«Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с нарушением речи»
Оценка 4.8

«Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с нарушением речи»

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
Детсад
24.05.2020
«Игровые приемы работы  по формированию фонематических процессов  у старших дошкольников с нарушением речи»
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.
мо 9.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игровые приемы работы

по формированию фонематических процессов

у старших дошкольников с нарушением речи»

 

 

методическое объединение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

 

 

Мичуринск 2017

 

         Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.

         Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.

         Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости — ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки. В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Несомненно, эта необходимость возрастает у детей с нарушением фонематического восприятия.

         Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты и может повлечь возникновение вторичных дефектов (заторможенность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы).

         Таким образом, решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки ребенка к школе.

         Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:

а) Формирование фонематического восприятия;

б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

         Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, считаю, что на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

В своей практике на этапе формирования простых форм фонематического анализа использую следующие упражнения:

1. «Внимательные ушки»

 Цель: научить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Даю инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок)».

Выделение звука [б]

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

2. Игра «Да – Нет»

Цель: развивать слуховое внимание, учить отличать правильное и дефектное произношение.

Демонстрирую картинку и прошу ребенка внимательно слушать, как он будет произносить название предмета. Если картинка названа правильно, ребенок говорит «да», если картинка названа неверно, ребенок говорит «нет»(Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.)

Вариант для фронтальных занятий – «Недовольный гномик»

Предлагаю детям прослушать ряд слов или фразу, если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно – дети улыбаются.

3. Игра «Лото»

Цель: упражнять детей в выделении заданного звука в слове.

А) Раздаю детям цветные кружки и карточки с изображением 6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и даю задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Б) Раздаю детям карточки и спрашиваю, у кого название предмета со звуком а (у, о, п). Тому, кто правильно назовет предмет, даю кружок, который ребенок кладет на изображение предмета.

Пособие «Звукоград».

Где живут гласные и согласные звуки. При изучении каждого нового звука мы определяем домик, в котором он будет жить, даем характеристику звука. Звукоешка “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот, Алёну. ка – АлёнуШка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в ро-ли спасателей и справиться со злодеем Звукоешкой. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

Для выделения первого гласного звука из начала слова детям предлагаются следующие упражнения:

«Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки (по немой артикуляции)»

Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай»

У каждого ребенка на столе лежат символы гласных букв. Я произношу слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из символы и читают. Усложненный вариант – «Волшебный коробок» (когда дети выкладывают сочетание букв из палочек)

С целью формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза проводится

Игра «Живое слово»

Детям выдаются карточки с символами букв. Произношу слияние гласных или обратные слоги (позднее – слова и даже фразы, дети встают так, чтобы получались соответствующие слияния.

Упражнение с пособием «Подружи звуки»

Цель: учить образовывать прямые и обратные слоги с помощью звуковых символов.

Оборудование: круг из дерева, с расположенными по диаметру символами гласных звуков, в середине – прозрачный кармашек для символов согласных звуков (используются символы Ткаченко Т. А.)

Вначале указкой провожу дорожки от гласных к согласному, составляя обратные слоги. Затем это делают дети. По такому же принципу происходит обучение слиянию согласного с гласными звуками.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку или игрушку, называет ее и определяет первый или последний звук в слове.

Игра «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, лес). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

Игровое упражнение «Веселые кубики».

Цель – формировать умение давать характеристику звука.

Оборудование: Набор кубиков с картинками.

Описание: Вращая кубик с картинками, ребенок произносит«Крутись, вертись, на бочок ложись!» С окончанием слов, на верхней стороне кубика ре-бенок называет картинку, выделяет первый звук, дает ему характеристику с помощью цветных кубиков, которые выкладывает на столе.

         Для формирования умения определять место звука в слове (начало, середина, конец) я использую следующие игровые приемы:

Полоска «Светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

Вначале предлагаю определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

Игра «Ежик гуляет». Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому картонному ежику. Объясняю, что я буду произносить слова, а дети будут ставить ежика на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива.

Упражнение «Покажи на схеме»

У детей – схемы и наборы с цветными фишками. Дети получают предметные картинки и самостоятельно выкладывают звуковые схемы слов с помощью фишек.

Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце. Дети выходят к доске и прикрепляют предметные картинки под вагончиками.

Работа по определению последовательности, количества, места звука в слове проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма считаю не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, по-следовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Первоначально формирование фонематического анализа происходит с опорой на вспомогательные средства и внешние действия. На данном этапе я использую следующие упражнения:

Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Выкладывание звуковых схем на магнитной доске.

Составление схем на самодельных пособиях из накручивающихся крышечек, прищепок, пуговиц. Перечисленные упражнения помогают индивидуализировать процесс обучения и создают ситуацию успеха для каждого ребенка в группе.

Упражнение «Цифровой ряд».

А) Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например«В этом слове 4 звука».

Б) На магнитной доске выложен ряд цифр до 10. Ребенок подходит к доске, называет свою картинку, определяет какой гласный есть в слове, и где он стоит. Соответственно устанавливает гласную букву под той цифрой, которая обозначает место звука в слове.

В) На доске устанавливаются комбинации из цифр и букв:.

123123412345

А УААА

Дети подбирают картинки к схемам и ставят на доску.

В дальнейшем формирование действий фонематического анализа происходит в речевом и умственном плане, без опоры на материализацию действия.

Настольно-печатные игры «Кто кричит, что звучит» и «Читаем сами».

Очень полюбились детям нашей группы и всегда вызывают положительный эмоциональный отклик.

Опыт работы показывает, что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Игровые упражнения в звуковом анализе и синтезе, опираясь на максимальное включение анализаторов в процесс обучения, способствуют ускорению процесса введения в речь поставленных звуков, помогают формировать у детей различные виды самоконтроля, создают основу для обучения грамоте.

         Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, формирование навыков языкового анализа и синтеза должно проходить с помощью игровых приемов. Так как основной задачей в логопедических занятиях с детьми с ФФНР остается воспитание у них правильной речи как основы вербальной коммуникации, используемые мной интерактивные игры для формирования правильной речи, способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания.

Нахождение ребенка в социуме,  а также обучение в общеобразовательной школе после такой подготовки не представляет специфических трудностей. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники.

 


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с нарушением речи»…

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с нарушением речи»…

Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия

Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия

Даю инструкцию : «Я буду называть звуки (слоги, слова)

Даю инструкцию : «Я буду называть звуки (слоги, слова)

Детям выдаются карточки с символами букв

Детям выдаются карточки с символами букв

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в…

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в ко-торых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок, каждый в…

Опыт работы показывает , что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке…

Опыт работы показывает , что работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу и синтезу, так как четкие фонематические представления о звуке…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020