В статье рассматривается сущность технологии проблемного обучения и особенности её использования в образовательном процессе, а так же степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
В последнее время все чаще возникает противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей и социальных заказчиков и снижением интереса к учебе со стороны детей. Поэтому для меня стала актуальной проблема поиска такой технологии обучения младших школьников, которая помогла бы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.В статье рассматривается сущность технологии проблемного обучения и особенности её использования в образовательном процессе, а так же степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.
Самохина Е.И.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 имени Героя Совтеского Союза Б.С.Левина»,
г. Рославль
«Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС»
В статье рассматривается сущность технологии проблемного обучения и
особенности её использования в образовательном процессе, а так же степень
влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности
младших школьников.
Ключевые слова: проблемное обучение, активизация познавательной
деятельности, приёмы создания проблемных ситуаций.
Вся жизнь человека ставит перед ним острые и неотложные задачи и
проблемы. Это означает, что нужно быть готовым к глубокому познанию мира,
открытию в нем всего нового. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку
как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его развитие и вооружить
таким важным умением, как умение учиться. Это определяет успешность всего
последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько
ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на
практике.
Задачей современной школы становится формирование человека
творческого, способного самостоятельно принимать решения и находить выход
из трудных ситуаций. Современные стандарты образования прямо указывают на
это: «…способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной
информации, способность решать многочисленные задачи производственного и
гражданского поведения». Это значит, что ближайшее будущее потребует от
каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности
разбираться в ситуации и находить рациональное решение.
В последнее время все чаще возникает противоречие между высокими
требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей и социальных
заказчиков и снижением интереса к учебе со стороны детей. Поэтому для меня
стала актуальной проблема поиска такой технологии обучения младших
школьников, которая помогла бы стимулировать учебнопознавательную
деятельность учащихся.
Одним из реальных путей модернизации начального обучения, я считаю,
является использование различных современных образовательных технологий, в
том числе технологии проблемного обучения, которая позволяет активизировать
познавательные способности ребенка, развивать его мышление, учит
преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.
1Систематическое и методически правильное применение технологии
проблемного обучения на уроках в начальной школе позволяет не только
сочетать самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением
готовых знаний, но и оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку
ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное повысить качество
образования.
Технология проблемного обучения не нова: данный подход использовался
еще Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе.
Основы технологии проблемного обучения были разработаны американским
психологом и педагогом Джоном Дьюи (18591952). В России, наибольший
вклад в разработку теории проблемного обучения внесли: Лернер И.Я. и
Скаткин М.К., Матюшкин А.Н., Махмутов М.И. и другие.
Сегодня под проблемным обучением понимают такую организацию
учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по
их разрешению.
Цель применения элементов технологии проблемного обучения можно
выразить одной фразой научить учащихся идти путём самостоятельных
находок и открытий.
Основой проблемного обучения является знакомство учащихся с новыми
фактами путём создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению
гипотезы и с последующим поиском доказательства выдвинутого
предположения. С уверенностью можно сказать, что развитие личности
происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что
получил в готовом виде, а то, что открываешь сам. Я считаю, наиболее ценным
является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, то есть
добытое его собственным трудом. Недаром китайская мудрость гласит: «Я
слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным
образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими
воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его
умения организовать познавательную деятельность зависит степень интереса
учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое
усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что
на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы
и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию
продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.
Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в
основе которой может лежать:
несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным
сведениям;
2 несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;
столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;
прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;
недостаток (недоступность) информации.
В своей практике я использую различные приёмы создания проблемных
ситуаций. Остановлюсь на некоторых из них.
1) Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению
фактов путём постановки эвристических и проблемных вопросов.
Почему у птиц клювы разной формы?
Можно ли хвоинку назвать листочком?
2) Рассматривание какойлибо проблемы с различных позиций часто
ролевых.
Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик,
эколог?
3) Проблемные ситуации, в которых усваиваемым неизвестным является
цель (предмет действия).
Большинство грызунов питаются твёрдой растительной пищей,
которую они отгрызают и перетирают зубами. Чем объяснить, что у бобра,
который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не
тупятся на протяжении всей жизни?
(Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)
4) Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, между научными
знаниями и знаниями житейскими, практическими.
Тема урока: «План и карта». Обучающимся предлагается изобразить
в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает
задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно,
топосле обсуждения всех возможных вариантов обучающиеся приходят к
выводу, что необходимо както уменьшить объект, то есть использовать
масштаб.
Поиск решения проблемы невозможен без исследования. Именно поэтому
исследовательская деятельность обучающихся должна стать неотъемлемой
частью эффективного образования в современной школе.
Продуктом исследовательской деятельности, как правило, является
проект. В плане формирования УУД достаточно выделить следующие типы
проектов:
1. Продуктивный проект (на выходе – творческий продукт: книга
детских сочинений, новая игра и т.п.).
Например: Русский язык. 4 класс. Знакомство с существительными общего
рода. Дети гораздо лучше запомнят эти слова, если предложить им написать
сказку, главными героями в которой будут имена существительные общего рода.
Математика. 4 класс. Тема: « Действия с десятичными дробями». Задание
для учащихся было следующим: узнать свой вес и рост. Выразить свой вес в
3ь
граммах, килограммах, центнерах и тоннах. А рост соответственно: в
сантиметрах, метрах, дециметрах, километрах. Поверьте, дети с большим
интересом выполняли это
задание.
2.Исследовательский
проект (на входе – проблема,
часто в виде противоречия, или
исследовательский
вопрос:
Как? Почему?; на выходе –
новая
для
школьников
закономерность, правило или
ответ на поставленный вопрос.)
Например: ученики моего класса захотели найти ответ на вопрос: « Почему всё
таки нужно мыть руки?». Результатом исследования стала газета «Знакомьтесь
микробы!», материалы для которой отбирались всем классом. И, конечно
осознание того, что руки необходимо мыть как можно чаще!
3. Социальный проект (на входе – социально значимая проблема, решение
которой может быть известно, надо просто его реализовать (помочь пожилым
людям); на выходе – выполненная работа как результат).
4. Проект – решение проблемы (на входе проблема, которая обладает
для детей новизной, например, изобретательная задача о том, как сделать,
чтобы в лесу не было пожаров; или как помочь птицам перезимовать, на выходе
– решение: конкурс кормушек, сытые птицы и довольные дети.)
С 2008 года я работаю по «Системе Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова». Эта
программа создает большие возможности для проблемного обучения. На уроках
развивающего обучения ребёнок учится искать недостающую информацию при
столкновении с новой задачей, осуществляет проверку собственных гипотез,
учится анализировать и критически оценивать собственные действия. В процессе
работы я пришла к выводу, что именно эта программа зарождает в детях такое
качество, как вера в самого себя.
Результативность применения технологии проблемного обучения налицо и
подтверждается положительной динамикой в формировании ключевых
компетентностей, росте познавательной активности обучающихся.
При анализе качества знаний у учащихся за последние три года
наблюдается положительная динамика.
4Эффективность использования проблемного обучения подтверждают
результаты мониторинга оценки уровня школьной мотивации (методика
Лускановой Н.Г.), если в 1 классе высокого уровня и выше среднего было всего
4 человека, то уже в 4 классе их стало 15 .
Это подтверждают показатели качества знаний по предметам.
5По результатам итоговой комплексной работы («Мои достижения.
Итоговые комплексные работы» авторы: О, Б. Логинова, С. Г Яковлева) виден
рост развития УУД.
Учащиеся класса активно участвуют в олимпиадах, школьных,
муниципальных и всероссийских конкурсах. Интерес представляет и отношение
самих учащихся к урокам с использованием технологии проблемного обучения.
Достоинства технологии проблемного обучения очевидны: прочность
усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха,
развивает мыслительные способности обучающихся и повышает познавательные
интересы.
Недостатками технологии можно назвать:
сложности подготовки к
занятию; трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности
учащихся; требует больше времени на достижение цели урока.
6Трудности для учителя: весь урок приходится быть в «готовности номер
один», быстро реагировать, переключаться, анализировать ответы детей. Иногда
могут возникнуть ситуации, когда учитель не знает ответа. Пугаться таких
ситуаций не нужно. Ведь для детей наглядный пример учителя, который тоже
учится, тоже стремится понять неизвестное, могучий воспитательный стимул.
Уроки с использованием элементов проблемного обучения лучше
запоминаются учащимся, они с большей готовностью включаются в работу.
Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так
легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.
Ознакомившись с работами известных педагогов и проанализировав
результаты своей работы, я пришла к выводу, что проблемное обучение просто
необходимо.
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный
принимать самостоятельные решения, обладающий приемами учения, готовый к
самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для
достижения совместного результата. И применение технологии проблемного
обучения позволяет сформировать у детей все эти качества личности,
следовательно является эффективным средством реализации ФГОС.
Список литературы
(оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.12003)
1. Актуальные задачи педагогики: материалы IIIмеждунар. науч. конф. (г. Чита,
февраль 2013 г.) — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – От
действия к мысли //А.Г.Асмолов ,Г.В.Бурменская, И.А. Володарская,
О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, М.: Просвещение, 2008 г.
3. Гадустова Е.В. Элементы проблемного обучения с компьютерной
поддержкой на уроке русского языка (4 класс) // Начальная школа плюс до и
после. – 2008. – № 8. – С. 30 – 32.
4. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Концепция развивающего обучения . – М.:
Изд.Центр МАРО, 2002.
5. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. – М.: ВитаПресс, 2008 г.
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //
Нач.школа. – 2005. №9.
7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. №2.
8. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.:
Знание, 1985.
79. Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков:
Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014.
10. Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. – 1996. № 1.
11. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//
Начальная школа. 2006, №1.
12. Кравец Т.Н., Телеганова М.В. Младшие школьники проводят
исследование //Начальное образование. 2005, №2.
13. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.:
Знание, 1991. – 80
14. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе:
урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева,
И.Е. Патрикеева. – 3е изд. – М.: Витапресс, 2012.
15. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1—4 классы. Учим младших
школьников понимать художественный текст. — М.: Эксмо, 2007.
16. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. РостовнаДону: Витраж ,2006 г.
17. Оконь Ю. Основы проблемного обучения. М., 1968г.
18. Петрова И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших
школьников средствами проектноисследовательской деятельности.
19. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М., 1998.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г.
Асмолова. М.: Просвещение, 2014.
22. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.
Москва: Просвещение, 2011.
Интернет источники
1. Гудаева Н. Г. Использование современных образовательных технологий на
уроках русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/439226/
2. Харламова Е.А. Современные образовательные технологии //
http://www.uchportal.ru/publ/15101305
3. Черепанова З.И. Использование технологии проблемного обучения на уроках
русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/text/77/385/34358.php
4. Классификация моделей http://mabi.vspu.ru/files/2015/01/691modeli
e1421482805434.jpg
8