Таким образом, награждаются все-команды, принимавшие участие в игре.