Игровые технологии на уроках математики в СПО
Оценка 4.6

Игровые технологии на уроках математики в СПО

Оценка 4.6
docx
11.05.2023
Игровые технологии на уроках математики в СПО
Игровые технологии на уроках математики в СПО.docx

 

 

Игровые технологии на уроках математики в СПО.

 

Белоусова Н.М., преподаватель математики

 ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

 

В техникуме при изучении математики практически с первого урока приходится сталкиваться с такими вопросами учащихся: "Зачем нам это нужно? Как можно применить то, что мы узнали на уроке, в нашей будущей профессии?". 

Если не ответить на эти вопросы и не показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, то дальнейшее усвоение учебного материала становится проблематичным.

Для решения поставленной проблемы на уроках математики,  на протяжении всех лет моей работы в техникуме, осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий (игровые, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные технологии, модульные) показываю связь математики с выбранной профессией, провожу современные уроки в соответствии с новыми ФГОС, провожу внеклассную работу по предмету.

Цель моей работы :

Повысить качество знаний обучающихся по математике, через современный, комплексный подход в обучении.

Задачи работы:

1. Проводить современные уроки, в соответствии с требованиями ФГОС

2. Использовать на уроке современные технологии и методы, активизирующие познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

3. Вовлекать студентов во внеклассную работу по предмету.

4. Заинтересовывать учащихся в приобретаемых знаниях, показать связь математики с профессией.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

1) повысить успеваемость учащихся

2) позитивная динамика учебных достижений

3) повысить качество уровня обученности по итоговой аттестации

5) результаты качественного показателя уровня знаний.

6) Портфолио достижений: в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Личностные результаты:

1) формирование и развитие интеллектуальных особенностей

2) формирование самооценки

3) умение давать оценку другим;

4) формирование навыков научной организации труда;

5) формирование устойчивого интереса к учебному процессу

6) любовь к профессии.

Универсальные (метапредметные) результаты:

Познавательные:

1) развить умение применять различные мыслительные операции при выполнении заданий

3) Сформировать ИКТ-компетентность

Регулятивные:

1) сформировать умение работать по заданному плану, схеме;

2) Сформировать умение корректировать, исправлять свои ошибки;

3) сформировать умение проверять свои результаты по образцу, готовому ответу.

Коммуникативные:

1) умение слушать других и вести диалог

2) умение излагать собственное мнение, аргументы;

3) умение задавать вопросы.

4) умение работать в коллективе.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Цель игровых технологий :

·  активизация мыслительной деятельности,

·  развитие познавательных способностей;

·  развитие логического мышления;

·  углубление знаний по математике;

·  способствование восприятию межпредметных связей;

·  привитие математической культуры;

·  сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;

·  развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»,- писал Сухомлинский В.А.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

Игра для студентов 1-х и 2-х курсов является одной из самых привлекательных форм деятельности, и поэтому я старалась искать возможности применения её в подготовке студентов к усвоению важных математических идей, т.е. обучать математике в процессе игры. Настольные игры служат хорошим средством перехода от одной умственной работы к другой.

При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю следующие условия:

·  соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

·  умеренность в использовании игры на уроках.

Выделяю следующие виды уроков с использованием игровых технологий:

·  игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);

·  игровая организация учебного процесса с использованием заданий и упражнений;

·  использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация изученного).

РЕЗУЛЬТАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

способствует преодолению пассивности студентов;

способствует усилению работоспособности учащихся.

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучениявыработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Рассмотрим примеры моделирования игровых ситуаций на уроках математики. В подобных случаях внимание учащихся привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры.

Свое знакомство с группой начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра».

Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у преподавателя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица.

Один из учащихся называет любое значение х. Студент у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывают соответствующее значение у. Ему называют еще одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему могут задать еще несколько значений х. Выигрывает студент, который первый назовет формулу, записанную на карточке.

Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Группа делится на команды, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный студент крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ- в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа- победитель. Учащиеся повторяют материал с желанием и интересом.

Необычная запись, чертеж, схема . Ярким примером данного приема является задание, связанное с занимательным квадратом. Занимательный квадрат – это квадрат, разбитый на 9 клеток; в каждую клетку записывается один элемент так, чтобы суммы или произведения всех элементов по любой горизонтали, вертикали удовлетворяли определенному условию (например, были бы равны одному и тому же элементу).

Игра «Домино».

Правила игры: для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если студент неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игру «Домино» очень полезно применять для запоминания формул. Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул. 10 – 20 минут игры в такое «домино» достаточно для прочного запоминания многих формул.

Игра «Угадай- ка»

Смысл игры состоит в следующем: один из студентов (лучше «слабый») выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения(геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя «объект» своим именем, а заменяя его просто словами“она, “он”, “это”и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”.После быстрого обсуждения“угадывающий”приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

В моей методической копилке имеются различные настольные игры. Например, «Индивидуальное лото», «Магический квадрат», «Логарифмическое домино», «Кодированные упражнения», «Геометрическая загадка», «Займи пьедестал первым», «Каждой фигуре своё место», «Погадай на ромашке» и другие.

Кроме вышеперечисленных игр, в моей педагогической копилке разработаны такие коллективные игры, как «Аукцион», «Маркетинг», «Анаграмма», «Диалог», «КВН», «Математическое многоборье», «Математический бой», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», «Дерево знаний», деловые игры: «Математик- бизнесмен», «Пресс - конференция».

При обучении нахождению производной функции  использую задания на карточках, подобранные дифференцированно. Каждый пример имеет определенный балл (от 1 до 3). Оценка выставляется по набранному количеству баллов. Кроме этого, есть и самооценка студента по своему результату. Оцениваться могут все обучающиеся или же некоторые из них – зависит от активности. Оценка может выставляться учителем или капитаном. За правильный ответ студент получает жетон соответствующего цвета (1 балл – зеленый, 2 балла – желтый, 3 балла – красный).

При изучении признаков возрастания и убывания функции применяю Олимпийскую эстафету.

Найдите промежутки возрастания и убывания функции

1) f(x) = 3- 0,5x,

2) f(x) = - x2+2x-3,

3) f(x) = 4x-5,

4) f(x) = 5x 2- 3x+1.

 

(-∞;1)-возрастает, (1;+∞)-убывает        -   И

(-∞;+∞)-возрастает                                  -   Ф

(-∞;0,3)-возрастает, (0,3;+∞)-убывает    - Т

(-∞;+∞)-убывает                                       -   Ш

                         

    В результате правильных вычислений обучающиеся должны назвать спортивное сооружение в Сочи, которое названо в честь горной вершины Кавказского хребта. Именно там была проведена церемония открытия Олимпиады.

   Команда, которая первая правильно выполнит задание, получает максимальное количество баллов.

Решение записывают на доске.

Ответ: ФИШТ.

 

Я пришла к выводу, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность студентов, делают восприятие более активным, творческим, эмоциональным, достойным пониманию.

В дальнейшем, мой многолетний опыт показал, что наибольший эффект игры дают в группах, где студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к дисциплине, для которых математика кажется сухой и скучной наукой. Создание же даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к дисциплине, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь, а самое главное – снимает утомление и имеет здоровьесберегающую направленность.

Считаю, что рядом с собой элементы игровых технологий позволяют студентам услышать друг друга. Прислушаться к мнению, порой так не похожему на его собственное мнение.

Игра обучает, воспитывает, развивает и развлекает. Игра импровизированна, зрелищна. Она многогранна и не предсказуема. Этим она и интересна. Никогда не повторяются уроки с применением игровых технологий, хотя и проводятся  по одному и тому же плану. Но всегда эти уроки зрелищны и привлекательны для студентов.

Игра позволяет поддержать интерес к математике, снять напряженность при ее изучении. В игре каждый участник сам ставит себе цель, ищет способы ее достижения. Игра-соревнование дает возможность вводить в процесс обучения не только занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. В этом и есть педагогическая ценность игры.

 

Список литературы

1.       Варенина Л.П. Геймификация в образовании// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - 314с.

2.       Горнобатова Н.Н. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе; № 2/2014. - 33с.

3.       Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.


 

Игровые технологии на уроках математики в

Игровые технологии на уроках математики в

Коммуникативные: 1) умение слушать других и вести диалог 2) умение излагать собственное мнение, аргументы; 3) умение задавать вопросы

Коммуникативные: 1) умение слушать других и вести диалог 2) умение излагать собственное мнение, аргументы; 3) умение задавать вопросы

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения , выработке навыков, формировании умений

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения , выработке навыков, формировании умений

Смысл игры состоит в следующем: один из студентов (лучше «слабый») выходит за дверь, он – угадывающий

Смысл игры состоит в следующем: один из студентов (лучше «слабый») выходит за дверь, он – угадывающий

Ответ: ФИШТ. Я пришла к выводу, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике

Ответ: ФИШТ. Я пришла к выводу, что основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023