«Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»
В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В начале моей практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе на уроках физической культуры в начальных классах я часто применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и, соответствующие ей, педагогические результаты, которые имеют учебно-познавательную направленность.
Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического здоровья.
Подвижные игры - это тот вид деятельности, которому ребёнок учится и самостоятельно, активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности, основываясь на требования ФГОС НОО.
Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр:
- осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;
- взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх;
- проявлять быстроту и ловкость;
- выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр;
- соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности;
- осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения и развивать физические качества.
Метапредметные результаты. Познавательные: осмысление, объяснение своего двигательного опыта;
- осознание важности освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений;
- осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений;
- моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации
Коммуникативные:
- позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений;
- объяснять ошибки при выполнении упражнений;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру.
Регулятивные:
- организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения
Личностные результаты:
- сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;
-сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним: перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание; различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде (Такие игры как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.).
Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука), упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника («Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь»).
Для развития ловкости использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. («Охотники и утки», «Подвижная мишень»).
Для развития выносливости на уроке мною применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например, игра «Колдунчики».
Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно. Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, методикой педагогического руководства.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районных соревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П.- 1 место; бег 400 м в 2014г. - Воронков А-2 место; бег 1500 м- Камран М.- 3 место, бег 400 м –Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»-1 место, Военно-спортивная игра «Зарница 2015»-2 место, «Школа безопасности 2016»-2 место, мини-футбол 2016- 2,3места) Высоких результатов добиваются участники предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе, Света П. ученица 8 класса - 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.