Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Оценка 5
Документация
doc
классное руководство +1
Взрослым
09.04.2019
Игровые технологии очень часто используют в дополнительном образовании, как для проведения занятий, так и для проведения различных воспитательных мероприятий. Игра - важная часть развития личности ребенка, особенности в дошкольном возрасте. Также можн использовать только элементы игровых технологий для привлечения внимания детей.
igrovye_tekhnologii.doc
Игровые технологии как эффективное средство активизации
познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в
образовании
Капарова Дженет Ахмедовна,
Педагогорганизатор
МБОУ ДО ДДТ
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в
народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В
современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется:
в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
По определению Г.К. Селевко, игровая технология это вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Одним из приоритетов современной системы образования является
достижение нового образовательного результата – формирование ключевых
компетенций учащихся:
способности (умения) мобилизовать в определённой ситуации полученные
знания и опыт;
способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем,
изучаемых в учебном процессе;
умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность,
занимать рефлексивную позицию.
Игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко
разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам
возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность
деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное
вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и
попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития
предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она
приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и повышает способность руководить и
скоординированных решений,
подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и
интуицию.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще,
педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые
могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство
побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самоопределении, саморегуляции, самореализации. Способность включаться в
игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои
особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых
основным содержанием является предметная деятельность, к играм,
отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых
главным содержанием выступает подчинение правилам общественного
поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В
каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие
психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности
для детей дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные
периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный
возраст учебная деятельность, средний общественно полезная, старший
школьный возраст учебнопрофессиональная деятельность) не вытесняют
игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка. Оптимальное
сочетание игры с другими формами образовательного процесса одно из
самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре
одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и
напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и
постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная
заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим
мотивационным фактором,
ребенок руководствуется личностными
установками и мотивами.
Главной особенностью игровой деятельности является ее
двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную
деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны ряд моментов
деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной
ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры,
помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру
можно повторить несколько раз. Особенно это относится к имитационным
играм.
К другим особенностям игры относятся активность участников,
занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий
характер, эмоциональная окрашенность.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание
элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем
функций педагогических игр. Выделим наиболее важные функции игры.
1.
Социокультурное назначение игры. Игра средство социализации
ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы
целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний,
духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так
и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
2.
Функция межнациональной коммуникации. И.Кант считал
человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же
время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают
возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из
конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в
восприятии всего существующего в жизни. 3.
Самореализации человека в игре это одна из основных функций
игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,
конкурентность или достижение какойлибо цели. Процесс игры это
пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в
игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся
проблемы у человека и моделировать их снятие.
4.
5.
Игра
Коммуникативная функция игры.
Игра деятельность
коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших
человеческих отношений. Любое игровое общество коллектив, выступающий
применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное
начало, имеющее множество коммуникативных связей.
игры.
обладает
предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность
человека, вопервых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме
проявлений (интеллект, творчество); вовторых, игра сама по себе это
особое «поле самовыражения».
Диагностическая
функция
6.
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих у
человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая
терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что
эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных
отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика
новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со
взрослыми, так и со сверстниками, в отношения свободы и сотрудничества
взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к
терапевтическому эффекту.
Игровые формы обучения способствуют использованию различных
способов мотивации:
мотивы общения: учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре,
учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
моральные мотивы: в игре каждый ученик может проявить себя, свои
знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к
деятельности, к людям;
познавательные мотивы: каждая игра имеет близкий результат
(окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе)
и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). Классификации педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые,
социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
психотехнические и др.
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные и игрыдраматизации.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой
методики: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила
которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых
присутствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве
условия игры и возникающие по ее ходу.
По содержанию игры с готовыми правилами разделяют на все
предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные,
интеллектуальные
строительные и технические,
музыкальные (ритмические,
лечебные,
коррекционные (психологические игрыупражнения), шуточные (забавы,
развлечения), ритуальнообрядовые и т.п.
(дидактические),
танцевальные),
хороводные,
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере
жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные,
художественные, бытовые игры в профессию, этнографические игры и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные,
комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с
различными средствами передвижения.
И, наконец, по форме: форма есть способ существования и выражения
содержания. Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие
игры: игрыпразднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные
игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты,
вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования,
состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
По спектру целевых ориентаций выделяют игры:
дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности;
применение знаний, умений и навыков в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков;
развитие трудовых навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных подходов,
позиций, нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,
фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений
сравнивать,
умения находить
оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности;
находить аналогии,
сопоставлять,
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;
обучение общению; психотерапия.
Использование игровых технологий в среднем и старшем
школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное
развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых
игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является
нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую
деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Из школьных игровых технологий наиболее популярными являются
учебные деловые игры. Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это
педагогический метод моделирования различных управленческих и
производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и
их групп принятию решения. Деловая игра используется для решения
комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития
творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и
социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой
либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут
события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых
происходит событие или осуществляется деятельность.
Сценарий
имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и
назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение
конкретных специфических операций, например, методики написания
сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных
играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа
проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения,
действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для
проведения игр с исполнением роли разрабатывается модельпьеса ситуации,
между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какаялибо ситуация,
поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать
весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица,
понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию
поведения. Основная задача метода инсценировки научить подростка
ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку
своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с
ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не
прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода
инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация,
функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей»
и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социальнопсихологический, в
котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе,
оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в
продуктивный контакт.
Рассмотрим технологию организации деловой игры. Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки
сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание
сценария входят учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы,
обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание
процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц
(групп).
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов.
Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия,
обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты
материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная
информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и
экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между
участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной
по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять
активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права
вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать
действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от
модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых
ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к
содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит,
диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор,
интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по
отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор,
рефлексирующий, программист. Социальнопсихологические позиции: лидер,
предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры включает в себя
выступления экспертов, обмен мнениями, защиту учащимися своих решений и
выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты,
отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает
внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей
областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного
предмета.
Организационнодеятельностные игры. Одна из основных
характеристик организационнодеятельностной игры – активная, деятельностная включенность в работу всех участников (коллективная
мыследеятельность).
Основной акцент в ней делается на рефлексии. Причём учащийся делает
собственную деятельность объектом своего активного воздействия: он
изменяет, совершенствует или заново выстраивает её. Акцент на рефлексии в
организационнодеятельностной игре определяет соответствующий эффект
данной формы игры, который, как правило, рассматривается в трех аспектах:
познавательном,
аспекте
общепсихологического развития учащихся.
развитии мыслительных
способностей и
Развитие учащихся проявляется прежде всего в изменении уровня
притязаний, самооценки и мотивации в учебной деятельности, которые
становятся более адекватными, благодаря рефлексии учащийся начинает
более беспристрастно анализировать собственную деятельность, объективно
смотреть на себя со стороны.
Работа с группой ведётся по следующей схеме: проигрывание игрового
эпизода, обеспечивающего включённость участников в игру на эмоциональном
и поведенческом уровнях. После проигрывания игротехник задаёт членам
группы вопросы, выводя их в область причинноследственных связей,
заставляя анализировать своё и чужое поведение в только что разыгранной
сценке, инициируя таким образом их рефлексию. Каждая группа в результате
должна выйти на фиксированные заранее точки обсуждения. При этом
игротехнику надо содействовать проявлению анализирующей активности
членов группы, помогать делать выводы, находить причинноследственные
связи, видеть новые проблемы. Игротехник должен играть роль «пытливого
исследователя», пытающегося понять вместе с другими членами его группы
суть только что проигранной ситуации. Ассистенты игротехников фиксируют
проявления рефлексии у членов групп в ходе анализа проигранных ситуаций;
а также активизируют рефлексию у участников с позиции «критика»,
«наблюдателя», «эксперта».
Работа разбивается на три части: подготовительную, игровое
исполнение, аналитический разбор. Подготовительная часть предполагает
создание (конструирование, проектирование) того, что будет затем разыграно
в виде одной из общих схем, и отработку плана действий (операции и
процедуры) самого игрового исполнения. В соответствии с этими схемами и
планами происходит самоопределение учащихся. Учащиеся (они же
участники игровой имитации) проходят инструктаж и тренировки по
исходным схемам перед игровым исполнением, и те, кто принимает предложенные условия, могут «включиться» в игровые процессы. Принятие
игровой роли, места, позиции требует от участников игры готовности
меняться, быть раскованными и ироничными к самим себе. Игра – это не
тренажер, участникам нужно понять, принять и поверить в смысл игрового
действия, в разумность и ценность возможных результатов.
Фаза игрового действия делает организаторов и участников игры
равными в условиях ситуативных столкновений. Педагог здесь такой же
игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конечный продукт
игры, поэтому никто и не может быть в позиции инструктора. Все играющие
входят в предложенную педагогом схему, но сами игровые процессы
начинают эту схему расшатывать и иногда ломать. Если педагог движется
вместе с игрой, то он может в ходе игры конструктивно обогатить
собственные представления и схемы.
В самом содержании игровых процессов также выделяются три этапа:
представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога;
установление правил взаимодействия по ходу разворачивания игровых
событий;
борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного
интереса, собственных целей.
Третья, завершающая фаза игровой имитации – аналитический разбор.
Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику
исходных схем, их развертывание и обогащение. Педагоги и учащиеся за счет
этого могут увидеть направления решения проблем, накопить опыт работы.
Те, кто не проводит аналитического разбора, получают в результате
прохождения игрового процесса лишь поверхностное знакомство со схемами
организации мышления, но оказываются неспособными применять их в
дальнейшем самостоятельно.
Финансовоэкономические деловые игры
Цель таких игр – подготовка учащихся к рыночной экономике. Для
этого моделируются определённые управленческие,
экономические,
финансовые, бизнесситуации, в которых формируются умения анализировать
их и принимать оптимальные решения.
В школах деловые игры могут проводиться как на уроках, так и во
внеклассных мероприятиях.
Финансовая сторона игры может предусматривать введение собственной
школьной валюты и активную деятельность банка, проводящего такие
операции, как кредитование коммерческой деятельности фирм, проведение займов, введение личных лицевых счетов клиентов, а экономическая –
моделировать организацию производительной деятельности в значительном
объёме и разнообразных формах. Это частный бизнес, малые предприятия, ко
операция, большой объём коммерческих услуг, торговля.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо
соблюдение следующих условий:
соответствие игры образовательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить следующие виды использования игровых технологий
на учебных занятиях:
1) урок ролевая игра;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий
(урок соревнование, урок конкурс, урок путешествие, урок КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые
обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец;
знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков,
повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и
т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной
параллели.
Таким образом, игровые технологии занимают важное место в
образовательном процессе, так как не только способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно
организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,
помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует
умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету. Игра один из приёмов преодоления пассивности
учащихся.
Использованные источники
1. Горнакова Н.В. Игровые технологии как способ компетентностного
подхода // http://festival.1september.ru/articles/596556/
2. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск:
Два комсомольца, 2011. — С. 140146.
3. Муравьёва Г.Е Проектирование технологий обучения
4.
Петрайтис Е.А.
Игра как метод обучения
//
http://festival.1september.ru/articles/569109/
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.