Данное педагогическое исследование является актуальной, так как изучение мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.
Исследование проводилось на занятиях в Школе раннего развития «Буратино», по предмету «Развитие речи», «Английский язык», «Лепка» .
Цель исследования: изучение мотивации к деятельности обучающихся
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у обучающихся мотивации к деятельности посредством игровых методов обучения.
2. Подобрать методики для определения уровня развития мотивации к деятельности у детей.
3. Провести экспериментальное изучение влияния игровых методов обучения на развитие у обучающихся мотивации к деятельности.
Содержание педагогического исследования, а так же проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик, собрав воедино опыт педагогов. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятия, способствует оптимизации занятия и повышению его эффективности. Объем содержания материала определяется с учетом объема памяти, внимания, возможностей детей, их умственной работоспособности. Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при применении в образовательном процессе. Есть основание полагать, что при активном использовании в учебно-воспитательном процессе эти методики будут иметь большую эффективность.
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Центр эстетического воспитания детей
имени В.В. Белоглазова города Благовещенска»
Педагогическое исследование
«Игра как средство мотивации
к деятельности обучающихся»
Автор: Сороковикова Татьяна Николаевна,
методист
высшей квалификационной категории
место работы: Центр эстетического воспитания детей
имени В.В. Белоглазова города Благовещенска
электронный адрес: sorokovikov
телефон: 527244
89246729558
75@
mail
. ruБлаговещенск
2017
Оглавление
Введение
Основная часть
1. Экспериментальное изучение влияние игровых
методов обучения на развитие у дошкольников
мотивации к деятельности
1.1. Организация и методы исследования
1.2. Диагностика уровня развития у дошкольников
мотивации к деятельности на констатирующем
этапе эксперимента
стр. 3
стр. 4 – 8
стр. 9
стр. 10 – 11
1.3. Описание формирующего этапа эксперимента
1.4. Анализ полученных данных на контрольном этапе
стр. 11 – 12
стр. 12 13
эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
стр. 14 – 15
стр. 16 17
стр. 18 25Аннотация
Данное педагогическое исследование является актуальной, так как изучение
мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии
личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение
деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка
делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой
психологии.
Исследование проводилось на занятиях в Школе раннего развития
«Буратино», по предмету «Развитие речи», «Английский язык», «Лепка» .
Цель исследования: изучение мотивации к деятельности обучающихся
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психологопедагогическую литературу по
проблеме развития у обучающихся мотивации к деятельности
посредством игровых методов обучения.
2. Подобрать методики для определения уровня развития мотивации к
деятельности у детей.
3. Провести экспериментальное изучение влияния игровых методов
обучения на развитие у обучающихся мотивации к деятельности.
Содержание педагогического исследования, а так же проведенный в
работе анализ психологопедагогической и методической литературы позволил
выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к
указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых
методик, собрав воедино опыт педагогов. Адекватность требований и нагрузок,
предъявляемых ребенку в процессе занятия, способствует оптимизации занятия
и повышению его эффективности. Объем содержания материала определяется с
учетом объема памяти, внимания, возможностей детей, их умственной
работоспособности. Методики, использованные нами на практике, хорошо
зарекомендовали себя даже при применении в образовательном процессе. Есть
основание полагать, что при активном использовании в учебновоспитательном
процессе эти методики будут иметь большую эффективность.
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях.Введение
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях
науки, происходит перестройка практики и методов работы. В частности, все
более широкое распространение получают различного рода игры. Решение
проблемы развития мотивации к деятельности дошкольников кроется в
использовании методов обучения, базирующихся на передовых представлениях
детской психологии. И здесь на помощь педагогам должна прийти игра – один из
древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Игра – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как
индивидуума, так и общества в целом. Игра теснейшим образом связана с
развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития –
в детстве – она приобретает особое значение. Участие дошкольников в играх
способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к
успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется
мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору
альтернатив.
Актуальность проблемы использования игровых методов обучения в учебно
воспитательном процессе и практическая необходимость разработки комплекса
игр для развития мотивации деятельности и определили следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психологопедагогическую литературу
по проблеме развития у обучающихся мотивации к деятельности
посредством игровых методов обучения.
2. Подобрать методики для определения уровня развития мотивации к
деятельности у детей.
3. Провести экспериментальное изучение влияния игровых методов
обучения на развитие у обучающихся мотивации к деятельности.
Цель исследования: изучение мотивации к деятельности у обучающихся
и влияние на них игровых методов
Объект исследования: мотивационная сфера.
Предмет исследования: игровые методы обучения и развития
обучающихся
Гипотеза исследования:
игровые методы обучения оказывают
положительное влияние на развитие мотивационной деятельности.В исследовании использовались следующие методы: теоретический
анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение,
психологопедагогический эксперимент.
Основная часть
1. Экспериментальное изучение влияние игровых методов обучения
на развитие у дошкольников мотивации к деятельности
Ведущей деятельностью обучающихся дошкольников является игра –
своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни
впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения
ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная
значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у
ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое
мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в
соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т.д.
По мнению Шацкой Н.Н., игра настолько многомерное явление, что
исследователи включают в «игровое пространство» искусство, науку, военное
дело, финансы, право, любовь – весь человеческий опыт. Вместе с тем это
повседневное явление, основа детства, универсальное средство развития
ребенка.
Шмаков С.А. определяет игру как «зону» самовоспитания» и считает, что
вся воспитательная сущность игровой деятельности отражается в правилах:
«Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего
самоограничения и самоопределения».
Соотнесение игровой деятельности с «духовнопрактическим действием»
подчеркивает духовное значение и назначение игры. Приведем уточняющее
определение понятия игровой деятельности, данное Газманом О.С.: «Игровая
деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой
личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия,
удовольствия от проявления физических и духовных сил».
На некоторые из них, по мнению Осиповой М.П., важно обратить
внимание педагогов, что позволит четче высветить значение игры в жизни
ребенка. А именно:игра имеет большие воспитательные возможности, потому что она
всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный
климат, способствующий формированию положительных эмоций;
в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и
стремится изменить ее, тем самым изменяется и сам;
игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое
развитие ребенка: мотивационнопотребностную сферу, на преодоление
«познавательного эгоцентризма» (господство в мышлении ребенка своей
непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать
существование других точек зрения); на развитие умственных действий
произвольного поведения и др.;
игры создают большие возможности для развития организаторских
умений и навыков детей;
в игре ребенок приобщается к нравственным нормам
взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь
определенным правилам;
К игровому направлению в методах обучения и воспитания следует
отнести те, которые во главу угла ставят развитие интереса у ребенка к
предмету обучения, в моем случае – это предмет «Развитие речи» и
«Математические ступеньки».
Обучать детей дошкольного возраста надо в игре. Поэтому педагоги
при обучении детей стремятся
Школы раннего развития «Буратино»
максимально использовать игровые методы и приемы. Самое главное – понять
принцип отбора игровых методов обучения.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является
предоставление детям возможности радостного и содержательного проживания
периода дошкольного детства.
Это значит, что взаимодействие педагога с детьми, как в повседневной
жизни, так и в процессе обучения, должно осуществляться без принуждения над
ребенком, быть светлым и радостным.
В связи с этим Доронова Т.Н. подчеркивает, что в основе отбора и
использования игровых методов и приемов должен быть заложен принцип:
игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения
сюжетноролевой игры детей данного возраста. Рассмотрим это на конкретных
примерах.
Каждый педагог может сам придумать игровые методы и приемы
обучения, но желательным условием педагогического творчества является
следование принципу: игровые методы и приемы должны соответствовать
способам построения сюжетноролевой игры детей данного возраста:
в младшем дошкольном возрасте включать игровые действия;
в среднем – строится на основе ролевого поведения;
в старшем – на основе сюжетосложения.Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста (5 7 лет).
Первая задача, которая встает передо мной при создании мотивационного
компонента деятельности, заключается в определении его структуры. Мы уже
выяснили, что составляющими функциональной структуры мотивационного
компонента деятельности являются:
1. наличие у субъекта мотивов, побуждающих значимую деятельность,
2. установление целевой иерархии и выделение основной цели действия,
3. установление связи цели формируемого действия с мотивом значимой
деятельности.
Как же создать и развить мотивацию к деятельности дошкольников? Здесь
на помощь педагогам приходит игра. Ведь одна из функций игр дошкольников
заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных
потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и
закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.
Обращая внимание на эту особенность игры, Эльконин Д.Б. отмечает, что
значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему
содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно,
важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма
мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до
сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам,
имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются
следующие основные виды деятельности детей: играманипулирование с
предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа,
коллективная сюжетноролевая игра, индивидуальное и групповое творчество,
игрысоревнования, игрыобщения, домашний труд.
художественноречевое,
певческое.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского
танцевальное,
творчества:
сценическое,
У опытного педагога дети стремятся к
художественному изображению литературного произведения не только как
«артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль,
как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д.
музыкальноигровое,
Многие игры используются как средство решения определенных
обучающих и развивающих задач. Например, обучающие игры с готовым
содержанием и правилами используются для развития внимания, умения
сравнивать, действовать по элементарному алгоритму, для развития счетных
навыков, речевых умений. В таких играх педагог побуждает детей к активному
решению познавательных задач, воспитывает сосредоточенность, внимание,
настойчивость в достижении цели. Учебнопредметнодидактические игры
помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов в процессе
реальной практической деятельности, стимулируют дальнейшее развитие
интеллектуальноперцептивных умений. Они учатся принимать поставленную
педагогам игровую задачу или выдвигать ее самостоятельно в соответствии справилами игры, достигать нужного результата; контролировать достижение
игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам,
как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и
предполагаемом результате.
Подвижные игры, связанные с исходной инициативой взрослого,
способствуют формированию элементарной организованности, действию в
едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодолению
препятствий (пройти по ограниченной площади), совершенствованию основных
движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.) Воспитатель поддерживает проявления
доброжелательности к партнерам по играм, желание детей участвовать в общих
подвижных играх.
Итак, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно и обязательно
соблюдает определенные правила:
Вопервых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим
какомунибудь игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться
желание помочь одному из обитателей игрового мира;
Вовторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или
заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. Вначале следует
показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия (например,
если на занятии дети будут учиться рисовать домик для белочки, то
показываются маленькие игрушки фигурки бельчат). Затем педагог
рассказывает о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или
затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет домика.
Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у
своих слушателей.
Втретьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет:
для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который
предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации).
Вчетвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а
игровую задачу. Они в мире игры. Поэтому педагог, если замечает какиелибо
недостатки, предлагает – и только в игровой форме: «Наташа, твоей белочке
очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от дождя».
Не важно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что указания
воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте
игровой, а не учебной деятельности.
Можно сказать, что мотивации к деятельности большое значение отводится
в психологическом механизме игры. Выполнение роли, будучи эмоционально
привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в
котором роль находит свое воплощение. Указание на мотивы является, однако,
недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который
мотивы могут оказывать это воздействие.Таким образом, проанализировав психологопедагогическую литературу по
вопросу роли игровых методов обучения в мотивации к деятельности
дошкольников, мы приходим к следующим выводам:
1. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и
регулируются мотивацией – иерархизированной совокупностью мотивов,
составляющих мотивационную сферу личности. Но важно не только признание
этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу,
общепризнанно. Не менее важно понимание природы мотивации, ее
происхождения.
2. У ребенка дошкольного возраста меняются основные мотивы
умственной деятельности от игровых интересов к познавательным; происходит
формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в
умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и
оценить результаты.
3. Одна из функций игр дошкольников заключается в том, что они служат
средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его
мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые
мотивы деятельности и связанные с ними цели. Hо пpоисходит не только
pасшиpение кpyга мотивов. Существенно важным является то, что в игре
возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит
переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных
непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений,
стоящих на грани сознательности.
4. К игровому направлению в методах обучения и воспитания следует
отнести те, которые во главу угла ставят развитие интереса у ребенка к предмету
обучения. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить
обучающегося осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в
жизни, т.е. формулировать цели и программы собственной самостоятельной
деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
5. В основе отбора и использования игровых методов и приемов должен
быть заложен принцип: игровые методы и приемы должны соответствовать
способам построения сюжетноролевой игры детей данного возраста:1.1. Организация и методы исследования
Для изучения роли игровых форм обучения в развитии у дошкольников
мотивации деятельности мы провели исследование, которое проводилось в три
этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики
и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня
развития мотивации к продуктивной деятельности дошкольников.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы
необходимые условия для оснащения развивающей среды дошкольников в
воспитательнообразовательном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение
эффективности использования игры и игровых приемов как средства развития
мотивации к деятельности дошкольников.
Исследование проводилось на базе Школы раннего развития «Буратино».
В эксперименте приняли участие 14 детей группы «Светлячки» (5летнего
возраста, фамилии и имена участников эксперимента изменены).
Эксперимент проводился с 4 сентября 2016 г. по 14 февраля 2017 г.Основной целью исследования явилось изучение мотивации дошкольников
к деятельности и выявление влияния на нее игровых методов обучения.
Гипотеза: игровые методы обучения оказывают положительное влияние
на развитие у дошкольников мотивации к деятельности.
Задачи:
1. Подобрать методику для определения уровня развития мотивации к
продуктивной деятельности у дошкольников.
2. Провести экспериментальное изучение влияния комплекса игр,
направленных на развитие у дошкольников мотивации к деятельности.
3. Определить эффективность указанного комплекса игр на развитие у
дошкольников мотивации к деятельности.
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа,
психологопедагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
1.2. Диагностика уровня развития у дошкольников мотивации к
деятельности на констатирующем этапе эксперимента
Деятельность человека есть проявление его произвольной активности и
имеет социальную природу. Это целенаправленный процесс, детерминируемый
осознаваемыми мотивами. Поскольку мы рассматриваем взаимосвязь игровых
методов обучения и мотивации к деятельности, то, говоря о деятельности, мы
будем говорить о продуктивной деятельности.
При разработке методики определения уровня развития мотивации к
продуктивной деятельности у дошкольников особую важность и сложность
представляет выбор наблюдаемых показателей мотивации.
Такими
показателями выраженности мотивации в нашем исследовании выступают:
эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;
целенаправленность деятельности, ее завершенность;
степень инициативности ребенка.Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по
четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до
0 баллов – полного его отсутствия).
Суммируя баллы по этим трем показателям, мы получаем выводы об
уровне развития мотивации к деятельности:
1112 баллов – очень высокий уровень развития;
810 баллов – высокий уровень;
57 баллов – средний уровень;
24 баллов – низкий уровень;
01 балл – очень низкий уровень.
Эксперимент строился следующим образом: в совместной работе со
взрослым детям предлагалось собрать из геометрических фигур букву: А, Б, В
и т.п.
По ходу эксперимента, внимательно наблюдая за детьми, педагог оценивал
их деятельность по указанным выше показателям выраженности мотивации.
В ходе проведения диагностического обследования, направленного на
выявление начального уровня развития мотивации, нами были получены
результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 1).
Из таблицы 1 мы видим, что дети имеют различный уровень развития
мотивации к деятельности:
большинство дошкольников – 7 человек, что составляет 47%, набрали
57 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития мотивации;
3 дошкольника, что составляет 27%, набрали от 8 до 10 баллов, т.е. у
них зафиксирован высокий уровень развития мотивации;
2 человека (14%) получили 24 балла – низкий уровень;
очень высокий уровень развития мотивации зафиксирован у 1 ребенка
(7%) – он набрал 11 баллов.
Кроме того, в рамках констатирующего этапа эксперимента мы решили
выяснить, какие цели преследуют педагоги и насколько осознанно они
используют игровые методы в воспитательнообразовательном процессе. С этой
целью я присутствовала на занятии по Английскому языку в группе (приложение
2), а затем провела беседу и анкетирование (приложение 3).
В результате посещения занятия, анкетирования и беседы с педагогом
Симаковой Валентиной Викторовной, я выяснила следующее.
В воспитательнообразовательном процессе Валентина Викторовна
использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную.
Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от
результата, которого необходимо добиться.
По её словам, дети любят игры на занятиях, но не всегда выполняют
правила. По её мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:
если игра не соответствует уровню развития детей, т.е. даже при
четком объяснении правил вызывает определенную трудность при ихвыполнении. На её взгляд, это не способствует закреплению знаний, а рассеивает
внимание на решение отвлеченных от темы задач;
если дети не хотят играть;
если игра новая – новые игры должны быть проверены;
Педагог отметила, что на протяжении всего процесса игры на занятии
необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация
между детьми и не испортились взаимоотношения в группе. Если она это
замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение
других проблем в самой игре.
Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане.
Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять
мнение других и т.д.
Итак, по результатам анкетирования и беседы с педагогом в группе
«Светлячки» мы пришли к выводу, что Симакова В.В. на занятии по английскому
языку она достаточно умело использовала игровые приемы.
В связи с этим мы считаем, что целесообразно формирование у педагогов
знаний и умений использования игровых методов вообще и как способов развития
у дошкольников мотивации к деятельности, в частности.
1.3. Описание формирующего этапа эксперимента
В ходе данного эксперимента на формирующем этапе нами
целенаправленно и систематически в ходе воспитательнообразовательной
деятельности применялись различные игровые приемы и методы.
В основу формирующего этапа эксперимента была положена технология,
разработанная Дороновой Т.Н. и Якобсоном С.Г. Они справедливо полагают, что
если у ребенка нет готовности и желания овладеть какимто способом, всеусилия воспитателей будут в значительной мере напрасными. Поэтому при
усвоении способов решающей является проблема мотивации.
При создании дополнительной мотивации мы исходили из того, что
игровое действие совершается большей частью с какимлибо игровым
персонажем или в его интересах. Даже простое и короткое описание опасного
или затруднительного положения, в которое попадает персонаж, вызывает уже у
дошкольников сочувствие и готовность оказать ему помощь (использование
персонажей из русских народных сказок).
Создав у детей мотивацию, вызвав готовность помочь персонажу,
взрослый ставит игровую задачу, в которой конкретизируется необходимая
помощь («научить читать», «познакомить с буквой» и т.п.). Для решения этой
задачи нужны соответствующие предметы, и взрослый предлагает детям научить
их изготовлять эти предметы, т.е. ставит теперь учебную задачу и показывает
приемы и способы ее решения.
Итак, первый вариант системы игровой мотивации основан на том, что
сказочные герои приходят в группу с просьбой о помощи. Они нуждаются в
самых разных предметах (дома, фрукты, железная дорога и т.п.), которые они не
могут сделать сами, но которые наверняка сделают эти умные и добрые дети.
Следует также отметить, что важнейшим принципом данной технологии
является предоставление детям свободы выбора, но в рамках предлагаемого
способа.
Введение в процесс обучения подобных персонажей позволяет решить еще
одну важную задачу: вывести объективную критическую оценку работы ребенка
из сферы его взаимоотношений со взрослым. Известно, что дети весьма
болезненно относятся к критике их «достижений», воспринимая ее как «плохое»
отношение взрослого к ним самим. Но такая критика необходима для получения
хороших результатов и для развития адекватной самооценки.
В первом варианте каждый ребенок имеет своего персонального
«клиента», просьбу которого он выполняет.
Второй вариант направлен на усвоение содержаний, требующих
понимания. Он представляет собой объяснение одному или двум игрушечным
персонажам принципов или правил, которые те не понимают. Например,
Незнайка не может выучить букву, потому что не понимает, что нужно делать.
Так как игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников –
рисованием, лепкой, конструированием и т.п., мы решили выявить влияние
игровых методов обучения на мотивацию деятельности на примере занятия
дошкольниками продуктивной деятельностью. Некоторые конспекты таких
занятий представлены нами в приложении 4.
Деятельность ребенка, в основе которой лежит созидание, является
продуктивной. Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как
игры и труда, выступают потребность ребенка в самостоятельности и
активности,
освоение предметных действий,
подражание взрослому,формирование координации движений руки и глаза. На занятиях каждый
ребенок может проявить свою индивидуальность.
Итак, на формирующем этапе эксперимента нами были приняты во
внимание рекомендации таких педагогов и психологов, как Доронова Т.Н.,
Якобсон С.Г., Парамонова Л.А., Лиштван З.В., Урунтаева Г.А., Коссаковская
Е.А., Комарова Т.С., Сакулина М.П., Бондаренко А.К., Дьяченко О.М., и
проведены занятия с дошкольниками по Развитию речи, Английскому языку и
Лепке с использованием игровых методов обучения.1.4. Анализ полученных данных на контрольном этапе эксперимента
По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная
диагностика для проверки того, насколько проведенная система занятий
изменила уровень развития мотивации к деятельности ребят. По той же
методике была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики
представлены в таблице 2 (приложение 5).
Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов
эксперимента, мы зафиксированы следующие изменения в развитии мотивации к
деятельности у дошкольников:
значительно увеличилось количество детей с очень высоким и
высоким уровнем развития – соответственно на 14% и 7% от показателей в
констатирующем эксперименте;
низкого и очень низкого уровней развития на контрольном этапе
эксперимента не зафиксировано вовсе.
Динамику изменения (в %) уровней развития мотивации к деятельности
детей я представила на диаграмме:
50
40
30
20
10
0
Констатирующий этап
Контрольный этап
Оч.высокий
Высокий
Средний
Низкий
Оч.низкий
Таким образом, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том,
что игровые методы обучения оказывают положительное влияние на развитие у
дошкольников мотивации к деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведение и деятельность человека побуждаются, направляются и
регулируются мотивацией – иерархизированной совокупностью мотивов,
составляющих мотивационную сферу личности.
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей
проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее
интенсивного формировании мотивационной сферы. Решение проблемы
развития мотивации деятельности дошкольников кроется в использовании
игровых методов обучения, базирующихся на передовых представлениях
детской психологии. Ведь одна из функций игр дошкольников заключается в
том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей
ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и
закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности и связанные с ними
цели. Но, происходит не только расширение круга мотивов. Существенно,
важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма
мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до
сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам,
имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, жить
в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности,
есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение
порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию,
его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может
быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует
познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и
память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для
дошкольников – любимая форма деятельности.
Существование различных теорий игры, мнений исследователей о ее
сущности и значении для развития, воспитания, образования ребенка
подчеркивают феноменальность, многомерность данного явления. Феномен игры
заключается в том,
что, являясь развлечением, отдыхом, она способна
перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде, воспитании.
Проведенный в работе анализ психологопедагогической и методической
литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров
педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную
систему применения игровых методик, собрав воедино опыт педагогов.Нами было проведено опытноэкспериментальное исследование с целью
выявления эффективности применения игровых методов обучения для развития
у дошкольников мотивации деятельности. Результаты и выводы опытно
экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы.
Они однозначно указывают на то, что применение игровых методов в
воспитательнообразовательном процессе не только обосновано, но и
необходимо.
Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали
себя даже при применении в образовательном процессе. Есть основание
полагать, что при активном использовании в учебновоспитательном процессе
эти методики будут иметь большую эффективность.
Таким образом, цель исследования – выявление влияния игровых методов
на развитие у дошкольников мотивации к деятельности – достигнута; задачи
реализованы. Гипотеза – игровые методы обучения оказывают положительное
влияние на развитие у дошкольников мотивации к деятельности – подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. –
375с.
2. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы
психологии. – 1979. № 4. – С.2234
5.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М: Просвещение, 1983. – 124с.
4.
Виноградова Е.Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации
дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1999. № 6. – С.1114
Воспитание. Второй класс. «Ориентир»/ Под ред.М.П.Осиповой. – Мн.,
2001. – 240с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М., 1984. – 390с.
Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. – М.: Педагогика, 1988. – 149 с.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
6.
7.
8.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ Под
ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. – М., 1999. – 180с.
10. Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении
детей от 2 до 7 лет (часть 1)// Дошкольное воспитание. – 2004. № 4. –
С.1219
11. Елфимова Н.В. Исследование структуры мотивационного компонента
деятельности// Вопросы психологии. – 1992. № 6. – С.1924
12. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. –
Новосибирск, 1995. – 220с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000. – 420с.
14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 191 с.
15. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.:
Учпедгиз, 1961. – 71 с.
16. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста//
Вопросы психологии. – 2005. № 2. – С.7579
17. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду.
– М., 1971. – 220с.18. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебнометодическое пособие. –
М., 2005. – 76 с.
19. Лысковская В. Игра как метод обучения и воспитания// Учительская газета.
– 2002. № 4. – С.6
20. Матюхина М.В., Михальчик Г.С. и др. Возрастная и педагогическая
психология. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
21. Маханева М.В.
Театрализованная деятельность дошкольников//
Дошкольное воспитание. – 1999. № 11. – С.614
22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/
Под ред.Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М.: Просвещение, 1979. – 164с.
23. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание. – М., 1993. – 125с.
24. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.1. – М: Владос, 2003. – 688 с.
25. Парамонова Л.А., Ударовских Г.В. Роль конструктивных задач в
формировании умственной активности детей// Дошкольное воспитание. –
1985. № 7. – С. 4649
26. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред.
А.И.Щербакова. – М., 1987. – 320с.
27. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб,
2002. – 360с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1999. – 720 с.
29. Селевко Г.К. Великая иллюзия. Игра как метод обучения// Учительская
газета. – 2005. № 40. – С.23
30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – РостовнаДону, 1996. – 310с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов
вузов. – М.: Академия, 1996. – 336с.
32. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс. – Мн., 2003. – 410 с.
33. Шацкая Н.Н. Игра как средство формирования товарищества// Праблемы
выхавання. – 2006. № 1. – С.3742ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
а
н
ь
л
а
н
о
и
ц
о
м
Э
я
ь
т
с
о
н
н
е
ч
е
л
в
о
в
3
2
2
1
3
2
4
3
3
2
1
4
в
а
р
п
а
н
е
л
е
Ц
ь
т
с
3
о
н
н
е
л
0
1
1
3
0
3
2
4
4
1
1
в
и
т
а
и
ц
и
н
И
ь
т
с
о
2
н
1
2
3
2
1
4
1
2
2
1
2
Общая
сумма
баллов
8
3
5
5
8
3
11
6
9
8
3
7
Таблица 1
Уровень
развития
мотивации
Высокий
Низкий
Средний
Средний
Высокий
Низкий
Оч. высокий
Средний
Высокий
Высокий
Низкий
Средний
Дубоделов
1. Дорофиенко
Александр
2.
Семен
3. Дремлюга
Вероника
4. Дюльдин Михаил
5. Образцов Роман
6. Козлов Глеб
7. Шпак Максим
8. Кудрич Вячеслав
9. Милюшко Мария
10.
Цифутина
Алиса
11.Нестеренко
Лариса
12. Харченко
Анастасия13. Юренков
Никита
14. Соломахина
Арина
2
4
2
1
2
2
6
7
Средний
Средний
Приложение 2
Протокол проведения занятия по лепке
Педагог: Белоусова Наталья Петровна
Тема: «Булочная».
Программное содержание:
расширить знания детей о процессе выращивания хлеба;
учить лепить разнообразные хлебобулочные изделия: булки, кренделя,
ватрушки и др.;
учить использовать в своей работе приемы преобразования
цилиндрической формы: скручивание, сворачивание в кольцо и др.;
и др.;
учить преобразовывать дискообразную форму: скручивать, сворачивать
закреплять умение украшать свою работу мелкими деталями,
пользоваться стекой;
поощрять любые проявления творчества, воспитывать уважение к
труду пекаря.
Предшествующая работа: беседа с детьми на тему «Откуда берется
хлеб?»
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня утром к нам прилетели инопланетяне
(Показывает игрушку инопланетянина). Они узнали, что у нас на Земле есть
невиданный продукт. Как вы думаете, что это за продукт? Не знаете? Тогда
сейчас я загадаю загадку, и вы сразу поймете, о чем идет речь.Растили, растили,
Били, били,
Мяли, мяли,
В печи выпекали,
К столу подавали.
Дети: Булочки! Хлеб! Блины! Пирог! Торт!
Педагог: Молодцы! Правильно отгадали загадку Ксюша и Вадик. Это хлеб.
А откуда мы берем хлеб?
Дети: Из магазина. Из печки.
Педагог: А вот инопланетяне говорят мне, что хлеб на деревьях растет, а
люди его собирают и продают.
Дети (хором): Нет!!
Педагог: Нет? Действительно, это тяжелый труд людей. Давайте вместе
вспомним, что нужно делать, чтобы вырастить хлеб. Итак, что нужно сделать
сначала?
Саша: Нужно вскопать землю и посадить семена.
Педагог: Правильно, Саша. Посадить зерно. Что происходит дальше? Что
люди делают, когда колосья выросли и созрели?
Катя: Собирают урожай.
Педагог: Правильно, жнут. А дальше? Колосья обмолачивают. Потом
зерно смалывают в жерновах в муку. А пекарь из муки заводит тесто и выпекает
разнообразные хлебобулочные изделия: булочки, ватрушки, плетенки и многое
другое. Вот и мы с вами сегодня будем настоящими пекарями и постряпаем
разные изделия из теста. У вас на столах есть кусочек теста. Разделите его на
две равные части и сделайте два любых хлебобулочных изделия. Для того, чтобы
получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца, если цилиндр
скрутить, то получится плетенка, если скатать, то получится булочка. А если
скатать цилиндрическую форму, то получится рулет. Сейчас каждый из вас
хорошо подумает, что он будет лепить, и после этого можно будет приступать к
работе.
Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как нужно
правильно сидеть за столом.
Проводит индивидуальную работу:
напоминает приемы лепки;
использует повторный показ, словесные поощрения, похвалу;
помогает в украшении работы мелкими деталями.
За пять минут предупреждает об окончании работы.
Воспитатель проводит анализ детских работ. К анализу привлекает
самих детей:
Педагог: Дети, давайте внимательно посмотрим все ваши работы и
выберем оригинальную работу.
Дети: У Насти! У меня! У Ксюши! У Насти! У Сережи!Педагог: Хорошо, значит, мы решили, что у Насти самая оригинальная
поделка. Чем понравилась вам ее работа? Украшена ли работа мелкими
деталями?
Дети: Да!
Педагог: Что интересного, необычного в работе?
Михаил: У нее плетенка получилась как будто с маком.
Педагог подводит итог занятия: Сегодня на занятии мы с вами вспомнили,
как люди выращивают хлеб, попробовали сами лепить из теста. Мне понравилась
работа Саши,
Насти: они проявили творчество и
самостоятельность. А Вадим и Света в следующий раз постараются и у них
получатся разные оригинальные изделия.
Маши,
Кати,
Приложение 3
Анкетирование
№
п/п
1
2
3
4
5
Вопросы анкеты
Ответы педагога
Используете ли Вы игры в
воспитательнообразовательном
процессе?
Обязательно
Какие игровые методы Вы считаете
наиболее успешными в воспитательно
образовательном процессе?
В каких случаях Вы используете
игровые приемы?
Различные формы игр: индивидуальную,
групповую, коллективную. Выбор формы
зависит от целей и задач игр. Цель
выбирается в зависимости от результата,
которого необходимо добиться.
Если необходимо заинтересовать детей
Какую цель Вы чаще всего преследуете,
используя игровые приемы?
Привлекаю внимание детей к занятию
Считаете ли вы целесообразным
использовать игру в воспитательно
образовательном процессе?
Да6
7
8
9
Какие психологические качества
ребёнка развивает игра?
Любят ли дети игру на занятиях?
Да
Выполняют ли дети все правила игры?
В каких случаях не нужно применять
игры?
Не всегда выполняют правила. Чаще всего
это бывает в групповой игре, где дети
пытаются помочь друг другу.
Если игра не соответствует уровню
развития детей, т.е. даже при четком
объяснении правил вызывает определен
ную трудность при их выполнении. Это не
способствует закреплению знаний, а рас
сеивает внимание на решение отвлеченных
от темы задач. Кроме того, если дети не
хотят играть и если игра новая – новые
игры должны быть проверены;
Игра помогает учащимся развиться в
личностном плане. Это и умение
сотрудничать со сверстниками, умение
выслушать и принять мнение других и т.д.
Приложение 4
Конспект занятия по Английскому языку
Тема: «Я одеваюсь» (Вводное занятие)
Педагог: Симакова Валентина Викторовна
Цель: изучение новой лексики и речевых образцов по теме «Я одеваюсь»
Задачи:
1. Образовательные: увеличить объём слов по теме «Я одеваюсь», формировать
правильное произношение и интонацию;
2. Развивающие: развивать мыслительные операции, речь, творческую
активность;
3. Воспитательные: формировать бережное отношение к одежде, воспитать
аккуратность;
Оборудование: телевизор, презентация, «шкаф» из коробки, картинки с
изображением одежды, пазлы с разрезанными частями от одежды, разрезанная на
4 части шляпа Незнайки, смайлики «Well Done» за хорошую работу.
1. Организационный момент: приветствие, введение в атмосферу иноязычного
общения.
Ход занятияHello, children! (Дети хором: Hello, Валентина Викторовна!)
Good afternoon, my children! (Дети хором: Good afternoon, Валентина
Викторовна!)
I am glad to see you. Let’s begin our English lesson!
Who is absent today? (кто отсутствует сегодня?) (Дети отвечают: Dasha is
absent today и т.д.)
2. Подготовительная часть: фонетическая и речевая зарядка.
(Ch. дети, Т педагог)
Ребята! Ваши глазки готовы?
Ch.: – Yes.
Т.: – Ваши ушки готовы?
Ch.: – Yes.
Т.: – Ваши язычки на месте?
Ch.: – Yes
Перед тем как начать занятие, нам нужно размять наш язычок. Сегодня
наш друг Mr. Tongue приглашает нас прогуляться с ним по лесу. Итак, мы с
вами в лесу. Под ногами у нас шуршат литья и ветки, иголки и шишки: shshsh.
И вдруг на нас нападают комары и жужжат: /zzz/. А мы их отгоняем вот так:
дети хлопают в ладоши. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по
лесу: shshsh. Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: ththth. Мы стараемся не
делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую
полянку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим: /wauwwau/. Мы
ложимся на травку и отдыхаем: /o:o:o:/.
Дети повторяют за педагогом. Well Done! Молодцы!
3. Основная часть: усвоение новых знаний.
Сегодня мы приступим к изучению названий одежды. Какие вы знаете
предметы одежды? Давайте попробуем назвать (называют). Молодцы!
Посмотрите на экран (слайды с изображением одежды). А теперь нам нужно
эти виды одежды назвать на английском языке! Смотрите и слушайте
внимательно и повторяйте за мной!
dress – платье
socks – носки
shorts – шорты
skirt – юбка
Shoes – туфли
Hat шляпа
(Просмотр слайдов). Good for you! Молодцы!
Ребята, сегодня утром мне почтальон передал письмо, и это письмо от
Незнайки (показать письмо). Он пишет о том, что злая Колдунья украла у него
красивую синюю шляпу Hat и заколдовала ёё в четырех осколках. И помочьНезнайке сможем только мы, если выполним 4задания, которые приготовила для
нас Колдунья.
Ну что, ребята, поможем Незнайке? (да, поможем).
Итак, ребята, первое задание: Назовите, какая одежда бывает. А поможет
нам в этом волшебный шкаф (педагог достает из «шкафа» вещи из бумаги,
вместе с детьми озвучивает их)
Вот мы и получили первый осколок от шляпы Незнайки (педагог
приклепляет на доске)
Задание 2: Злая Колдунья испортила одежду, она разрезала всю одежду на
части, и вот они сейчас перед нами. Давайте поможем собрать все виды одежды
(работа в 5 группах с пазлами)
Вот мы и получили второй осколок от шляпы Незнайки (педагог
приклепляет на доске)
Физкультминутка.
Ребята, давайте отдохнем и сделаем зарядку.
Встаньте, Stand up, please. Смотрите на экран и повторяйте!
(Поют песню «Head and Shoulders» вместе с педагогом выполняют
движения).
Молодцы! Good for you! Sit down, садитесь.
Ребята, посмотрите – к нам гости пришли. Это – Катушкиподружки. Скажите,
чем они отличаются? (катушки: красного цвета, синего, зеленого, желтого,
белого, черного, оранжевого). Но Катушки говорят, Злая колдунья совсем
запутала их, что теперь не знают, какую же одежду могут взять себе.
Задание3:
Как вы думаете, одежду какого цвета любит Красная Катушка? (red) А Синяя
Катушка? (blue) (и т.д. про каждый цвет) Вот теперь порядок! Катушки
подружки очень довольны!
Вот мы и получили третий осколок от шляпы Незнайки (педагог
приклепляет на доске)
Задание 4:
Мы сейчас поможем Незнайке сосчитать одежду, и получим, наконец,
последний, четвёртый осколок от шляпы Незнайки. А считать мы будем,
пользуясь цифрами английского языка (Педагог показывает изображения
одежды, дети считают «one, two, three»). Посмотрите, ребята, Незнайкина шляпарасколдована, теперь он ее сможет забрать и продолжать ее носить. И это
благодаря вашей помощи и знаниям об одежде на английском языке.
4. Заключительный этап.
Ребята, что вы нового сегодня узнали? What we learn about? Вам понравилось?
Are you like it?
(Отвечают на вопросы).
Good bye, my friends! Good by, boys and girls!
(Дети: Good bye, my teacher!)
Домашнее задание : выучить названия одежды:
dress – платье, socks – носки, shorts – шорты, skirt – юбка, Shoes – туфли
Hat шляпа
Приложение 5
а
н
ь
л
а
н
о
и
ц
о
м
Э
ь
т
с
о
н
н
е
ч
е
л
в
о
в
я
3
1
1
в
а
р
п
а
н
е
л
е
Ц
ь
т
с
3
о
н
н
е
л
1
1
Таблица 2
Общая
сумма
баллов
Уровень
развития
мотивации
9
5
5
Высокий
Средний
Средний
в
и
т
а
и
ц
и
н
И
ь
т
с
о
3
н
3
3
1. Дорофиенко
Александр
2. Дубоделов Семен
3. ДремлюгаВероника
4. Дюльдин Михаил
5. Образцов Роман
6. Козлов Глеб
7. Шпак Максим
8. Кудрич Вячеслав
9. Милюшко Мария
10. Цифутина Алиса
11.Нестеренко
Лариса
12. Харченко
Анастасия
13. Юренков Никита
14. Соломахина
Арина
2
4
2
4
3
3
2
1
3
2
3
3
3
2
4
2
4
4
1
3
4
4
2
4
1
4
1
4
2
3
2
2
3
7
11
5
12
6
11
8
5
8
8
10
Средний
Оч.
высокий
Средний
Оч.
высокий
Средний
Оч.
высокий
Высокий
Средний
Высокий
Высокий
Высокий