Игровые технологии на занятиях физической культурой
Оценка 4.7

Игровые технологии на занятиях физической культурой

Оценка 4.7
docx
17.11.2021
Игровые технологии на занятиях физической культурой
2 игровые технологии.docx

                      Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет»




                                                                                                                             А.А.Некрасов

 








 

 

Методическая разработка

Игровые технологии на занятиях физической культурой

 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Самара,2021


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор-составитель: Некрасов А.А., преподаватель первой категории Самарского колледжа строительства и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО НИУ МГСУ

 

 

 

 

 

 

   Методическая разработка предназначена для преподавателей колледжей, студентов очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 



                                                              Введение

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1.      Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2.      Одно из наиболее эффективных средств, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3.      По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4.      Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений.

5.      Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6.      Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7.      Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха.

8.      В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического результата.

 Очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем игры, обучающиеся овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с обще-прикладной и спортивно – рекреационной направленностью учебного предмета.

 

Спортивные и подвижные игры как средство физического воспитания студентов

   Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели.

Подвижные и спортивные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе среднего профессионального образования и внеурочного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных и спортивных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

 

                                                           Подвижные игры
Подвижные игры – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Применение игровых методик преподавателями физической культуры позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений, способствует становлению и развитию творческой личности. В многообразии средств физического воспитания студентов особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у занимающихся развиваются в комплексе.  Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие обучающихся, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры играющим приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают студентов, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Подвижные игры можно проводить в подготовительной части занятия как разминку (эстафеты, игры с элементами прыжков), в основной части занятия через игру можно совершенствовать отдельные двигательные действия, воспитывать физические качества, а в заключительной части занятия можно использовать игры с малой подвижностью для физиологического и психологического восстановления организма.

                                                         Задачи подвижных игр

 1. Оздоровительные

 При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также функциональную деятельность организма. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

 2. Образовательные

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой и другими видами спорта. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

 3. Воспитательные

Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у занимающихся положительные эмоции и побуждает их к выполнению с неослабевающей активностью многократно проделывать приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды-другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Методика проведения подвижных игр

Выбор игры

Важным условием успешной игровой деятельности является понимание содержания и правил игры. Обучение студентов целесообразно начинать с простых, некомандных игр, и завершить обучение более сложными – командными. К командным играм следует переходить своевременно, пока студенты не утратили заинтересованность к изученным ранее игровым действиям.

Перед тем, как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их возрастные особенности, развитие и физическую подготовленность.

Организация игры

Эффективность проведения игры зависит от решения организационных факторов:

1.умение доходчиво и интересно объяснить игру;

2. размещение игроков во время ее проведения;

3.определение ведущих;

4.распределение на команды;

5.определение помощников и судей;

6.руководство процессом игры;

7.дозирование нагрузки в игре;

8.окончание игры (подведение итогов).

 Руководство игрой

Руководство игрой решающий момент в работе педагога, только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включат несколько обязательных элементов:

- наблюдение за действиями   игроков;

- устранение ошибок;

- показ правильных   игровых действий;

- регулирование нагрузок;

- стимулирование        необходимого        уровня        активности        на протяжении всей игры.

 

Спортивные игры

Спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проходящие по определенным правилам. Спортивные игры, в которых соревнуются две (или более) команды называются командными спортивными играми. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Каждая спортивная игра имеет характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются и схожие признаки, позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с соприкосновением с соперником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракетка, бита) и без него.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т. п. различными способами и в самых разнообразных условиях.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр — командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спортсменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовывать свои действия с партнерами и добиваться успеха.

Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу как в нападении, так и в защите, игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество.

Рамки деятельности в игре ограничены соответствующими правилами, за нарушение которых положены определенные наказания. Спортсмены должны не только определять, какой технический прием или какое тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и оценивать его с позиций правил игры.

Спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности.

Баскетбол

Техническая подготовка

На начальном этапе обучения осваивают технику основных приемов игры и их сочетания. Причем параллельно изучают несколько приемов. Сначала занимающиеся овладевают техникой нападающих приемов (бег с ускорением, изменением направления и остановками, поворотами, прыжками, ловля и передача мяча двумя руками, броски одной рукой от плеча из-под щита, ведение мяча).

Как только занимающиеся освоят этот материал, переходят к разучиванию простейших защитных приемов: стойка, передвижение, держание игрока без мяча и с мячом.

Изучение осуществляется по общей схеме: показ и объяснение, опробование в простейших условиях, закрепление в постепенно усложняющихся условиях, совершенствование в условиях игры и соревнования Постепенное усложнение условий выполнения отдельных приемов неизбежно приводит к необходимости сочетать их и применять в конкретной обстановке.

Обучение технике приемов, применяемых в нападении, начинается с изучения стойки, бега, остановок, прыжков и поворотов.

Прежде всего нужно научить занимающихся принимать правильную стойку. Для этого им предлагают принять ее по команде или по сигналу во время ходьбы, бега. Надо тщательно проверить, как каждый занимающийся выполняет ее.

В дальнейшем во всех упражнениях без мяча и с мячом обращают внимание на правильность занимаемой стойки и ее сохранение при передвижении, остановках, ведении мяча и т. п.

Бег изучают в сочетании с остановками. Сначала осваивают бег по прямой, а затем — с изменением направления и скорости. Остановки начинают изучать со способа «двумя шагами».

При обучении прыжкам внимание акцентируют на правильности толчка, полета и приземления. Первым изучают прыжок толчком одной ногой.

В защите используют значительно меньше игровых приемов, чем в нападении. Но овладение ими — весьма сложный процесс. Техника их выполнения и успешное применение в игре во многом зависят от волевых и физических качеств баскетболиста.

Обучение защитным навыкам следует начинать с изучения стойки и передвижения. Затем изучают выбивание и вырывание мяча, перехваты, ловлю мяча у щита и накрывание.

При изучении передвижения обращают внимание на технику бега спиной вперед и приставными шагами, на мягкость движения на согнутых ногах, умение сохранять нужную дистанцию перед нападающим игроком, активность движений руками и наблюдение за соперником.

Ловлю и передачу мяча изучают одновременно. Сначала занимающимся нужно объяснить и показать ловлю мяча двумя руками, акцентируя внимание на положении рук (особенно кистей) и своевременности амортизирующего движения. Одновременно с этим объясняют способ держания мяча двумя руками и технику выполнения передачи мяча от груди. После этого выполняют разнообразные упражнения, в которых одни передают, другие ловят мяч.

Броски в корзину. Первые представления о технике выполнения броска и характере полета мяча создаются при изучении передач. Для этого занимающиеся выполняют передачи мяча друг другу с крутой траекторией полета. Можно использовать броски через веревочку или в мишень, нарисованную на стене.

На начальном этапе обучения важно овладеть структурой движения, постепенно увеличивая требования к точности попаданий в цель. Броски в корзину сначала изучают с близкой дистанции, затем переходят к броскам со средней, дальней дистанции и к добиванию мяча.

Ведение мяча. Занимающихся нужно научить одинаково хорошо вести мяч левой и правой рукой без зрительного контроля. Обучение начинают с высокого ведения.

После показа занимающиеся выполняют ведение без продвижения, обращая внимание на расположение кисти на мяче, сопровождение мяча рукой (нужно добиться, чтобы мяч дольше соприкасался с рукой) и активную работу руки в локтевом суставе и кисти.

Затем дают упражнения с передвижением: по прямой, по дуге, по кругу, между стойками, с сопротивлением защитника, эстафеты и игры с ведением мяча.

 

Волейбол

Техническая подготовка

В процессе обучения занимающихся решаются задачи развития физических качеств, а также овладения техникой и тактикой игры. Значительная роль при обучении отводится развитию быстроты передвижения, быстроты реакции. Не менее важна и прыжковая подготовка.

Большое значение в подготовке волейболистов имеют и специальные упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса, силу кистей и пальцев рук.

В игре используются специальные технические приемы: стойки, перемещения, подачи мяча, передачи, нападающие удары, блокирование.

К нападению относятся подача мяча, передача и нападающий удар, к защите — прием и передача мяча, блокирование. Некоторые приемы используют как в нападении, так и в защите. К таким приемам можно отнести стойки, перемещения и передачи.

Стойки. Стойкой называется положение, которое игрок принимает, готовясь к выполнению приема. Перед приемом мяча в защите спортсмен больше сгибает ноги в коленях — принимает низкую стойку. Перед нападающим ударом, наоборот, сгибание ног в коленях незначительное — это высокая стойка. Чаще всего в игре применяется средняя стойка, которую называют основной: ноги при этом согнуты в пределах 130°; вес тела равномерно распределен на обе ноги, ступни параллельны и на ширине плеч или одна нога находится впереди другой; туловище немного наклонено вперед, руки согнуты, кисти рас-' крыты и повернуты друг к другу.

Перемещения. Перемещение игрока начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы и выполняется мягкими, пружинистыми шагами. Скорость и способ перемещения избираются в зависимости от ситуации.

При выполнении защитных действий игрок чаще всего перемещается приставными и двойными шагами либо скачком, прыжком или броском. При выполнении нападающих действий используют сочетание бега и прыжков.

Подача мяча. Подача применяется не только с целью введения мяча в игру, но и как средство атаки — выигрыша очка или срыва запланированных комбинаций соперника.

Передачи. Поскольку передачи выполняют из различных исходных положений, их подразделяют на подгруппы. К группе верхних передач относят передачи в стойках (в опорном положении), в прыжке, с отвлекающими действиями, в падении, назад за голову.

К группе нижних передач относят передачи двумя руками, одной рукой и передачи с падением.

Нападающий удар. Это основной технический прием нападения. Нападающие удары могут быть прямые и боковые. Прямые выполняют из положения лицом к сетке, боковые удары — плечом (боком). И прямые, и боковые удары могут быть выполнены различным образом: по ходу разбега, с переводом влево, с переводом вправо.

Наибольшее распространение получили прямые нападающие удары.

Нападающие удары могут быть выполнены с места и с разбега.

В технике нападающих ударов с разбега выделяют разбег, прыжок, удар и приземление.

Блокирование. Первым защитным действием при нападающем ударе является блокирование. Техника блокирования состоит из перемещения к месту блока, прыжка, выноса рук к мячу и приземления.

 

                                                                 Заключение

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой подвижных и спортивных игр.

В процессе обучения студентов подвижные и спортивные игры служат не только как вспомогательный инструмент, они активизируют внимание, создают оптимальный эмоциональный фон учебного занятия, а также выступают в качестве незаменимого основного средства, повышающего эффективность учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               












 

 

 

 

 

 


 

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Автор-составитель: Некрасов А.А

Автор-составитель: Некрасов А.А

Игровые технологии на занятиях физической культурой

Игровые технологии на занятиях физической культурой

Введение Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не работу учащихся на творческо-поисковом уровне

Введение Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не работу учащихся на творческо-поисковом уровне

Подвижные игры Подвижные игры – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом

Подвижные игры Подвижные игры – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды-другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды-другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью

Первым изучают прыжок толчком одной ногой

Первым изучают прыжок толчком одной ногой

Перемещения. Перемещение игрока начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы и выполняется мягкими, пружинистыми шагами

Перемещения. Перемещение игрока начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы и выполняется мягкими, пружинистыми шагами

Игровые технологии на занятиях физической культурой

Игровые технологии на занятиях физической культурой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021