«Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В начале моей практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Иконка файла материала statya_igrovaya_tehn.docx
«Игровые  технологии  как   средство   формирования   универсальных учебных действий на уроках физической культуры» Джумеевой  Риммы Владимировны ГБОУ  ООШ пос. Ильичёвский В   рамках   реализации   ФГОС   приоритетной   целью   современного школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить   учебные   цели,   проектировать   пути   их   реализации,   контролировать и оценивать   свои   достижения,   то   есть   формирование   умения   учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного   процесса.   Достижение   этой   цели   становится   возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – это  обобщенные  действия, порождающие мотивацию  к  обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В начале моей  практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась  во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать   задание,   понимать   цель   его   выполнения,   неумение   работать   в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Для   решения   этой   проблемы   и   для   обеспечения   успешного   обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе   на   уроках   физической   культуры   в начальных   классах   я     часто применяю   игровые   технологии,   поскольку   они   позволяют   в естественной и непринужденной   атмосфере   формировать   личностные,   регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко поставленная   цель   обучения   и,   соответствующие   ей,   педагогические результаты, которые имеют учебно­познавательную направленность. Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи   игровых   приемов   и ситуаций,   которые   выступают   как   средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные,   на   местности,   компьютерные,   а также   с различными   средствами передвижения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,   персонажем.   Игра   способна   стать   тем   инструментом,   который комплексно обеспечивает: ­ успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития; ­ сохранение   и совершенствование   на   протяжении   всего начального образования достижений дошкольного периода развития; ­ развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию; ­ сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического здоровья. Подвижные игры ­ это тот вид деятельности, которому ребёнок учится и самостоятельно,   активно   пользуется   в повседневной   жизни.   Они   имеют большое   значение   в воспитании   сознательной   дисциплины   у детей,   которая является непременным условием каждой коллективной игры.Рассматривая   подвижные   игры   как   мощное   средство   воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности,  основываясь на требования ФГОС НОО. Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные   умения   в самостоятельной   организации   и проведении подвижных игр: ­   осваивать   двигательные   действия,   составляющие   содержание подвижных игр; ­   взаимодействовать   в парах   и группах   при   выполнении   технических действий в подвижных играх; ­ проявлять быстроту и ловкость; ­ выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр; ­   соблюдать   дисциплину   и правила   техники   безопасности   в условиях учебной и игровой деятельности; ­ осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения и развивать физические качества. Метапредметные  результаты.  Познавательные:  осмысление, объяснение своего двигательного опыта; ­   осознание   важности   освоения   универсальных   умений,     связанных с выполнением упражнений; ­ осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений; ­   моделирование,   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения игровой ситуации Коммуникативные: ­ позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений; ­ объяснять ошибки при выполнении упражнений;­   управлять   эмоциями   при   общении   со   сверстниками   и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; ­   выражать   свои   мысли   в соответствии   с задачами   урока,   владение специальной терминологией, организовать и провести игру. Регулятивные: ­   организовать   самостоятельную   деятельность   с учетом   требований   ее безопасности,   сохранности   инвентаря   и оборудования,   организации   мест занятий; ­технически   правильно   выполнять   двигательные   действия   из   базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; ­планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения Личностные результаты: ­   сформированность   навыка   систематического   наблюдения   за   своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок; ­сформированность   и   проявление   положительных   качеств   личности, дисциплинированности,   трудолюбия   и упорства   в достижении   поставленной цели. Если   на   уроке   решается   задача   развития   силы,   то   в него   включаю вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно­силовыми напряжениями,   разнообразными   формами   преодоления   мышечного сопротивления   противника   в непосредственном   соприкосновении   с ним: перетягивание,   различными   выталкивание;   сталкивание,   удержание, двигательными   операциями   с доступными   отягощениями —   бег,   прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде   (Такие игры как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.).Для   развития   быстроты   подбираю   игры,   требующие   мгновенных ответных   реакций   на   зрительные,   звуковые,   тактильные   сигналы   (хлопок, свисток,   поднятая   вверх   рука),   упражнения   с внезапными   остановками, стремительными   рывками,   мгновенными   задержками,   бегом   на   короткие расстояния   в кратчайший   срок   и другими   двигательными   действиями, направленными   на   осознанное   и целеустремленное   опережение   соперника («Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь»). Для развития ловкости использую  игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания   определенной   физической   сноровкой   и тактической изворотливостью,   умения   своевременно   и результативно   использовать   те редкие   благоприятные   моменты   и ситуации,   которые   непредсказуемо складываются   соперничества. («Охотники и утки», «Подвижная мишень»). в условиях   бескомпромиссного   психофизического Для развития выносливости на уроке мною применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных   операций   или   с продолжительной   непрерывной   двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например, игра «Колдунчики». Трудность   игр   по   физической   нагрузке   и сложности   взаимодействия участников   должны   быть   доступными   и возрастать   постепенно.   Основным условием   успешного   внедрения   подвижных   и спортивных   игр   в жизнь школьников   всегда   было   и остаётся   глубокое   знание   и свободное   владение обширным игровым репертуарам, методикой педагогического руководства. Результатом   широкого   применения   игровых   технологий   на   уроках физкультуры   стало   изменение   отношения   к   предмету.   Обучающиеся   всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают   уроки   физкультуры   регулярно   и   с   удовольствием.   Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районныхсоревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П.­ 1 место; бег 400 м в 2014г. ­ Воронков А­2 место; бег 1500 м­  Камран М.­ 3 место, бег 400 м – Света   П.   и   др.)   На   протяжении   последних   лет   команды   школы   занимают призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»­1 место, Военно­ спортивная   игра   «Зарница   2015»­2   место,   «Школа   безопасности   2016»­2 место,   мини­футбол   2016­   2,3места)  Высоких   результатов   добиваются участники  предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе,  Света П. ученица 8 класса ­ 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.