Задачи:
1. Расширить знания о пирамидах и технологиях их изготовления.
2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.
4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование: рабочее место для работы с бумагой и картоном.
Урок 10, 11.
Технология
Тема: Игрушкипирамидки. Дед Мороз (разметка по шаблону).
(Учебник, с. 24–25, Рабочая тетрадь, с. 16, 39.)
Задачи:
1. Расширить знания о пирамидах и технологиях их изготовления.
2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать,
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.
4. Развивать художественные и конструкторскотехнологические способности.
Оборудование: рабочее место для работы с бумагой и картоном.
Этапы
I. Актуализация
знаний.
Ход урока
УУД
Вступительная беседа. 1 2
Беседа об истории празднования Нового года.
Празднование Нового года в языческой Руси.
Как праздновался Новый год в языческой Древней Руси – один из
неразрешённых и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено
утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчёт года.
Начало традиции праздновать встречу нового года следует искать в
глубокой древности. Так, у древних народов новый год обыкновенно
совпадал с возрождением природы и в основном был приурочен к
марту.
Познавательные УУД
1. Формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций.
2. Формируем умение
выявлять сущность и
особенности объектов.
3. Формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2012На Руси долгое время существовало пролетье, т.е. первые три месяца, с
марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень,
овсень или тусень, который впоследствии перешёл на Новый год. Само
же лето в древности длилось нынешние три весенние и три летние
месяца, а последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход
от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.
Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в
день весеннего равноденствия, 22 марта. Масленицу и Новый год
отмечали в один день. Зиму прогнали – значит, наступил новый год.
Празднование Нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. – Крещение Руси) появилось
новое летоисчисление – от Сотворения мира – и новый европейский
календарь – юлианский, с закреплённым названием месяцев. Началом
нового года стало считаться 1 марта.
По одной версии, в конце XV века, а по другой – в 1348 году
православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что
соответствовало определениям Никейского собора. Этот день стал
праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей
церковью, известного в простонародье под именем Семёна
летопроводца, потому что этим днём оканчивалось лето и начинался
новый год. Он был у нас торжественным днём празднования и
предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и
личных судов.
© ООО «Баласс», 2012Нововведения Петра I в праздновании Нового года
В 1699 году Пётр I издал указ, согласно которому началом года стали
считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских
народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю.
Целиком перевести Русь на новый, григорианский календарь Пётр I не
мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь изменил
летоисчисление в России. Если раньше годы считались от Сотворения
мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В
именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит
тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1го
числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует
отметить, что новое летоисчисление ещё долго существовало вместе со
старым: в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две
даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы великого царя, имевшей большое
значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы
то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой
возвестил о чёмто важном народу, который толпами хлынул на
Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором
царский дьяк громко читал указ, что Пётр Васильевич повелевает
«впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с
1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас
не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам
знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед
© ООО «Баласс», 2012воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и
можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке
на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не
конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами,
конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать ёлку стали намного
позднее, с середины прошлого века.
Первый день нового, 1700 года начался парадом на Красной площади в
Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного
фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы
и веселья получили своё признание, а празднование Нового года стало
носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного
праздника палили из пушек, а вечером в тёмном небе вспыхивали
невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились,
пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Новый год при советской власти. Смена календаря.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был
поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство
европейских стран давно перешло на григорианский календарь,
принятый Папой Григорием XIII в 1582 году, тогда как Россия всё ещё
жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет о
введении в Российской республике западноевропейского календаря. В
нём, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года
считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – 15м и т.д.» Таким
образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января,
© ООО «Баласс», 2012сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь,
изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные
праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю.
Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и ёлка,
которая называлась «поповским обычаем». Был отменён Новый год.
Однако в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла
Петровича Постышева «Давайте организуем к Новому году детям
хорошую ёлку!». Общество, ещё не забывшее красивый светлый
праздник, отреагировало достаточно быстро – в продаже появились
ёлки и ёлочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя
организацию и проведение новогодних ёлок в школах, детских домах и
клубах. 31 декабря 1935 года ёлка вновь вошла в дома наших
соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого
детства в нашей стране» – прекрасным новогодним праздником,
который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
3 1 1 2
Практическая работа.
1. Анализ образца.
Выполняется с опорой на образцы и материал в
учебнике на с. 24.
– Откройте с. 24, рассмотрите рисунки. Рассмотрите особенности
конструкции изделия.
II. Применение
знаний.
Практическая
работа.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение
слушать и понимать других.
2. Формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
© ООО «Баласс», 2012– Какое изделие мы будем сегодня делать?
– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать
другие?
– Какие способы разметки развёртки пирамиды вы знаете?
– Какими способами можно разметить пирамиду с квадратным
основанием? (По шаблонам квадрата и треугольника построить шаблон
развёртки на бумаге в клетку и далее разметить на картоне.)
Ученики предлагают свои решения. Обсуждается разметка по
шаблону.
– Какими известными способами можно разметить основу и детали
оформления?
– Как собрать пирамиду, чтобы не сломать картон? (Выполнить
биговку.)
– Как можно соединить детали?
– Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
– Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?
– Давайте составим план нашей работы.
2. Планирование.
1. Разметка деталей основы и оформления.
2. Вырезывание деталей.
3. Выполнение биговки на основе.
4. Сборка изделия.
3. Самостоятельная работа. Работа с опорой на инструкционную
карту. Уборка рабочих мест.
3. Формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
в группе.
Регулятивные УУД
1. Формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
3. Формируем умение
прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012Оценка работы. Устраивается выставка готовых изделий,
совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность,
творчество).
Второй урок
На втором уроке по той же технологии выполняется игрушка
пирамидка Снегурочка.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Отметь в дневнике.
IΙΙ. Итог урока.
1 4
– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения
помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?
– Для чего нужен был сегодняшний урок?
– Что у вас сегодня получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?
© ООО «Баласс», 2012Деятельность учеников:
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира.
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов,
физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
© ООО «Баласс», 2012