Игровые технологии как средство повышения эффективности коррекционно - развивающей работы учителя - логопеда
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД №114 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Учитель – логопед
Мазур О.Ю.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
ИГРА – это основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста.
ИГРА постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления, в игре ребенок открывает в себе новые возможности!
ИГРА - это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего.
ИГРА – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике, является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса.
На логопедических занятиях используются:
дидактические,
настольно-печатные,
словесные,
коррекционно-развивающие,
игры с движениями,
сюжетные, ролевые игры,
игры-драматизации
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:
выразительность проведения игр;
необходимость включения педагога в игру;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
простота, доступность, ёмкость и наглядность;
индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Игры и пособия, используемые логопедом, должны:
регулировать психоэмоциональное состояние детей;
формировать положительную мотивацию к занятиям;
преодолевать барьер в общении;
создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;
создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Мне хотелось бы поделиться с вами с различными современными методами и игровыми приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Игровые технологии для развития дыхания
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался – в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!
Ветерочек-ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.
Для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятиях используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев.
Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему.
А так же, дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами , разукрашками и прищепками
Артикуляционная гимнастика
Вот так вкусно мы поели, Перепачкались вареньем.Чтоб варенье с губ убрать,Ротик нужно облизать.
Ну и лошадка!Шерстка гладка,Чисто умытаС головы до копыта.
Грибочек, грибок,Масляный бок,Серебряная ножка,Прыгай в лукошко!
На качелях я качаюсьИ все выше поднимаюсь,А потом – вниз.
Сказка о Веселом Язычке. По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости.
Игровые технологии направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), развивать мелкую моторику рук.
А также детям очень интересны передвижные ширмы с набором съёмных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов, лепбуки и интеллектуальные карты
Элементы песочной терапии
Ребята с удовольствием выполняют задания в песке.
Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производят соответствующие движения пальчиками в песке
Упражнения:
Способствуют расширению словарного запаса.
Помогают освоить навыки звуко - буквенного анализа.
Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
Способствуют развитию связной речи , лексико – грамматических категорий.
Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной,
увлекательной, более продуктивной
Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.