Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе
Оценка 4.6

Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
docx
русский язык
5 кл—6 кл
05.12.2022
Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе
Аннотация. В статье раскрывается методика использования игровых технологий при изучении заимствованной лексики на уроках русского языка. Актуальность темы обусловлена отсутствием подобных методик по данному разделу. Авторы отмечают, что педагогическая игра – эффективный способ подачи информации в школе, игры-упражнения направлены на более подробное ознакомление с заимствованиями, обогащение лексикона обучающихся, повышение уровня речемыслительной деятельности. В статье приведены варианты игровых технологий и способы их использования на уроке русского языка.
Игровые технологии в изучении заимствованной лексики.docx

Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе

Сидорова Вера Владимировна, группа 246,

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный

педагогический институт имени В.Г.Короленко»,

факультет социальных коммуникаций и филологии,

направление Русский язык и Английский язык,

vera.naumowa.00@gmail.com

 

Аннотация. В статье раскрывается методика использования игровых технологий при изучении заимствованной лексики на уроках русского языка. Актуальность темы обусловлена отсутствием подобных методик по данному разделу. Авторы отмечают, что педагогическая игра – эффективный способ подачи информации в школе, игры-упражнения направлены на более подробное ознакомление с заимствованиями, обогащение лексикона обучающихся, повышение уровня речемыслительной деятельности.  В статье приведены варианты игровых технологий и способы их использования на уроке русского языка.

Ключевые слова: заимствованная лексика, педагогическая игра, игровые технологии, методика изучения, русский язык.

 

Заимствования как языковой пласт очень актуален в современном мире. Во-первых, из-за его высокой динамичности и гибкости, а во-вторых он ещё и удобен в употреблении, обогащает речь, делает её более насыщенной и узкоспециализированной.

В речи школьников часто можно встретить современные иноязычные заимствованные слова. Однако обычно они не понимают или даже не знают точного значения этих слов, ввиду чего допускают многочисленные ошибки – лексико-грамматические и лексико-стилистические, произносительные, а также орфографические. Однако очевидно, что столкнуться с заимствованиями школьники могут почти в любой сфере жизни: это могут быть и историзмы, и старославянизмы в пословицах и поговорках, компьютерная лексика, речь СМИ и т.д.

Заимствованная лексика изучается в школьной программе в 5–6 классе (в зависимости от программы).

Проведенный анализ действующих учебников по русскому языку для средней школы на предмет отражения в них информации о заимствованной лексике показал, что тема охватывается очень поверхностно, даны лишь основные понятия. А ведь тема иноязычных заимствований имеет большую важность и актуальность.

Для более эффективной подачи данной темы школьникам нами был избран нетипичный для уроков русского языка метод педагогической игры.

Благодаря проведению занятий с задействованием игровых технологий достигаются весьма важные педагогические цели:

·        расширение, углубление и закрепление знаний, полученных на занятиях;

·        приобретение умений и навыков выработки рациональных решений посредством самостоятельного определения стратегии, оценки эффективности предпринятых действий с помощью рефлексии;

·        развитие практических навыков работы в коллективе, понимания условий и принципов коллективной деятельности, связанной с разделением труда, иерархическим построением структуры управления, эффективным взаимодействием.

Как известно, каждый урок имеет этапы, на каждом из которых предполагается свой вид работы и упражнений, но при этом они могут пересекаться или даже повторяться.

Например, для определения уровня исходных знаний по теме, а также для постановки проблемы урока, подойдут приведенные ниже игры-упражнения.

Игра «Найди пару»

Игра формирует:

1. Познавательные УУД: уметь строить высказывание на поставленный учителем и одноклассниками вопрос.

2. Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.

3. Предметные УУД: активизация лексики по теме, выражение мнения по теме урока.

Обучающиеся делятся на команды. Им выдаются карточки, на каждой из которых написано или заимствованное слово, или определение к этому слову.

Например, такие слова и определения, как:

·        парад – торжественный смотр физкультурников;

·        свитер – фуфайка с высоким воротом;

·        мандат – документ, удостоверяющий полномочие депутата;

·        тир – помещение для стрельбы в цель;

Обучающимся необходимо из карточек собрать пары: слово + его определение.

Игра «Мост»

Формирует:

1. Познавательные УУД: уметь строить высказывание на поставленный учителем и одноклассниками вопрос.

2. Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя, отвечать друг другу на вопросы, слушать друг друга.

3. Предметные УУД: активизация лексики по теме, выражение мнения по теме урока.

Обучающиеся получают высказывание, например, «французский пиджак превратить в тюркский кафтан». Соединять эти слова необходимо «мостом», то есть повторяя в каждом следующем слове две последних буквы из предыдущего. Обучающиеся при этом могут работать в группах, а учитель для усложнения игры может использовать ограничения во времени и в количестве промежуточных слов.

·                   Пиджак – аксакал – аллейка – кафтан;

·                   Пиджак – акула – ластик – икра – ракушка – кафтан.

В итоге учитель задаёт вопрос, какие из перечисленных учениками слов, являются заимствованными и из каких языков они пришли в русскую речь.

Далее, для более глубокого и детального рассмотрения темы, необходимо дать информацию обучающимся о старославянизмах, как и почему они связаны с темой заимствований.

Игра «Расшифровка»

Формирует:

1. Познавательные УУД: уметь строить высказывание на поставленный учителем и одноклассниками вопрос.

2. Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать учителя, отвечать друг другу на вопросы, слушать друг друга.

3. Предметные УУД: активизация лексики по теме, выражение мнения по теме урока.

Обучающимся необходимо «расшифровать» пословицы и поговорки. Происходит это так: учитель кидает одному из учеников мячик и говорит пословицу или поговорку, обучающийся должен назвать находящийся в ней старославянизм и объяснить значение выражения. 

Примеры пословиц и поговорок:

·        Не велико веретено, а всех одевает оно.

·        Чудное дело корыто: кто не видал, тот кораблем зовёт.

·        Сапог лаптю не брат.

·        Бабы из окна в окно горшки ухватом передают.

·        Прялка не Бог, а рубаху даёт.

·        Здоровье близко, ищи его в миске.

В качестве домашней работы может быть задано придумать шуточный мини-стишок для запоминая смысла какого-либо заимствованного слова. Например:

Ивана я не уважаю,

Ему импичмент выражаю,

И мне не нравится Семен –

Спонтанно нелоялен он.

Формирует:

1. Познавательные УУД: уметь сжато передавать основное содержание занятия и выводы.

2. Коммуникативные УУД: формулировать собственные мысли, высказывать, обосновывать и защищать свою точку зрения.

3. Предметные УУД: активизация лексики в устной речи.

Таким образом, на каждом этапе урока могут быть задействованы игровые технологии, которых существует огромное количество, а также их вариаций в зависимости от условий урока. Эти технологии формируют разнообразные УУД, что является очень важным условием современного урока.

Изучение заимствованной лексики с использованием игровых технологий помогает более системно подойти к знакомству обучающихся с этимологией и семантикой заимствованных слов, создаёт условия для обогащения словарного запаса школьника.

 

Список литературы

1.     Бондаренко, М.А. Формирование интереса к русскому языку в процессе изучения заимствованной лексики // Русский язык в школе, 2015 (2). – С. 8–11.

2.     Крысин, Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца XX столетия (1985–1995) / Отв.ред. Е.А. Земская. – М., 2000. – С. 143–161.

3.     Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М., 1999. – С. 272–279.

4.     Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – С. 28–34.

5.     Парпиев, О.Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения // Молодой ученый, 2011. – № 12 (35). – С. 127–129. – URL: https://moluch.ru/archive/35/4030/ (дата обращения: 21.11.2022).

6.     Веденеева, С.А. Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, географии и ОБЖ / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова. // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 94–95. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3432/ (дата обращения: 26.11.2022).


 

Скачано с www.znanio.ru

Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе

Игровые технологии в изучении заимствованной лексики на уроках русского языка в школе

СМИ и т.д. Заимствованная лексика изучается в школьной программе в 5–6 классе (в зависимости от программы)

СМИ и т.д. Заимствованная лексика изучается в школьной программе в 5–6 классе (в зависимости от программы)

Игра формирует: 1. Познавательные

Игра формирует: 1. Познавательные

Пиджак – аксакал – аллейка – кафтан; ·

Пиджак – аксакал – аллейка – кафтан; ·

В качестве домашней работы может быть задано придумать шуточный мини-стишок для запоминая смысла какого-либо заимствованного слова

В качестве домашней работы может быть задано придумать шуточный мини-стишок для запоминая смысла какого-либо заимствованного слова

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка:

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2022