«Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ф В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В начале моей практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе на уроках физической культуры в начальных классах я часто применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и, соответствующие ей, педагогические результаты, которые имеют учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает: - успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития; - сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития; - развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию; - сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического здоровья. Подвижные игры - это тот вид деятельности, которому ребёнок учится и самостоятельно, активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности, основываясь на требования ФГОС НОО. Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр: - осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр; - взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх; - проявлять быстроту и ловкость; - выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр; - соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности; - осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения и развивать физические качества. Метапредметные результаты. Познавательные: осмысление, объяснение своего двигательного опыта; - осознание важности освоения универсальных умений, связанных с выполнением упражнений; - осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений; - моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации Коммуникативные: - позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений; - объяснять ошибки при выполнении упражнений; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру. Регулятивные: - организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий; -технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; -планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения Личностные результаты: - сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок; -сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели. Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним: перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание; различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде (Такие игры как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.). Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука), упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника («Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь»). Для развития ловкости использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. («Охотники и утки», «Подвижная мишень»). Для развития выносливости на уроке мною применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например, игра «Колдунчики». Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно. Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, методикой педагогического руководства. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районных соревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П.- 1 место; бег 400 м в 2014г. - Воронков А-2 место; бег 1500 м- Камран М.- 3 место, бег 400 м –Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»-1 место, Военно-спортивная игра «Зарница 2015»-2 место, «Школа безопасности 2016»-2 место, мини-футбол 2016- 2,3места) Высоких результатов добиваются участники предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе, Света П. ученица 8 класса - 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.
Иконка файла материала 1231 (45).docx

«Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

 

В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В начале моей  практики возникали некоторые трудности, с которыми я сталкивалась  во время проведения уроков физической культуры: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Для решения этой проблемы и для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии. В своей работе на уроках физической культуры в начальных классах я  часто применяю игровые технологии, поскольку они позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Основой для данной технологии является игра. Она необходима детям для развития личности, именно в процессе игры ребенок учится познавать окружающий мир, себя и свое место в нем. У педагогической игры есть четко поставленная цель обучения и, соответствующие ей, педагогические результаты, которые имеют учебно-познавательную направленность.

Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;

- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического, физического здоровья.

Подвижные игры - это тот вид деятельности, которому ребёнок учится и самостоятельно, активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности,  основываясь на требования ФГОС НОО.

Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр:

- осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр;

- взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх;

- проявлять быстроту и ловкость;

- выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр;

- соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности;

- осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения и развивать физические качества.

Метапредметные результаты. Познавательные: осмысление, объяснение своего двигательного опыта;

- осознание важности освоения универсальных умений,  связанных с выполнением упражнений;

- осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений;

- моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации

Коммуникативные:

- позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений;

- объяснять ошибки при выполнении упражнений;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру.

Регулятивные:

- организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;

-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения

Личностные результаты:

- сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок;

-сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаю вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним: перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание; различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде  (Такие игры как: «Бросай дальше, беги быстрее», «Петушиный бой» и др.).

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука), упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника («Воробьи – вороны», «Займи кружок», «День и ночь»).

Для развития ловкости использую  игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества. («Охотники и утки», «Подвижная мишень»).

Для развития выносливости на уроке мною применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Например, игра «Колдунчики».

Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно. Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, методикой педагогического руководства.

Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения игр на уроках стали высокие результаты в районных соревнованиях (Легкоатлетический кросс 2015 г: Света П.- 1 место; бег 400 м  в 2014г. - Воронков А-2 место; бег 1500 м-  Камран М.- 3 место, бег 400 м –Света П. и др.) На протяжении последних лет команды школы занимают призовые места(турнир «Лето с футбольным мячом 2015»-1 место, Военно-спортивная игра «Зарница 2015»-2 место, «Школа безопасности 2016»-2 место, мини-футбол 2016- 2,3места) Высоких результатов добиваются  участники  предметных олимпиад (Зарина Д. ученица 7 класса в 2014г. заняла 3 место в окружном этапе,  Света П. ученица 8 класса - 1 место в 2015 г. и т.д.). Нормативы спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» учащиеся с легкостью сдают на золотые и серебряные значки.