ИГРА-УРОК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ “ХИМИЧЕСКОЕ ЛОТО” ПО ТЕМЕ “ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА. СТОРЕНИЕ АТОМА”
Цель: активизировать знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Задачи:
– образовательные: обобщить и систематизировать знания о строении периодической системы, сущности периодического закона; расширить кругозор учащихся о строении и применении химических элементов; провести межпредметную связь химии с биологией, историей, литературой;
– воспитательные: пробудить интерес учащихся к познанию химии;
– развивающие: развивать восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, память, эмоции, положительные чувства.
Оборудование: надпись “Химическое лото”, 60 цветных фишек, 15 карточек с изображением элементов, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.
План проведения игры
1. Вступительное слово учителя.
2. Заполнение карточек фишками.
3. Заключительное слово учителя.
Ход игры
В игре принимают участие все учащиеся класса.
Учитель: Этот урок у нас будет необычный. А посвятим мы его Периодическому закону и периодической системе химических элементов
Д. И, Менделеева. В этом году вы начали изучать периодическую таблицу. В 9 классе вы продолжите изучение химических элементов. В 10 и 11 классах она также будет служить добрым помощником в изучении химии.
А сколько интересных сведений зашифровано в таблице! Сыграв со мной в химическое лото, вы почерпнете для себя много новой информации. Надеюсь, что игра будет увлекательной.
Правила игры таковы. Мой помощник будет доставать из коробочки фишку с номером вопроса. Я буду зачитывать задание под этим номером. Затем, если вам письменно надо будет ответить, вы в тетрадях выполняете задание (например, подсчитать количество электронов, протонов, нейтронов) или же устно работаете с таблицей химических элементов. Получив ответ, обращаетесь к своей карточке. Если ответ находится в вашей карточке, поднимаете руку. Цветной фишкой закрываете ответ в своей карточке.
Правила игры ясны? Тогда вперед!
11. Я самый легкий элемент,
В природе без меня ни шагу.
И с кислородом я в момент
Даю живительную влагу. / Водород /
12. На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов. / На букву “К” – 11 элементов /
13. В названии какого кинофильма встречается название химического элемента. / Плюмбум, или опасная игра /
14. В мире веществ хаоса нет,
Наука химия все одолеет!
“В каждой клеточке – элемент
И это закон!” – сказал . . . / Менделеев /
21. Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день;
Вместе ряд горизонтальный
Получаем моментально. / Период /
22. К восьмой группе отнесен
В честь России назван он. / Рутений /
23. Название какого элемента в переводе с латинского означает
“краска”. / Хром /
24. В конце периода стоит.
В нем вода и та горит. / Фтор /
31. Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в
6-ом периоде. / Барий /
32. Очень положительный,
С массою внушительный.
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его нейтрон . . .
Догадались? Он – . . . ! /Протон /
33. Галоген красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь. / Йод /
34. Какой из химических элементов проявляет в большей мере
неметаллические свойства: хлор, марганец или бром? / Бром /
41. Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
. . . – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. / Электрон /
42. Назовите химический элемент, образующий более ярко
выраженный металл. Объясните, чем это обусловлено. / Литий /
43. Седьмой группы элемент,
И в природе его нет. / Астат /
44. “Я готова вам признаться:
Вижу я себя на троне
В восьмиатомной короне.
Не парю я в атмосфере,
Тяжко мне живется, . . . !” / Сере /
51. Укажите число протонов химического элемента вольфрама. / 74 /
52. Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола, от школьного,
“П” между этими фрагментами . . .
Все вместе – столбик с элементами! / Группа /
53. “Я жилец квартиры восемь.
Я могу зажечь на спор
Спичку, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает –
Атмосферный . . .! / Кислород /
Кто под номером шестнадцать?
54. Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это,
И знают: имя мое . . . / Медь /
61. Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион . . .
А я нейтральный и зовусь . . . ! / Нейтрон /
62. На какую букву алфавита больше всего заканчиваются
названия химических элементов. / На букву “Й” – 62 элемента /
63. Я светоносный элемент,
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. / Фосфор /
64. Укажите число нейтронов в ядре атома иридия. / 115 /
71. Электронная формула атома 112212. Какой это элемент? / Бериллий /
72. Электроны, которые при движении образуют облака
гантелеобразной формы, называют . . . / р-электронами /
73. Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. / Азот /
74. Какой период периодической системы содержит больше всего
химических элементов? / 6 период, 32 элемента /
81. У меня дурная слава:
Я известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. / Мышьяк /
82. Химик и физик, является одним из ученых, открывших явление радиоактивности. В 1898 году, совместно с Пьером Кюри, открыла радиоактивные элементы – полоний и радий. / Мария Склодовская-Кюри /
83. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра. / Химический элемент /
84. У элемента номер шесть
Достоинств очень много есть.
“Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Я уже пылал в костре,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе . . .
Если мягким быть решу, –
То в тетради я пишу.
Такова, друзья, природа
Элемента . . . ! / Углерода /
91. Электроны, которые при движении образуют облако шаровой
формы. / s-электроны /
92. Красит пламя в желтый цвет,
В воду кинь – его уж нет. / Натрий /
93. Сколько электронов может находиться на третьем
энергетическом уровне. / 18 /
94. Разновидности атомов одного и того же химического элемента,
имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу.
/ Изотопы /
101. “Он газ удушливый, опасный,
Но газ таков, когда он одинок,
А если с натрием подружит он согласно,
То без него не станешь есть, дружок.
Как вредный газ – его впервые
Давно еще германцы применили,
Но с ним борьба была весьма легка –
На рот и нос повязка из бинта.
Еще с ним дружит газ один, –
На солнышке взрывается он с ним.” / Хлор /
102. Английский физик. В 1911 г. своим знаменитым опытом рассеивания ?-частиц доказал существование положительно заряженного ядра в атомах. / Эрнест Резерфорд /
103. Сколько всего электронов содержит атом самария. / 62 /
104. В состав ядра его атома входит 42 протона и 54 нейтрона.
Назовите элемент. / Молибден /
111. Сосед углерода привык к работе,
Замену ему нигде не найдете.
Если бы этот пропал элемент,
Где бы мы взяли кирпич и цемент,
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?
Пляжи песчаные, толщи подземные –
Где бы все это было без . . .? / Кремния /
112. Какой из химических элементов проявляет в большей мере
неметаллические свойства: магний, кальций или цинк? / Цинк /
113. В названии какого химического элемента три буквы “е”.
/ Менделевий /
114. Отбросив одну букву в середине названия химического элемента VI группы и прочитав его наоборот, получите название кондитерского изделия. / Теллур – рулет /
121. “Дайте выйти в первый ряд!
Я ведь – номер пятьдесят.
Я древний, но выгляжу молодо.
Я – в бронзе, похожей на золото.
Но я не спесив. Всем люблю помогать:
И дырку в кастрюле могу запаять,
Фольгой, даже банкой готов я предстать.
И лишь от мороза теряю я голову.
Ну как, догадались? Зовут меня . . .” / Олово /
122. Отбросив первую и последнюю буквы в названии химического элемента второй группы и прочитав его наоборот, получите женское имя. / Магний – Инга /
123. У какого элемента больше выражены металлические свойства:
у калия или железа? Объясните, почему? / Калий /
124. Название какого неметалла говорит о радостном состоянии
человека. / Радон /
131. Сколько названий химических элементов начинается на букву “н”.
/ 7 /
132. “А я здесь самый молодой,
И не седою бородой,
А тем, что полупроводник,
Быть примечательным привык.
Открыт я был в Германии,
Зовут меня . . .” / Германием /
133. Сколько электронов в наружном энергетическом уровне у
атома железа? / 8 /
134. Добавив две буквы к названию химического элемента второго
периода, получите мужское имя. / Бор – Борис /
141. Поднял голову едва
Номер восемьдесят два:
“ Знает каждый ученик:
Я – металл. Пусть я старик,
Но за все берусь с отвагой,
Не сижу без дела я.
Я рисую. Где бумага?
Я стреляю из ружья.
Труба канализации,
Экран от радиации,
Балласт подводного пловца –
Моим заслугам нет конца;
Таков уж мой природный стиль:
Я ток даю в автомобиль . . .
Ну, догадайтесь, наконец,
Кто я? Меня зовут . . . / Свинец /”
142. Высшая валентность углерода. / 4 /
143. Отбросив четыре буквы в названии химического элемента четвертой группы, побочной подгруппы, получите название здания, где происходят цирковые представления. / Цирконий – цирк /
144. В названии какого химического элемента спрятано название
нашей игры? / Золото – лото /
151. Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу не кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я . . . / Алюминием /
152. Какой химический элемент имеет самое длинное название?
/ Протактиний /
153. Какое количество s-элементов включает периодическая система?
/ 14 /
154. Ребус:
К |
Р |
Si |
1, 2, 3, 4 |
4, 5, 6 |
5, 6, 7 |
Чтобы прочесть зашифрованное название химического элемента, надо заменить эти цифры буквами из названий изображенного над цифрами знаком. А буквы берутся из названия химического элемента в порядке стоящих под ним цифр.
Учитель: На этом наша игра закончена. Согласитесь со мной, что, вы, сыграв в лото, узнали много интересного. Убедились и в том, что химия – очень важная наука, и играет в нашей жизни неоценимую роль. Спасибо всем за проявленный азарт в игре. Успехов вам в изучении и познании химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.