ИГРОТЕРАПИЯ – МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
Игровую психотерапию одной из первых использовала Анна Фрейд для психотерапии детей, которые пережили бомбёжки Лондона во время Второй мировой войны. После войны игровая психотерапия начала развиваться разными психотерапевтическими школами. Игровая терапия используется в индивидуальном, групповом, семейном вариантах. Она эффективна у детей и подростков практически со всеми расстройствами.
Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей.
Ещё в 1950 году Э.Эриксон определил игру так: «Игра – это функция Эго, попытка синхронизировать телесные и социальные процессы со своим «Я».
Впервые игра стала включаться в психотерапевтическую работу с детьми Г.Хуг – Хельмут в 1919г.; позже Анна Фрейд ( дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн описывали и проводили игру как средство адаптации и инструмент психотерапии детей.
А Фрейд стала использовать игру, привычную и приятную для ребёнка с целью развития способности ребёнку устанавливать отношения с детьми и взрослыми.(т.е.контакт).
М.Кляйн, в отличии от А.Фрейд, полагала, что игра служит не только способом установления контакта с ребёнком, но в 1932г. предложила использовать игру как замену вербализациям; ведь не все дети готовы к вербальным контактам; а игра выражает сложные аффекты и идеи.
Многие отечественные исследователи-практики обращались к использованию игры в психокоррекционных целях: Л.Абрамян (1986), А.Варга (1989), И.Выгодская (1984), А.Захаров (1986-1988), А.Спиваковская (1988)..
Показания к проведению игротерапии.
-социальный инфантилизм
-замкнутость
-необщительность
-фобические реакции
-сверхконформность и сверхпослушание
-нарушения поведения и вредные привычки
-неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков
Игровая терапия эффективна при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Игровая терапия эффективна:
-при выдёргивании волос
-коррекции селективного мутизма
-агрессивности в поведении
-как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей
-подвергающихся насилию и заброшенных детей
-снижения страхов
-стресса и тревожности у госпитализированных детей
-при коррекции затруднений в чтении
-успеваемости детей с затруднениями в обучении
-при отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии
-при лечении заикания
-для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей идр.).
-улучшении «Я-концепции»
-снижении тревоги при расставании с близкими
Таким образом, спектр применения психокоррекционной игротерапии очень широк.
Игра влияет на развитие ребёнка и может одновременно выполнять несколько функций:
1.биологическая функция игры
-с младенчества игра способствует развитию координации движений рук, тела и глаз
-предоставляет ребёнку кинестетическую стимуляцию
-игра даёт возможность затрачивать энергию и расслабляться
2.внутриличностная функция игры
-игра стимулирует и оформляет когнитивное (познавательное) развитие ребёнка
-игра способствует развитию исследовательского рефлекса в познании окружающей среды
-игра помогает ребёнку постигать устройство и возможности тела, ума и мира.
-игра позволяет ребёнку посредством символизации и механизма фантазийного «исполнения желаний» отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты
-ребёнок в игре становится «хозяином» игры, он способен подчинить себе ситуацию и чувствует себя увереннее, чем в реальной жизни
3.межличностная функция игры
-игра – одно из основных средств достижения сепарации (индивидуации от матери, близкого человека
(игры типа «ку-ку, где я?», прятки-догонялки – как имитации временной разлуки, подготавливают ребёнка к возможности временных расставаний с мамой или близкими людьми
-игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – как делиться игрушками и затем, как делиться идеями, мыслями
4.социокультурная функция игры
А.Захаров выделяет следующие функции:
5.диагностическая функция
-игра помогает уточнить психопатологию, особенности характера ребёнка и взаимоотношений с окружающими
Наблюдения за игрой ребёнка позволяет получить дополнительную информацию. В игре он на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах. Требовать ребёнка говорить – это ошибка! Это значит создать ещё один барьер.
6.терапевтическая функция
-игра позволяет ребёнку эмоционально и моторно самовыразиться. Для ребёнка важен сам процесс игры, а не её результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения.
7.обучающая функция
-игра расширяет диапазон общения и жизненного кругозора, социализации, адаптации, перестраивает отношения ребёнка к окружающему миру
В настоящее время выделяют 4 основных подхода к игровой психотерапии:
-1.психоаналитический
-2.гуманистический
-3.поведенческий
-4.подход с точки зрения развития
Выбор вида игротерапии будет зависеть от дефекта в развитии ребёнка.
1) психоаналитический подход (психоаналитическая игротерапия)-
Игра помогает установить контакт с ребёнком, может служить инструментом диагностики, и материалом для проработки проблем ребёнка. Целью является достижение осознания ребёнком бессознательных мотивов собственных действий и внутренних конфликтов.
2) гуманистический подход (гуманистическая игротерапия)-имеет своей целью – создание такой среды, которая бы способствовала самоактуализации ребёнка.
Самоактуализация достигается пи помощи эмпатического слушания, установлении границ нужного поведения, поддержания вербального и игрового взаимодействия педагога с ребёнком. Игра используется как средство построения дружественных отношений с педагогом, как источник учебной, социальной, бытовой информации и конечно, как инструмент развития детской души.
3) поведенческий подход (поведенческая игротерапия) -предполагает выявление патологических черт поведения, характера . Изменив систему подкреплений, можно изменить и сами патологические паттерны (патологические реакции).
Игра используется как материал для введения новой системы подкреплений (сама она не является лечебной, только как приманка для контактности, деятельности, естественного общения).
4) игра в рамках теории развития (развивающая игротерапия)-
педагог старается использовать игру как основной инструмент развития. Он имитирует роль фигуры очень заботящейся о ребёнке, структурирует и мотивирует активность ребёнка, заставляет его действовать в «зоне ближайшего развития», организует взаимодействие, в котором ребёнок ощущает тепло и доверие.
Игротерапия используется в индивидуальной и групповой форме.
Всегда игротерапии должна предшествовать её индивидуальная форма для знакомства, снятия острой симптоматики, подготовки ребёнка к работе в группе. Для разных форм работы с детьми есть противопоказания.
Индивидуальная игротерапия противопоказана при сверхглубокой степени умственной отсталости.
Групповая игротерапия противопоказана при: ярко выраженной детской ревности, асоциальном поведении, ускоренном сексуальном развитии, крайней агрессивности, актуальном стрессовом состоянии.
Очень важно при формировании группы учитывать, что группа должна состоять из детей с разными нарушениями; помнить, что дети не должны получать дополнительную психическую травму; разница в возрасте не должна превышать 1 года.
По А.Захарову игра должна состоять из 4 этапов:
I этап: объединение детей в группу III этап: игра
II этап: слушание рассказа IV этап: обсуждение
ИГРОТЕРАПИЯ С РАЗЛИЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
В игротерапии используются структурированные и неструктурированные игры.
Структурированные игры:
-игры в семью (люди и животные)
-агрессивные (война, пожар,)
-игры с марионетками (кукольный театр)
-строительные игры (конструктор, мозаика, городки, кубики)
Структурированные игры являются более оптимальными для детей от4-12 лет.
Структурированный материал провоцирует выражение ребёнком своей агрессии через оружие (автомат, пистолет, нож, пушка), прямое выражение желаний через человеческие фигуры, провоцирует коммуникативные действия через игры в телефон, телеграф, поезда, машины.
Неструктурированные игры:
-двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание)
-игры с водой, красками
-игры с песком
-игры с глиной, пластилином
-игры, принадлежащие к фонду арттерапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами)
Неструктурированный материал в руках ребёнка позволяет выражать свои желания, чувства, испытать чувство достижения, а так же способствует развитию сублимации ( ).
ИГРОВАЯ КОМНАТА, ИГРУШКИ И ОСНАЩЕНИЕ.
Для группы детей из 5-6 человек желательна светлая, без окон, без ковра комната не менее 27 кв.м. Если позволяют средства, следует разместить в комнате зеркало Гезелла и радиофицировать его, сделав пригодным для обучения и супервизорства (такое оборудование есть в дефектологическом кабинете ТФ МГОПУ).
· Сеансы игровой терапии можно снимать на плёнку через зеркало Гезелла, не отвлекая ребёнка наличием видеокамеры в игровой комнате. *Классная доска, белые, цветные мелки, губка.
· Полки для игрушек на высоте 1-1,5 м
· Туалет и раковина, ванная
· Игрушки и материалы для игровых действий
ИГРУШКИ ребёнка – это СЛОВА, а ИГРА – это его ЯЗЫК!!!
ИГРУШКИ.
Следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребёнка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Игрушки являются частью коммуникативного процесса и следует уделить пристальное внимание отбору игрушек, а не их накоплению.
Игрушки делятся на 3 класса:
1.Игрушки из реальной жизни
2.Игрушки, помогающие отреагировать агрессию
3.Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Игрушки из реальной жизни – ими являются: кукольное семейство, кукольный домик, марионетки. Эти игрушки могут изображать членов реальной семьи и отображать их чувства. Когда ребёнок разыгрывает сценки с человеческими фигурками он может непосредственно выражать те события, ситуации, которые видит в собственной семье. Например, гнев, страх, соперничество между братьями и сёстрами, семейные конфликты.
Особую важную роль играют некоторые игрушки (машина, грузовик, лодка, касса) с которыми можно играть в неопределённую игру, не выражая никаких чувств, не говоря никаких слов. Такие игрушки просто необходимы детям молчаливым, застенчивым, замкнутым, тревожным, упрямым.
Игрушки, помогающие отреагировать агрессию – такие игрушки и игровые материалы, которые помогают детям выразить агрессивные чувства.
Дети, как и взрослые, испытывают сильные эмоции и даже негативные. Но дети не владеют их словесными обозначениями. А вот игрушки - структурированные игрушки (солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож) могут использоваться детьми для выражения своего гнева, страха, враждебности, фрустрации.
С их помощью ребёнок демонстрирует – стрельбу, закапывание, кусание, битьё, ножевые удары.
К таким игрушкам можно отнести игрушки, изображающие диких животных. Иногда дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют, грызут игрушечного крокодила; стреляют во льва.
Глина – может служить для отработки агрессивных чувств и выражения творческого потенциала. Ведь глину можно: мять, колотить, швырять, раскатывать, бить, с силой разрывать на куски. А если захочет, ребёнок может вылепить из глины фигурки для игры.
В игровой ситуации с игрушками, помогающими отреагировать агрессию, психологу необходимо установить границы поведения ребёнка. Если, например, он: - разбрасывает песок по всей комнате; - забивает гвозди в пол и стены; - бросает пластилин; - льёт кругом воду и т.д.
Вода – самое эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов.
Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций – помогают детям выразить себя самыми разнообразными способами.
Песок, вода – не имеют структуры и могут превращаться во что угодно.
Кубики не требуют особых знаний, как с ними играть. Кубики можно бросать, швырять, ставить друг на друга, разбрасывать, раскладывать по величине, цвету, строить дома, башни и т.д.
Палитра и краски – позволяют ребёнку творить, пачкать, мусорить, то есть, выражать свои чувства!
Вода, песок, кубики, краски – позволяют ребёнку почувствовать, что значит созидать или разрушать!
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001, с. 126-157.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М., 1998, с.26-39.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста под ред.С.Ю.Циркина. С.-П., с.673-676.
Игры на освобождение агрессивного поведения.
=ребёнок швыряет предметы
=взрывает воздушные шары
=проявляет формы инфантильного поведения (сосёт палей, соску)
Результаты игротерапии.
Кукольные персонажи, музыкальные, рисовальные, аппликационные фрагменты на занятиях увлекают детей в более понятную им на эмоциональном уровне учебно-игровую деятельность.
Средства искусства, используемые в различных видах деятельности (в рамках оперантной терапии и эмоционального тонизирования):
-развивают координацию движений глаз, рук, тела;
-дают возможность затрачивать энергию и расслабляться;
-стимулируют познавательное развитие ребёнка;
-осуществляют сепарацию (игры типа «Ку-ку, где я?», прятки-догонялки – как имитации временной разлуки, подготавливают ребёнка к возможности временных расставаний с мамой или близкими людьми);
-помогают установить контакт с ребёнком, могут служить инструментом диагностики;
-создают среду для самоактуализации ребёнка;
-позволяют выстраивать между педагогом и ребёнком дружественные отношения;
-заставляют действовать ребёнка в «зоне ближайшего развития»;
-организуют взаимодействие, в котором ребёнок ощущает тепло и доверие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.