В начале моей практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
«Игровые технологии как средство формирования универсальных
учебных действий на уроках физической культуры»
Джумеевой Риммы Владимировны
ГБОУ ООШ пос. Ильичёвский
В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного
школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от
учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.
Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного
образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным
благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и
позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях
познания.
В начале моей практики возникали некоторые трудности, с которыми я
сталкивалась во время проведения уроков физической культуры: нежелание
слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в
команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в
изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными
движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно,
детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения,
что приводит к снижению качества образования по предмету.
Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения
использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей
работе на уроках физической культуры в начальных классах я часто
применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной
и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД.Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям
для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать
окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко
поставленная цель обучения и, соответствующие ей, педагогические
результаты, которые имеют учебнопознавательную направленность.
Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец,
специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая
среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные,
уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами
передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем инструментом, который
комплексно обеспечивает:
успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
сохранение
и совершенствование
на
протяжении
всего
начального образования достижений дошкольного периода развития;
развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности
поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического
здоровья.
Подвижные игры это тот вид деятельности, которому ребёнок учится
и самостоятельно, активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют
большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая
является непременным условием каждой коллективной игры.Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания
и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид
деятельности, основываясь на требования ФГОС НОО.
Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать
универсальные умения в самостоятельной организации и проведении
подвижных игр:
осваивать двигательные действия, составляющие содержание
подвижных игр;
взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических
действий в подвижных играх;
проявлять быстроту и ловкость;
выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных
игр;
соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности;
осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения и
развивать физические качества.
Метапредметные
результаты. Познавательные:
осмысление,
объяснение своего двигательного опыта;
осознание важности освоения универсальных умений, связанных
с выполнением упражнений;
осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений;
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения
игровой ситуации
Коммуникативные:
позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при
разучивании упражнений;
объяснять ошибки при выполнении упражнений; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение
специальной терминологией, организовать и провести игру.
Регулятивные:
организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест
занятий;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых
в процессе ее выполнения
Личностные результаты:
сформированность навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
сформированность и проявление положительных качеств личности,
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной
цели.
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю
вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростносиловыми
напряжениями,
разнообразными формами преодоления мышечного
сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним:
перетягивание,
различными
выталкивание;
сталкивание,
удержание,
двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки,
метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам
по команде (Такие игры как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный
бой» и др.).Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных
ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы (хлопок,
свисток, поднятая вверх рука), упражнения с внезапными остановками,
стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие
расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями,
направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника
(«Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь»).
Для развития ловкости использую игры, требующие точной координации
движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде,
обладания определенной физической сноровкой и тактической
изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те
редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо
складываются
соперничества. («Охотники и утки», «Подвижная мишень»).
в условиях бескомпромиссного психофизического
Для развития выносливости на уроке мною применяются игры, связанные
с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных
двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной
деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например, игра
«Колдунчики».
Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия
участников должны быть доступными и возрастать постепенно. Основным
условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь
школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуарам, методикой педагогического руководства.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех
возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,
посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем
успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районныхсоревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П. 1 место; бег 400 м
в 2014г. Воронков А2 место; бег 1500 м Камран М. 3 место, бег 400 м –
Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают
призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»1 место, Военно
спортивная игра «Зарница 2015»2 место, «Школа безопасности 2016»2
место, минифутбол 2016 2,3места) Высоких результатов добиваются
участники предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла
3 место в окружном этапе, Света П. ученица 8 класса 1 место в 2015 г. и
т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся
с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.