Игротерапия
Оценка 4.7

Игротерапия

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
05.04.2019
Игротерапия
Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию.
игротерапия.docx
Игротерапия Хорошей   формой   работы   психолога   с   детьми   "группы   риска"   является использование  разного  вида  игр.  Это могут  быть игры  в образах,  игры,  основанные  на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д. Использование   образов   в   игре   имеет   ряд   психологических   преимуществ.   Во­первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение   к   своему   "Я",   повышается   уровень   самопринятия.   Этому   способствуют ограничения   переноса   эмоциональных   переживаний   ребенка,   связанных   с   низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Психолог   должен   знать,   что   использование   игры   как   терапевтического   средства идет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б)   свободное   повторное   воспроизведение   травмирующей   ситуации    "навязчивое поведение". Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре   ассоциируется   у   ребенка   травма,   проблема,   опыт   прошлого,   что   мешает   ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапев­ тическому средству. 1.  Игра ­ это естественная обстановка для самовыражения ребенка. 2.  То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи. 3.   Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. 4.   Игра   помогает   строить   хорошие   отношения   между   ребенком   и   психологом   и   его поведение будет более спонтанным. 5.   Игра   позволяет   психологу   больше   узнать   об   истории   жизни   ребенка.   Для   работы   с детьми психолог может использовать свободную игру и   директивную   (управляемую).   В   свободной   игре   психолог   предлагает   детям   разный игровой материал, тем самым провоцируя регрессивную, реалистическую и аффективную виды   гр.   Регрессивная   игра   предполагает   возврат   к   менее   зрелым   формам   поведения (например,   ребенок   превращается   в   совсем   маленького,   просит   взять   его   на   руки, сюсюкает,   ползает,   берет   соску   и   т.д.).   Реалистичная   игра   зависит   от   объективной ситуации,   в   которой   оказывается   ребенок,   а   не   от   потребностей   и   желаний   ребенка. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, пьянку, драку, насилие. А ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: цирковое представление, театральный спектакль, день рождения, праздник и т.д. Агрессивная игра ­ это игра в войну, наводнение, насилие, убийство. В своих играх дети, живущие в учреждениях социально­педагогической поддержки, постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее   острыми   и   сильными,   и   дети   смогут   переносить   свои   переживания   на   другие объекты.   Но   для   этого   психолог   должен   научить   детей   способам   нового   поведения   и другим переживаниям. Для   организации   таких   игр   можно   использовать   неструктурированный   игровой материал, который психологи, к сожалению, довольно редко применяют в работе с детьми данной   категории.   Это   вода,   песок,   глина,   разного   вида   пластилин.   С   таким   игровым материалом   ребенок   косвенно   выражает   свои   желания,   эмоции,   так   как   сам   материал способствует сублимации. Более эффективной оказывается деятельность, если психолог организует игры с таким материалом в директивной форме. Психологу важно проводить реабилитационную работу с применением элементов игротерапии или с использованием разного вида игр. Для проведения реабилитационной работы   в   разработанную   им   программу   хорошо   включать   структурированный   игровой материал,   который   провоцирует   детей   на   выражение   собственных   желаний,   овладение социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование   человеческих   фигурок,   символизирующих   семью,   машин,   предметов   и кукол,   наборов   игрушек   и   т.д.   Например,   фигурки   семьи,   машины,   постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком­то; оружие ­ способствует вы­ ражению агрессии; телефон, поезд, машинки ­ использованию коммуникативных действий. Возможности   использования   игр   и   игрового   материала   психологом   во   многом определяются наличием кабинета или игротеки в учреждении. В кабинете психолога можно иметь   необходимый   минимум   игрового   материала,   который   позволит   лучше   узнать ребенка, его жизнь, увидеть переживания и реакцию на пережитое, и на основе этого стро­ ить работу с детьми. Можно порекомендовать следующее  оборудование,  которое  необходимо  психологу  для работы с детьми "группы риска" непосредственно в своем учреждении. Это прежде всего человеческие фигурки, наборы кукол на две семьи: мама, папа, дети разного возраста, бабушка, дедушка и др., игрушечные телефоны, фотоаппарат, разные маски. детские чайный и столовый наборы, одежда и постельные принадлежности, два кукольных дома,   машинки   разной   величины,   музыкальные   игрушки,   мягкие   игрушки,   надувные шарики,   медицинский   набор,   игрушечное   оружие,   настольные   игры,   пластилин,   глина, емкости для игры с водой и песком, игрушки­страшилки, солнечные очки, много бумаги, карандаши, краски, ножницы, клей, строительные наборы. Перечисленное игровое оборудование использовалось нами в течение пяти лет в работе психологов с детьми "группы риска" в приюте, детском доме, кризисном центре. Перечень игрового оборудования не имеет ограничений, так как каждый психолог выберет по возможности необходимое для него оборудование. Организовывая игры с детьми, психолог наблюдает за тем, что ребенок игнорирует: какие игрушки, какого цвета и какой формы, а также фиксирует невозможность ребенка играть с определенной игрушкой. Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе психолога с детьми можно порекомендовать следующие виды игр: игры­развлечения (догонялки, щекотка и др.), игры­упражнения (борьба, лазание, бег), сюжетные игры (основанные на подражании взрослым), процессуально­подражательные игры (подражают оркестру, машинам и т.д.), традиционные народные игры (волчок, краски и т.д.), сюжетно­ролевые (семья, дом, театр и т.д.). Кроме того, во многих учреждениях социально­педагогической поддержки организуются игротеки,   т.е.   комнаты,   в   которых   есть   возможность   организовывать   только   игровую деятельность детей. В своей работе психолог это может использовать. Для проведения реабилитационной   работы   на   базе   игротеки   необходимо   разрабатывать   специальную программу,   основанную   на   применении   игротерапии.   Возможности   игротеки   для проведения   психокоррекционной   работы   с   детьми   разных   возрастов   намного   шире.   В любом случае психолог должен иметь разработанную программу проведения такой работы. При   проведении   реабилитационной   и   психокоррекционной   работы   в   игротеке   можно помочь подгруппе или группе детей ощутить единение с другими, укрепить веру в себя, научиться   принимать   самостоятельные   решения   и   сочетать   их   с   решениями   группы, сотрудничать, договариваться с другими, уважать других, сочувствовать им и т.д. Хотелось бы обратить внимание специалистов на тот факт, что сегодня у детей, воспитывающихся   в   учреждениях   социально­педагогической   поддержки,   есть разнообразные   игрушки,   они   обеспечены   всем   необходимым   для   проведения   игровой деятельности.   Но   проблемы   остаются   очень   серьезные.   К   таким   проблемам   относится прежде всего то, что дети плохо умеют играть с игрушками, беречь их. Многие из детей, попадающих в такие учреждения, были лишены возможности иметь игрушки. Они играли и бросовым материалом, который сами находили, и сами делали для себя игрушки. Наличие самых дорогих и красивых игрушек совсем не означает, что дети умеют с ними играть или обращаться. Поэтому можно часто видеть, что дети быстро ломают игрушки, портят их, теряют,   примитивно   используют   в   игровой   деятельности.   Обычные   воспитательные воздействия, связанные с объяснением, что необходимо бережно обращаться с игрушками, эффекта не дают. Психолог   может   объяснить   специалистам,   работающим   с   детьми,   особенности работы с детьми в этом плане и провести практические занятия по обучению воспитателей приемам проведения игровых заданий. Например, использование игровых заданий, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, как поступить при несправедливом обвинении ребенка,   проиграть   сценку   и   обсудить   поведение   всех   участников   конфликта   с использование   фигурок   животных,   человечков   и   т.д.   Подобного   плана   задания   можно проиграть при обсуждении конфликтов, драк, ссор ­ что произошло, кто как себя вел, что чувствовал каждый герой и т д. Следующее направление в работе психолога может быть направлено на совместную с воспитателями разработку системы развивающих и коррекционных игр конкретно для каждой группы детей в учреждении. Система должна охватывать детей всех возрастов и содержать   разные   виды   игр.   Рекомендовать   воспитателям   групп   чаще   практиковать развитие   свободных   игр,   так   как   они   способствуют   формированию   психических особенностей детей (развиваются наглядно­образное мышление, воображение, фантазии, память и т.д.). Применение   в   работе   психолога   разных   видов   игр   и   специально   разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является весьма ценным, так   как   в   игре   проявляется   неизвестная   нам   форма   преодоления   травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и пере­ живания,   через   нее   происходит   снятие   психического   напряжения,   формируется способность   восприятия   новых   впечатлений   и   перенос   фантазии   детей   на   темы,   не связанные   с   насилием,   пережитой   травмой,   что   может   способствовать   развитию уверенности   в   себе,   утверждению   собственного   "Я",   повышению   самооценки,   доверия взрослым, окружающим ребенка. Применение игр в работе с данным контингентом детей ­лишь этап в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка.

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия

Игротерапия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019