Игра-викторина
«Знатоки химии»
Цель: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению.
Ход игры.
«Какой только области механических искусств не нужны знания химии!» -восклицал французский писатель, философ - просветитель - Дидро. Могут ли обойтись без нее земледелец, металлург, врач, фармацевт?
И вот сегодня сильнейшие собрались в команды, чтобы посоревноваться в этой области знаний. Это команды «Воздух» и команда «Вода» . А оценивать наших участников игры будет многоуважаемое жюри…
Итак, нашу игру начинает команда ….
Гейм первый- «Знакомство»
А теперь послушайте условия игры: команды поочередно отвечают на задаваемые вопросы (по 4 каждой команде). На размышление дается по 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 очко, если неверный, то заслушивают версии другой команды. А теперь мы перейдем к I гейму.
1. Металл, вызывающий лихорадку. (Золото)
2. Атом, лишённый всех электронов. (Ядро)
3. Самый распространённый элемент в земной коре.(Кислород)
4. Какой камень искали алхимики? (Философский)
5. Мельчайшая химически неделимая частица. (Атом)
6. Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». (Серебро)
7. Газ жёлто – зелёного цвета с резким удушливым запахом, почти в 2,5 раза тяжелее воздуха. (Хлор)
8. Оксид водорода. (Вода)
Гейм второй – «Дальше, дальше, дальше…»
9. Самое распространённое вещество на земле. (Вода)
10. Французский химик, который экспериментально доказал состав воздуха. (А. Лавуазье)
11. Самый распространённый химический элемент во Вселенной.(Водород)
12. Самый лёгкий газ. (Водород)
13. Система, состоящая из двух и более веществ, не вступающих в химическое взаимодействие. (Смесь)
14. При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана?(Из чугуна)
15. Самый лёгкий металл. (Литий)
16. Самый тяжёлый металл. (Осмий)
Гейм третий – «Гонка за лидером»
Этот гейм начинает проигравшая команда. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
17. Из какого сплава отлиты знаменитые царь – колокол и царь – пушка в Московском Кремле? (Из бронзы)
18. Смесь 3 объёмов концентрированной соляной кислоты и 1 объёма концентрированной азотной кислоты. («Царская водка»)
19. С глубокой древности известна я.
Желчью бога Вулкана прозвали не зря.
Я желта, непрозрачна, тверда,
В нескольких аллотропных модификациях
Встретишь меня.
(Сера)
20. Техническое название гидрокарбоната натрия. (Питьевая сода, двууглекислая сода)
21. Наука о промышленных способах получения металлов из природного сырья.
(Металлургия)
22. Известный химик и композитор. Написал оперу «Князь Игорь».(А. П. Бородин)
23. С какой планетой связывали наши предки железо? (С Марсом)
24. Биологические катализаторы белковой природы. (Ферменты)
Гейм четвёртый -"Темная лошадка"
За каждый правильный ответ - один балл.
25. Великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик.(М. В. Ломоносов)
26. Важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. (Карбонат кальция)
27. С каким металлом наши предки связывали Солнце? (С золотом)
28. Основатель ятрохимии в 16 веке. Замечательный врач. Его идеи способствовали быстрому развитию фармакологии. (Парацельс)
29. Какую кислоту выделяют голожаберные (морские моллюски), защищаясь?
(Серную кислоту)
30. Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров.
(Углекислый газ)
31. Химический элемент, который занимает 2 место после кислорода по распространённости в земной коре. (Кремний)
32. Какой химический элемент назван в честь России?(От лат. Рутения – Россия)
Гейм пятый – «Заморочки из бочки»
Ведущий предлагает членам команд по очереди открывать номера вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передаётся другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям. За каждый правильный ответ - один балл.
33. Ковал победу тот металл
Для танков на Урале.
Он стойкость сплаву придавал
И нити лампы при накале.
(Вольфрам)
34. Какой химический элемент назван в честь Луны? (Селен)
35. «Сухой лёд» - это…(Твёрдый оксид углерода (IV).)
36. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона Бонапарта?(Мышьяк)
37. Как собирать водород в пробирку – держа её вверх дном или вниз дном?
(Вверх дном)
38. Для чего в зимнее время между рамами иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой?(Концентрированная серная кислота обладает способностью поглощать влагу)
39. Какой учёный в 1887 году один в аэростате поднялся в воздух, чтобы наблюдать затмение Солнца, и приземлился в другой губернии?(Д. И. Менделеев)
40. В какой части огурца содержится больше нитратов – в кожуре или в сердцевине? (в кожуре)
41. Кто первым научился получать волокно?(паук)
42. Природный материал, название которого образуется в переводе с индейского «слёзы дерева» (каучук)
43. Какое вещество светится в темноте, очень ядовито (белый фосфор)
44. Металл, которым покрывают консервные банки (олово)
45. В романе А.Дюма «Королева Марго» король Карл был отравлен своей матерью и скончался в страшных мучениях. Чем он был отравлен? (мышьяком)
46. Какой металл называли «гнилое золото», «серебришко», «лягушачье золото»? (платину)
47. Общее название мела, мрамора, известняка (карбонат кальция)
48. Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ(индикаторы).
Подведение итогов игры.
Внеклассное мероприятие
Химик-лаборант!
Цель:
развивать интерес к предмету, расширить знания учащихся в области истории химии, приобщение к чтению научной литературы, развитие экспериментальных навыков, проверка знаний учащихся по предмету, умений работать с химическим оборудованием, соблюдение правил по Т.Б.
При проведении конкурсов учащиеся получают жетоны номинантом в зависимости от сложности выполняемого задания. Победитель определяется количеством набранных жетонов.
Уважаемый учитель! Вы можете адаптировать это мероприятие, но в предложенном варианте оно имело большой успех.
Первая лаборатория
По настоянию этого ученого в 1758г. В России была построена первая химическая научно-исследовательская лаборатория, в которой он выполнил большую серию опытов. В частности им были получены разноцветные стекла и составы для мозаичного художества, поставил опыты доказавшие закон сохранения массы вещества.
Два «за»!
В 1924г, выступая на заседании Лондонского Королевского общества, его президент химик П. Уинни призвал всех изучать русский язык. «Я советую сделать это по двум причинам, - говорил он,- Прежде всего для того, чтобы получить доступ к той сокровищнице знаний, которая называется «Журналом физико-химического общества». Но есть причина более сентиментального свойства: первую научную грамматику русского языка составил наш коллега – химик Михаил Ломоносов!»
Трудно найти человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографии М. В. Ломоносова. Имя одного из основоположников современного естествознания, выдающегося мыслителя-материалиста, неутомимого борца за прогресс науки и культуры навечно вошло в историю мировой науки.
Требования, предъявляемые участникам турнира химик лаборант.
1. Правила по ТБ (назвать)
Химическая экспериментальная лаборатория открыта для всех, кто усвоил правила по ТБ.
2. Химическая посуда (назвать предложенную)
3. Хранение реактивов
Хранение реактивов
n 2 группа – реактивы, при взаимодействии которых с водой выделяются легковоспламеняющееся газы (натрий, карбид кальция и др.). Отдельный шкаф или полка в закрывающемся шкафу.
n 4 группа – легковоспламеняющиеся жидкости (муравьиная кислота, ацетон и др.). Металлический ящик с прикрепленной проволокой и слоем песка.
n 5 группа – легковоспламеняющиеся твердые реактивы (фосфор, сера и др.) Отдельный шкаф.
n 6 группа – сильные окислители (нитрата, перманганаты). Отдельный шкаф.
n 7 группа – яды (хлорид бария, хроматы, дихроматы).Сейф.
n 8 группа – относительно безопасные реактивы. Открытые полки.
n 1группа – взрывчатые вещества и третья группа – самовоспламеняющиеся вещества – в перечне реактивов для школ отсутствуют.
Предложенные вещества учащиеся распределяют по группам хранения
( 3 участника).
Сейф 7 группа
n Ацетат свинца – сильное отравление при попадании вовнутрь (0,1г – ребенок, 0,5г – взрослый человек)
n Хлорид цинка – раздражение кожи, желудочно-кишечные расстройства
n Фосфор – раздражение при попадании на влажную кожу
ЛВЖ 4 группа
n Этиловый спирт
n Нефть
n Ацетон
Шкаф 8 группа
n Оксид магния
n Хлорид алюминия
n Карбонат аммония
Вопросы зрителям.
v Почему активные металлы хранят под слоем керосина?
v Хранение галогенов. Почему бром хранят в запаянных ампулах
v Где в домашних условиях хранят марганцовку?
Курьезные случаи из истории химии(1997г, №7 с. 35)
Главное – умение
Ученик аптекаря, а позднее известный в 18в химик К. Шееле ставил хитроумные опыты с помощью простейших приборов. В его лаборатории было несколько реторт, склянки, пивные кружки, бычьи пузыри. И конечно нужные для опытов вещества.
Пивная кружка заменяла стеклянный колокол. Когда он хотел собрать газ, то прикреплял бычий пузырь к горловине реторты или склянки обычным шнурком.
Соберите прибор для получения газов в лаборатории.
Используя такие простые вещества, Шееле открыл хлор, марганец, кислород, исследовал свойства рада кислот.
Предложите известные вам газы, которые можно определить по запаху и цвету.
n Хлор –зленый цвет и резкий запах
n Сернистый газ - резкий запах
n Бурый газ – резкий запах и бурый цвет
n Сероводород – запах тухлых яиц
n Аммиак – резкий запах
n Этилен – сладковатый вкус
n Формальдегид – резкий удушливый запах
n Хлороводород, бромоводород, иодоводород -
– резкий запах, ядовиты
Курьезный случай.
Случай на экзамене
Во время экзаменов И. А. Каблуков был строг к студентам, требуя хорошего знания химии. Иногда он любил пошутить. Сохранилось воспоминание, что однажды, экзаменуя студента и бедившись в его слабых знаниях, Каблуков спросил: «Хотели на тройке покататься?» «Да», - ответил студент. «Идите пешком», - поставил «2».
За курение – штраф
Ученики и многочисленные практиканты В. Освальда глубоко уважали и почитали своего учителя. Но как вспоминает его ученик С. Аррениус: «Лишь в одном пункте не подчинялись уважаемому руководителю лаборатории: он ненавидел табак, тогда как все студенты курили в лаборатории сигареты, что было строжайше запрещено.
Когда входил шеф, все сигареты летели в ящики, а студенты пускали немного сероводорода или иного сильно пахучего газа, чтобы заглушить табачный дым.
Предложите известные вам газы, которые можно определить по запаху.
Однако, не смотря на все уловки, некоторые грешники оказались пойманными и их без сожаления передали лабораторной полиции, которая взыскивала соответствующий лабораторный штраф». Сам Освальд любил говорить: «Я, серьезно, не знал ни одного сколько – нибудь выдающегося химика, который бы курил»
Кто изобрел индикаторы?
Перенесемся в родовой замок одного английского лорда XVII в. Здесь все говорит о богатстве и благополучии, но одно из помещений необычное: реторты, перегонные кубы, горелки, колбы, другие склянки. А вот и сам хозяин склонился над кипящей ретортой. Это знаменитый Роберт Бойль – богатый аристократ, потомственный лорд. Но прославился он не этим. С детства его интересовали физика, мецина, философия, биология – все науки о природе. Но больше других ему по душе пришлась химия.
В своей знаменитой книге «Химик – скептик» он первым дал определение химическим элементам как «первоначальным и простым, вполне не смешанным телам, которые не составлены друг из друга, но представляют собой те составные части, из которых составлены все так называемые смешанные тела и на которые последние могут быть, в конце концов, разложены». Так что Роберта Бойля справедливо называют отцом химии.
Вернемся в лабораторию. На столе ученого, помимо всего прочего лежал букет фиалок. Как истинный любитель природы и всего прекрасного, Бойль обожал цветы, они всегда были рядом с ним. Из кипящей реторты едкие тяжелые пары, которые плотным белым покрывалом опустились на стол. Опыт закончился, клубы пара рассеялись. Но что это? О чудо! Фиалки стали красными! Следует проделать все возможные комбинации этого опыта с различными веществами, ведь Бойль истинный естествоиспытатель и не станет пренебрегать таким счастливым случаем. Благо и фиалок садовник принес целую корзину. А что, если испытать подобным образом другие растения? И работа закипела.
Какое вещество получил химик, как и где его можно использовать?
Окраску в кислых и щелочных растворах, как выяснил ученый, меняют многие растения, но лучшим оказался лакмусовый лишайник – в кислоте он мгновенно становился интенсивно – красным. Так был открыт первый индикатор.
Практическое задание
Определите вещество с помощью индикатора
n Соляная кислота
n Гидроксид натрия
n Хлорид натрия
n
Курьезный случай.
Не спешите с прогнозами
А. Е. Фаворский, будучи уже известным ученым, встретил в Нижнем Новгороде своего гимназического преподавателя греческого языка. «Вы меня узнаете? Я ваш ученик – Фаворский», _ спросил Алексей Ефграфович. Учитель пристально на него посмотрел и сказал: «Как же помню, помню: ты был старательный ученик, но малоспособный. А где ты теперь работаешь?» Алексей Ефграфович ответил, что состоит профессором Петербургского университета.
Погрешность – 10%
В 1921г А.Ф.Иоффе попросил Э.Резерфорда зачислить в Кавендишскую лабораторию своего ученика П.Л.Капицу.
«это невозможно, штат укомплектован», - ответил Резерфорд.
«Скажите, пожалуйста, профессор, какова точность ваших работ?» - вступил в разговор Капица.
«Приблизительно 10%, - ответил профессор.
«В таком случае Вы можете допустить подобную погрешность и в комплектации штата – в случае со мной», - заявил Капица.
Резерфорд, оценив остроумие претендента, ответил: «Вы приняты, я согласен».
Приготовьте раствор
n При отравлении лекарственными средствами или ядовитыми растениями желудок следует промыть 0,1% раствором марганцовки
n Для того чтобы срезанные розы дольше не увядали, в воду наливают 1,5% раствор сахара
n Зуд укуса комара можно уменьшить, потерев кожу 3% раствором питьевой соды
Заморочки
Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростерлась по мостовой между тротуарами, на которой толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.
Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив в том же направлении кусочек вещества Х величиной с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое желтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные пробасил: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнем! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет его делать!»
Какой металл был, упомянут в рассказе? (натрий)
Твердое химически чистое вещество расплавлено. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При взаимодействии c кислотами и щелочами новых веществ не образует. Ни расплав вещества, ни его раствор электрический ток не проводит. О каком веществе идет речь (вода)
Завершить мероприятие можно химическим гимном, сопровождаемым горением свечей или «вулканчиков».
Подведение итогов мероприятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.