«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».
Оценка 5

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
1 кл—4 кл
03.01.2019
«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».
Аннотация: во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке. В педагогике, как известно, в качестве основных видов деятельности выделяют - игровую, учебную и трудовую деятельность. И именно в начальной школе происходит смена деятельности ребёнка от игровой к учебной.
«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе»..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №15 имени А.З. Потапова ст. Лысогорской» Георгиевского городского округа  Ставропольского края «Игра как средство реализации системно ­ деятельностного подхода на уроках в начальной школе». Игра – это действо, Игра – это жизнь. Аннотация:   во все времена педагога волновала проблема, как сделать так,   чтобы   всем   было   интересно   на   уроке.   В   педагогике,   как   известно,   в качестве   основных   видов   деятельности   выделяют   ­   игровую,   учебную   и трудовую   деятельность.  И  именно   в   начальной   школе   происходит   смена деятельности ребёнка от игровой к учебной.  Игра ­ активнейшая форма человеческой деятельности.  Понятие   «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов   организации   педагогического   процесса.   Игровая   форма   занятий создается   на   уроках   при   помощи   игровых   приемов   и   ситуаций,   которые выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования   учащихся   к   учебной деятельности.  Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют  им лучше запомнить формулировки, определения,"раскрепощают" ученика,  его мышление. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию познавательной активности, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь.         В своей практике я ставлю перед собой задачу:   обеспечить развитие и   исходя   из   его   индивидуальных саморазвитие   личности   ребенка, способностей. Для   достижения   поставленной   задачи,   приходится   выбирать 1 игровые моменты с учетом возрастных особенностей учащихся, их мыслительной деятельности.   В практике игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:  1.Игра   не   должна   оказаться   обычным   упражнением   с   использованием наглядных пособий. 2.При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей. 3.Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации. 4.   Необходимо   обязательное   подведение   результатов   игры,   иначе   теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя. В любой урок  можно внести элементы игры, пусть то будет закрепление учебного материала, или урока­открытия новых знааний. Закрепление  изученного  материала  можно  также  проводить  с  элементами игры.   Например,   можно   провести   аукцион   знаний   или   КВН.   На   обсуждение выставляются   по   очереди   лоты   (карточки   с   обозначениями   различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра   квадрата,  прямоугольника,  треугольника,  площади   прямоугольника, квадрата).   Задача   учащихся   –   как   можно   больше   сообщить   о   данном   лоте (информация,   выдаваемая   учащимися,   должна   быть   дозирована   и   являться логически   законченным   высказыванием).   В   виде   КВН   можно   организовать различные конкурсы, на выявление сильной команды. При   открытии   новых   знаний,   детям   будет   легче   выявить   тему   урока   и поставить задачи урока в игровой форме. Например: сравнение геометрических 2 фигур (шар и круг). Детям предлагается поиграть в футбол кругом, но это не возможно. Тогда можно спросить: «Я чем мы играем в футбол?» (мячом) «Какую форму он имеет?» (форму шара) и т.д. Детям начальной школы легче в виде игры на практике представить ту или иную ситуацию. На   протяжении   всего   урока  можно   использовать   игровые   моменты:   «Кто быстрее   решит   примеры?»,   «Какая   группа   напишет   больше   слов   на   данную орфограмму?», «Найдите отличия между геометрическими фигурами, словами, примерами и т.д.», «Нарисуйте тему нашего урока». Можно использовать старую игру     «Глухой   телефон»   ­   повторите   тему   нашего   урока   (так   все   учащиеся запомнят тему урока). Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном системном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. На   сегодня   целью   образования   становится   общекультурное,   личностное   и   обеспечивающее   такую   ключевую познавательное   развитие   учащихся, компетенцию как умение учиться.           Стремительное   технологическое   развитие,   динамично   меняющиеся   в современном   мире   реальности,   культурное   разнообразие   начинают   опережать способности   человека   осмысливать   без   соответствующей   подготовки   новые явления,   прогнозировать   перспективы.   В   этих   условиях   требуются   новые подходы   к   подготовке   активного   думающего   человека,   ориентированного   на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить  к решению задач. Проблема   современной   школы –   потеря   многими   учащимися   интереса   к учению.   Почему   это   происходит?   Причины   этого   негативного   явления неоднозначны: 3  перегрузка однообразным учебным материалом;  несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;  ограниченные возможности для творческого самоуправления.                  Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать   формирование   человека,   способного самостоятельно   принимать   решения,   отвечать   за   эти   решения,   находить   пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы, которая прописана в ФГОС.    совершенствующего   себя,         Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических   технологий   в   образовательном   процессе,   позволяющих разнообразить   формы   и   средства   обучения,   повышать   творческую   активность обучающихся.           Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес к обучению у младшего школьника   является игровая технология,   особенно при работе с 1­м и 2­м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот   переход   возможен   только   при   интенсивном   формировании   всех   видов универсальных действий. Игровые  формы  обучения на  уроках создают  возможность  эффективной организации   взаимодействия   педагога   и   учащихся,   продуктивной   формы   их общения   с   присущими   им   элементами   соревнования,   непосредственности, неподдельного интереса.  в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;  в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;  игра   развивает   детскую   наблюдательность   и   способность   определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;  игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение   в   урок   игр   и   игровых   моментов   делает   процесс   обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  4 Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная   задача,   поддерживают   и   усиливают   интерес   детей   к   учебному предмету.   Игры   оказывают   большое   влияние   на   умственное   развитие   детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.   Понятие  «игровые   педагогические   технологии»  включает   достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр  по классификации:  • подвижные;    • сюжетно­ролевые;   • компьютерные;  • дидактические. Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение.   Она   для   него   учеба,   труд,   серьезная   форма   воспитания, передача накопленного опыта. Игровой   приём   должен   не   отвлекать   детей   от   учебного   содержания,   а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приёма следует   стремиться   к   естественности   его   применения,   которая   диктуется,   с одной   стороны,   логикой   детской   игры,   а   с   другой   ­   задачами,   решаемыми педагогами.  Дидактические игры кратковременны (10­15 мин.), и важно, чтобы всё это время   не   снижалась   умственная   активность   играющих,   не   падал   интерес   к поставленной задаче.  По возможности  надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре.   Поэтому,   если   игровую   деятельность   осуществляет   часть   детей,   то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.   Предлагаю   познакомиться   с  классификацией   игр  по   характеру познавательной деятельности обучающихся: Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими   фигурами,   их   свойствами,   овладевают   пространственными 5 представлениями.   В   этой   группе   игр   можно   использовать   такие   задания: придумать   слова,   числовые   выражения,   выложить   узор,   начертить   фигуру подобную данной. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся большая группа   игр, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие выполняется поэтапно   в   соответствии   с   заданным   заданием,   дети   перечисляют   возможные варианты решения,   записывают ответы.   В конце игры наиболее активные дети поощряются. Можно провести игру в виде соревнования, для подведения итогов игры   учитель   отмечает   в   таблице   звёздочками   правильные   ответы   учащихся. Данные игры не только систематизирует знания учеников,   но и активизируют внимание обучающихся. Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности. Это   игры,   с   помощью   которых   дети     изменяют   задания   в   другие,   логически связанные   с   ними.     Дети   должны   выявить   закономерность,   которая   является ключом   к   данному   заданию,   сравнивать,   анализировать,   находить   общее   и различия,   вести     поиск   недостающего.   Данная   группа   игр   позволяет систематизировать   и   обобщать   знания     обучающихся   по   различным   разделам программы.   Эти   игры   настолько   заинтересовывают   ребят,   что   они   начинают придумывать их сами. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Арифметический бег», «Проверь   Угадайку»,   в которых   ученики выполняют проверку чьей­то работы. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета  и красного  цвета) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети выполняют задание в ходе игры, обучающиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет ­ с ответом согласны, красный ­ нет).     Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровые  приемы активизируют  стремление 6 ребят   к   контакту   друг   с   другом   и   учителем,   создают   условия   равенства   в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. В   системе   уроков   по   теме   важно   подобрать   игры   на   разные  виды деятельности:   преобразующую, поисковую   –  это   способствует   более   полному   и   быстрому   овладению   детьми знаниями.    воспроизводительную,  исполнительскую, Хочется   отметить,   что   игровая   деятельность   используется   в   следующих случаях: В   начале   урока    цель   игры   –   организовать   и   заинтересовать   детей, стимулировать их активность.  В середине урока  ­ игра должна решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Как технологии внеклассной работы,  при обобщении и повторении блока изученных тем. «Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», ­ писал Лев Семенович  Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занимать прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе. Я   считаю,   что     использование   игровой   технологии   на   уроках   в   начальной школе,   позволяет   добиться   лучшего   усвоения   учебного   материала.   Благодаря чему   ученики   становятся   самостоятельнее,   активнее,   они   способны   работать уже   не   на   репродуктивном   уровне,   а   творить.   Начальная   школа   закладывает  фундамент   для   обучения   дальше,   переходу   на   новую   ступень.     С   помощью игровой   технологии     на   уроке   учитель   решает   различные   образовательные, воспитательные   и   практические   задачи   обучения.   Через   игру   идёт   процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  т.е. реализации связи  между “знанием – умением” и ситуацией.  7 8

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».

«Игра как средство реализации системно - деятельностного подхода на уроках в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2019