Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.8

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
01.04.2018
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Т.К. Камзабекова, КГУ СОШ №11 ,город Семей учитель русского языка и литературы Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество. Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками. Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал. Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность. Педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленная цель обучения и воспитания; вовлечение всех учащихся класса; управление ходом игры; сочетание индивидуальной и коллективной работы; подведение итогов и оценивание; повышение познавательной мотивации учащихся. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные. Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий. Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес. Дидактические игры Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Основными функциями дидактической игры является формирование: устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; психических новообразований; собственно учебной деятельности ребенка; общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы; навыков самоконтроля и самооценки; адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Сюжетно-ролевые игры Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, - подмена ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным участием ребенка в действии, либо с его наблюдением. Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый опыт. Ролевые игры должны включать следующие условия: реалистичность; учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение модели поведения); наличие сюжета и интриги для его развития. Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую-либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, - способ смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя. Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики персонажа. Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми. Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Толкын игры исполь.docx
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы» Т.К. Камзабекова, КГУ СОШ №11 ,город Семей  учитель  русского языка  и литературы Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под  этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким  уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.  Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу  эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь.  Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра  наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение  игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно­рекреативными возможностями. Являясь  развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество. Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации  педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение  учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные  формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся,  повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает  работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и  любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний.  Уроки­игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в  атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности.  Устанавливается особое общение учителя с учениками. Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется  уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми  технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал. Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную  последовательность. Педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленная цель обучения и воспитания; вовлечение всех учащихся класса; управление ходом игры; сочетание индивидуальной и коллективной работы; подведение итогов и оценивание; повышение познавательной мотивации учащихся. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные. Урок­игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой  проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные это не только средство интеллектуального развития, а также развития  особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки­КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий. Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается  интерес. Дидактические игры Дидактические игры   познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат. Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия. Игровая  задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую  деятельность перед детьми в виде игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с  игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем  успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими  норм поведения и влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия  детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение  итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду­победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка,  подчеркнуть успехи отстающих детей. Основными функциями дидактической игры является формирование: устойчивого интереса к учению; снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к  школьному режиму; психических новообразований; собственно учебной деятельности ребенка; общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы; навыков самоконтроля и самооценки; адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Сюжетно­ролевые игры Идея ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому­либо с просьбой  представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой  разновидности игр – воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры  должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и  выстраивающий, движущий собой сюжет. Типичная ошибка, допускаемая на практике, ­ подмена  ролевой игры инсценировкой. Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра  начинает «сама себя играть», планировать можно лишь ее тактику. Обучение, на которое  направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным: оно связано либо с личным  участием ребенка в действии, либо с его наблюдением. Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои  собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно игровая ситуация,  прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, позволяет ребенку приобрести значимый  опыт. Ролевые игры должны включать следующие условия: реалистичность; учебный характер (ситуация предполагает применение знаний, отрабатывание навыков, изучение  модели поведения); наличие сюжета и интриги для его развития. Место ролевой игры в структуре уроков может быть самым различным. Продуктивно и интересно  перед изучением новой темы предложить ученикам разыгрывать какую­либо реальную ситуацию. Удачно, если получается связать учебное содержание со случаем из жизни кого­то из школьников  или знакомых. Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение ее хода служат сильнейшими  средствами мотивации учеников на обстоятельное изучение новой темы и одновременно вводят их  в проблематику. Подобное разыгрывание сюжета, введенное в середину урока, ­ способ смены  темпоритма занятия, иллюстрация учителя. Если конкретную ситуацию для разыгрывания предлагает учитель (находит ее сам), то он  расписывает на карточках роли и информацию для их эффективного представления. Следует  давать информацию в том объеме, который необходим для исследования данной проблемы, и не  перегружать их лишними деталями или фактами. Надо сообщить основные характеристики  персонажа. Итак, сюжетно­ролевая игра имеет моделирующий характер: дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения  внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений  с другими людьми.   Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость  образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции  их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший  шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в  обществе, повысить уровень мотивации к обучению. Думаю, что учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами  будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в  подлинном смысле этого слова.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018