Игровые технологии как средство повышения эффективности коррекционно - развивающей работы учителя - логопеда

  • pptx
  • 29.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игровые технологии.pptx

Игровые технологии как средство повышения эффективности коррекционно - развивающей работы учителя - логопеда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №114 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

Учитель – логопед
Мазур О.Ю.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.         В.А. Сухомлинский

ИГРА – это основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста.

ИГРА постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления, в игре ребенок открывает в себе новые возможности!

ИГРА - это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего.

ИГРА – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике, является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса.

На логопедических занятиях используются:
дидактические,
настольно-печатные,
словесные,
коррекционно-развивающие,
игры с движениями,
сюжетные, ролевые игры,
игры-драматизации

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
выразительность проведения игр;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
простота, доступность, ёмкость и наглядность;
индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
регулировать психоэмоциональное состояние детей;
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и игровыми приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Игровые технологии для развития дыхания

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался – в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!

Ветерочек-ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.

Игровые технологии для развития мелкой моторики


Пальчиковая гимнастика
Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.

Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. 
Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.
А так же, дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами , разукрашками и прищепками

Артикуляционная гимнастика

Вот так вкусно мы поели,  Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Ну и лошадка! Шерстка гладка, Чисто умыта С головы до копыта.

Грибочек, грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко!

На качелях я качаюсь И все выше поднимаюсь, А потом – вниз.

Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.

Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.

«Составь предложение»

«Поезд»

«Заведи мотор»

«Лабиринты»

«Четвертый лишний»

Игры на развитие фонематического слуха

«Подбери слово к схеме»

«Паровозик»

«Засели домики»

Лексико-грамматический строй речи

«Чья мама?»


«Что напутал художник»,
«Что сначала, что потом»,
«Угадай сказку»

«Кошки-мышки»

«Сосчитай»

Связная речь

«Нелепицы»

Леденцы купили Полину.
Пальмы лежали подо львом. Лестница залезла на мальчиков. Ленты заплели в косы Юлю. Листья сидели на улитках. В пелёнке лежит коляска. Галя положила блюдце на сливы.

«Исправь ошибки»

«Расскажи-ка»

А также детям очень интересны передвижные ширмы с набором съёмных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов, лепбуки и интеллектуальные карты

Знакомство с буквами

«Допиши букву»

«Найди такую же букву»»

«Найди букву»

«Буквы спрятались»

«Ребусы»

Элементы песочной терапии

Ребята с удовольствием выполняют задания в песке.
Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производят соответствующие движения пальчиками в песке
Упражнения:
Способствуют расширению  словарного запаса.
Помогают освоить навыки звуко - буквенного анализа.
Позволяют  развивать фонематический слух и восприятие.
 Способствуют развитию  связной речи , лексико – грамматических категорий.
 Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной,
увлекательной, более продуктивной

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.