МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 71 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Воспитатель Антонова М.А., апрель, 2024 г.
Тема: «Игры для развития тактильного восприятия детей с нарушением зрения».
Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира. Родителям следует помнить, что осязание – одна из способностей человека воспринимать окружающий мир, и первое, что чувствует ребенок после появление на свет — это прикосновение. Известно, что дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает. Л. И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознании предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Тактильно - кинестическое восприятие - основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Тактильное восприятие не зря называют кожным зрением или кожно-оптическим восприятием, оно является отражением целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей с нарушением зрения может в известной мере компенсировать дефект зрения. Исследования И. М. Сеченова. Б. Г. Ананьева и других ученых показали, что рука заменяет слабовидящему ребёнку зрение, она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Благодаря развитию тактильно - кинестической чувствительности слабовидящие дети могут воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению : форму, размер, положение в пространстве, определять такие свойства предмета, как температура и вес. Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.
Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения родителям необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы. Начать такую работу родителям можно с предложения своим детям специальных книг для обследования. Это удивитель ные книги. Удивительные потому, что они предназначены для слепых и слабовидящих детей. Это книги с объемными изображениями и рисунками животных, птиц, покрытых мехом, перьями, которые можно осязать на ощупь. И называются они тактильными.
В домашних условиях родителям можно пошить корригирующие дорожки, созданные их руками и наполненные различными материалами. Такие коврики используются во время утренней гимнастики и физкультурных упражнений. Они помогают развивать основные функции стоп, правильную постановку стоп при ходьбе, улучшают кровообращение и координацию движений. Упражнения с тактильными дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
Тактильные игры для малышей, проводимые родителями могут быть очень разнообразными. Детей нужно обучить специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.). Сначала эти действия проводятся с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Родители помогают детям обозначать отдельными словами свойства и качества используемых материалов, признаков предмета.
Игра «Тактильный мешочек». Развивающая игра, сделанная своими руками на развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений. Подходит для детей от 2 до 6 лет (по методике Марии Монтессори). В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы ( игрушки, овощи, фрукты и т.д.).
Игра: «Волшебный коробок». Родители предлагают детям ощупать двумя руками предмет в коробке, выделить на ощупь его форму, материал, отдельные детали. После этого назвать предмет и сказать, что помогло его узнать.
Игра: «Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Мама показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Игра: «Собери матрешку» Двое играков подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
Игра: «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку родители предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч и другие предметы. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они на ощупь: вязкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Но всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.
Песочная терапия.
Отличным приемом для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики является рисование на песке. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Упражнения «Дождик», «Заборчик», «Лесенка» дают возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности и интенсивности. Кроме этого, родители могут предложить детям нарисовать конкретные фигуры: кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды. Постепенно у ребёнка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. Рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.
Все эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития ребенка с нарушением зрения. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно- двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики игры с песком способствуют развитию речи, памяти, произвольного внимания, воображения, стабилизируют эмоциональное состояние малыша. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Таким образом, развитие тактильного восприятия у детей с нарушением зрения предусматривает хорошо развитую способность восприятия окружающего мира с помощью сохранных анализаторов, которая крайне необходима современному человеку. А начинать развивать её нужно уже с раннего возраста, и в этом большую роль играют созданные родителями для детей раннего дошкольного возраста коррекционно-развивающие игры.
Список литературы:
1. «Особенности тактильного восприятия» В.Н. Норина /статья, 2022 г.
2. «Развитие тактильного восприятия у ребёнка раннего возраста» А.А.Кулакова / статья, 2021 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.