Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
На наш взгляд, эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в поступках и поведении.
Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.
Новизна материала. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь по данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни- миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир сменяется другим. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И естественно, упускать из виду этот период взрослым никак нельзя. Так происходит у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский.
Анализ психолого- педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания старших дошкольников весьма сложна и неоднозначна, педагоги выделяют различные аспекты: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (JI.H. Галкина); осознание детьми экономических понятий (ДА. Голуб).
Т.е. процесс экономического воспитания происходит стихийно, фрагментарно, недостаточно разработана целостная теория экономического воспитания детей дошкольного возраста, а проблема экономического воспитания старших дошкольников посредством игры не достаточно изучена, в связи с этим разработала программу «Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания.
Игры сгруппированы в четыре блока:
1 блок. Мир денег.
Задачи : знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже
Игры: «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты»
2 блок. Мой город.
Задачи : сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей.
Игры: «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод».
3 блок. Мир товаров
Задачи : знакомство с разными формами сбыта продукции
Игры :«Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея»
4 блок. Моя страна
Задачи : знакомство с ресурсами своего края, региона, страны
Игры: «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта»
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются: совместные с детьми размышления на темы:
«Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»; проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи; создание обогащённой развивающей среды в группах; информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; включение детей в социоигровые ситуации участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки); дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”, организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.; сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.; подборка пословиц и поговорок.
Формы работы с родителями
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:
-анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);
-информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
-родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
-индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
-участие родителей в дидактических играх экономического содержания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.