Игровые технологии экономического воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Игровые технологии экономического воспитания детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
docx
17.07.2023
Игровые технологии экономического воспитания детей дошкольного возраста
Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста.docx

Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста

       Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. 

       Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. 

        На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных  качеств дошкольников, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в поступках и поведении.

  Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. 

     Новизна материала. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь по данным  психологов, на границе дошкольного и школьного  возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни- миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир сменяется другим. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И естественно, упускать из виду этот период  взрослым никак нельзя. Так происходит у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу. 

       Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания ребёнка 5-7 лет. 

    Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.

    Анализ психолого- педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания старших дошкольников весьма сложна и неоднозначна, педагоги выделяют различные аспекты: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (JI.H. Галкина); осознание детьми экономических понятий (ДА. Голуб).

      Т.е. процесс экономического воспитания происходит стихийно, фрагментарно, недостаточно разработана целостная теория экономического воспитания детей дошкольного возраста, а  проблема экономического воспитания старших дошкольников посредством игры не достаточно изучена, в связи с этим разработала программу  «Игровые технологии  как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».

          По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания.

 

Игры сгруппированы в четыре блока:

1 блок. Мир денег.

Задачи : знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже

Игры: «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты»

2 блок. Мой город.

Задачи : сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей.

Игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод».

3 блок. Мир товаров

Задачи : знакомство с разными формами сбыта продукции

Игры :«Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея»

4 блок. Моя страна

Задачи : знакомство с ресурсами своего края, региона, страны

Игры: «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта»

 

Методическое обеспечение

Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются: совместные с детьми размышления на темы:

«Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»; проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи; создание обогащённой развивающей среды в группах; информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;  включение детей в социоигровые ситуации участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки); дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”, организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.; сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.; подборка пословиц и поговорок.

 

Формы работы с родителями

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:

-анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования  у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);

-информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);

участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;

-родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным  возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);

-индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);

-участие родителей в  дидактических играх экономического содержания.

 


 

Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста

Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста

А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е

А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е

Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”,…

Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2023