Дата проведения: 26.02.2020
Игровая программа для родителей (законных представителей)
Играя, развиваемся
Подготовили:
Семенова И.А., воспитатель
О.С. Зырянова, воспитатель
И.В. Ушакова, воспитатель
Н.В. Клевцевич, музыкальный руководитель
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития…»
Д. В. Менджерицкая
1 Ведущий. Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. В связи с последними изменениями в дошкольном образовании и введением ФГОС направлены на повышение имиджа дошкольного образования, дошкольный возраст стал рассматриваться, как период целенаправленного развития базовых качеств личности. Закладываются качества личности ребенка в игре, которая в дошкольном возрасте является его основным видом деятельности.
Каждый из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос активным, умным, самостоятельным, но не каждый знает, что первый, пусть самый маленький, но очень важный шажок к этому – это игра. Вспоминаем слова великого педагога А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет». Дети воспитываются в игре. И об этом всегда нужно помнить.
Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», - рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребёнок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.
Из жизни детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже теперь встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм с детьми, с радостью оставляя их за компьютером или телевизором. В итоге ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Решать эту проблему надо вместе с семьей, ведь многие родители обладают уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиции той среды, в которой они выросли. Поэтому очень важно, чтобы тема игры стала актуальной для каждой семьи. И тогда игровые традиции естественным образом будут переходить от старших к младшим. Необходимо помочь именно родителям стать той самой ниточкой, по которой произойдет передача игрового опыта.
Если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «я». Не доигравшие дети в дальнейшем имеют негативные последствия в поведении.
Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. В игре у него формируются способности к творчеству, любознательность и способность к экспериментированию, наблюдательность и воля (доводить начатое дело до конца), умение проигрывать, умение вести себя в группе сверстников, эстетические чувства и предпочтения, инициатива и готовность к коллективным действиям, взаимоотношения между детьми и взрослыми.
В возрасте от трёх до семи лет игра становится ведущей деятельностью ребёнка. Дошкольник много времени проводит в игре.
Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Задача взрослого заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
Взрослый заботится об усложнении и разнообразии игр.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы: дидактические, подвижные, творческие или сюжетные игры.
2 Ведущий. Дидактические игры – это, например, игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные игры. Дидактические игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление, речь. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
2 Ведущий проводит с родителями дидактическую игру
Дидактическая игра «Чей малыш», кинезиологические тренажёры
3 Ведущий. Дидактическая игра «Геометрический конструктор» Возраст с 3 лет до 7 лет, постепенно задания усложняются. Использование данной игры помогает закрепить логические операции (синтез, анализ, сравнение), состав числа, порядковый и количественный счет, улучшить мелкую моторику. Помогает активизировать участие детей в воссоздании изображений моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу.
3 Ведущий проводит дидактическую игру с родителями
Дидактическая «Геометрический конструктор»
3 Ведущий. Слово «интерактивный» пришло из английского языка и означает диалог с кем – либо, вести беседу, возможность взаимодействовать. В интерактивной игре может происходить взаимодействие между детьми, между ребенком и взрослым, между ребёнком и компьютером. В качестве рекомендаций компьютерных интерактивных игр можно посоветовать портал МЕРСИБО. На этом сайте вы найдёте более 130 развивающих игр для детей от 2 до 8 лет. Игры созданы для развития речи, памяти, внимания, освоения чтения и счета, развития логики и творческих способностей!
3 Ведущий проводит с родителями интерактивную игру
Интерактивная игра «Экзамен по ПДД»
1 Ведущий. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Эти игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в старшем дошкольном возрасте, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе.
1 Ведущий проводит с родителями словесные игры
Словесные игры «Противоположности», «Назови короткое (длинное) слово»,
«Назови слово на звук …», «Подбери определение», «Назови родственные слова»
4 Ведущий (музыкальный руководитель). Подвижные игры – к ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, прятки, пятнашки. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников. Играя, дети учатся подчиняться правилам. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением оказывают оздоровительный эффект, который заключается в укреплении мышц, развитии моторики, снятии эмоционального и физического напряжения, тренировке быстроты двигательной реакции. В процессе таких игр развивается слуховое, зрительное и тактильное восприятие, мимическая мускулатура. Ребенок задействует артикуляционный аппарат, тренирует свойства голоса. Музыка помогает координировать движения, учит ребенка чувствовать темп и ритм.
4 Ведущий предлагает родителям встать в круг
Разминка «Повтори движение»
Под песню «Разминка» из мультфильма «Малышарики» взрослые повторяют движения.
Громко топни правой ножкой топ – топ – топ,
Громко топни левой ножкой топ – топ – топ,
И попрыгаем немножко,
И попрыгаем немножко,
И попрыгаем немножко,
Правой ручкою помашем хоп – хоп – хоп,
Левой ручкою помашем хоп – хоп – хоп,
И покружимся попляшем,
И покружимся попляшем,
И покружимся попляшем,
И покружимся попляшем.
От разминки, от зарядки,
Настроение в порядке.
Выше пятки, выше пятки,
Выше пятки, выше пятки,
И не ленимся, ребятки!
Выше пятки, выше пятки,
Выше пятки, выше пятки,
И не ленимся, ребятки!
Игра «Слушай хлопок»
Цель: развитие активного внимания.
Выбирается Ведущий. Ведущий встает в центр круга. Если Ведущий хлопнул три раза в ладоши – участники игры идут по кругу, если один хлопок в ладоши – останавливаются и принимают позу «цапли» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки).
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимание связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Участники игры стоят в кругу. Выбирается Ведущий, можно использовать считалочку. Ведущий говорит «земля» - опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим.
Игра «День – ночь»
Под веселую подвижную музыку взрослые бегают в хаотичном порядке, под спокойную музыку – присаживаются, складывают ручки под щечку – «спим» и закрываем глаза.
Игра «Шапочка по кругу»
Пока звучит музыка участники игры передают шапочку друг другу, как только музыка заканчивается, нужно надеть шапочку и похлопать в ладоши, можно потопать, попрыгать, пробежать по кругу, покружиться.
Игра «Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. На полу перед Ведущим лежит мяч. Ведущий придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Все участники игры повторяют ритм. Ведущий берет мяч и бросает другому участнику игры. Следующий участник игры кладет на пол мяч и придумывает свой ритм. И так далее.
Игра «Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются – рыдают навзрыд. Предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину, которую они не слышат. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице, или во дворе. Поиграем в игру «Кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков». Говорим по очереди. (Вот машина проехала. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками…) Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
Игра – эстафета «Перенеси снежок в ложке»
Родители встают в 2 шеренги друг за другом. Первый игрок держит ложку, в ней лежит снежок (бутафорский). Под музыку бежит до конуса, перепрыгивает из обруча в обруч, идет по «дорожке» (веревка), бежит обратно к команде и передает ложку со снежком.
4 Ведущий благодарит участников игры и предлагает им пройти на свои места
1 Ведущий. В творческих или сюжетно – ролевых играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей, детский сад, больницу, дочки – матери, магазин, железную дорогу. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг другу взрослые. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
1 Ведущий предлагает родителям сюжетно – ролевую игру «Улица»
3 Ведущий. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хотим вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Ведущие раздают листочки бумаги и ручки
Рефлексия «Четыре шляпы»
Желтая шляпа – это положительное, позитивное впечатление (очень понравилось мероприятие; получил (а) много полезной и интересной информации; было интересно и легко; сделал и понял; получил радость).
Черная шляпа – отрицательное впечатление (мероприятие не интересное; не было никакой полезной информации; мне было грустно, я не смог выполнить задания; мне все равно; услышал и забыл; зря провели время).
Зеленая шляпа – это творческое начало (информация полезная; смогу применить дома; понравились игры (назвать какие).
Фиолетовая шляпа – поиск нового (какие темы вас интересуют в вопросах воспитания и развития вашего ребенка).
Ведущие предлагают родителям посмотреть выставку игр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Элькони Д.Б. Психология игры. 2-е изд-е. М.: Туманит, изд. Центр Владос, 1999.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 5-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 251 с.
3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.